Просмотр содержимого документа
«Конспект по окружающему миру на тему : "Славные символы России"»
Урок в 4 классе
«Славные символы России».
Автор: Рыбакина Евгения Алексеевна, учитель начальных классов в ГБОУ ООШ с. Новая Рачейка.
Цель: знакомство учащихся с символами страны: флагом, гербом, гимном.
Задачи:
-Воспитывать чувство любви к своей стране, чувство гордости за нашу страну.
Ход урока.
1. Орг. момент .
Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. И о символах страны Все ребята знать должны. Ну, приступим! В добрый час! Все получится у вас!
– Сегодня очень важный для каждого из нас урок. Мы поговорим о нашей Родине.
Учитель читает стихотворение:
Если долго-долго-долго в самолете нам лететь Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть, То увидим мы тогда и леса, и города, Океанские просторы, ленты рек, озера, горы. Мы увидим степь без края, тундру, где звенит весна. И поймем тогда какая наша Родина большая. Необъятная страна.
Во время чтения стихотворения появляются слайды с изображением рек, морей, гор, лесов, тундры, степи.
Нет в мире ни одной страны, которая была бы больше России. У каждой страны есть свои отличительные знаки, то есть символы. Вы знаете их? (Флаг, герб, гимн.)
-Ребята, как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить?( о символах России) –Правильно! Тема нашего урока : Славные символы России: герб, гимн, флаг.
У каждого независимого государства есть государственные символы. Каждый человек обязан знать символы своей страны, чтобы представить, как жила и развивалась его Родина.
Ребята, как вы думаете, когда появились первые символы?( предположения детей)
Символы появились ещё в глубокой древности.Прочитайте об этов в учебнике на сранице 168. Первый обзац. Учащиеся самостоятельно читают первый обзац.
2. Знакомство с гербом РФ.
-Ребята, посмотри на экран. ( Слайд: Герб России)Что вы видите?(Герб России). А что такое герб?Ребята, откройте учебник на странице 168 и найдите ответ на этот вопрос. (Герб- это отличительный знак, который может принадлежать человеку, городу, государству)
-Ребята, давайте рассмотрим герб России. В учебнике на стр 169 есть изображение герба.
Герб России четырехугольный с заострением внизу.
– Какого цвета герб России? (Красного.)
-Что означает красный цвет?(Красный цвет обозначает храбрость и мужество)
–Что еще изображено на гербе?
-Прочитайте описание герба в учебнике . ( Ученик вслух читает текст из учебника)
-Ребята, а кто знает , что это за всадник изображён на гербе? ( дети высказывают свои предположения)
На гербе изображен Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьем змея. Георгий Победоносец является защитником от всякого зла.
-Ребята, почему на гербе изображен двуглавый орёл? Что это символизирует?Найдите ответ в тексте.( ученик зачитывает ответ на вопрос из текста:
Двуглавый орел – символ непобедимости и силы, держит в лапах скипетр (жезл) – символ власти и державу (земной шар) – это символ могущества, независимости и мощи страны. Но почему у орла две головы?
Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что наша страна живет по законам чести и справедливости. Российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.
Словарная работа:
Что такое скипетр? ( Это жезл – посох, украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти.) Что такое держава? (Это золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами царской власти)
-Ребята, мы с вами живем в Самарской области, и у нашей области есть свой герб. Обратите внимание на экран: (Слайд: Герб Самарской области )
Герб Самарской области представляет собой изображение серебряного дикого козла, обращенного в левую сторону от зрителя, с золотыми рогами, червлеными (темно-красными) глазами и языком и черными копытами, помещенное на геральдический щит французской формы лазоревого цвета. Щит увенчан императорской короной и окружен золотыми дубовыми ветвями, обвитыми Андреевской лентой.
Сообщение ученика:
У древних народов козел ассоциировался с вожаком, вождем, был воплощением непоколебимой силы. Горделивый серебряный козел внушает уважение своей уверенностью и спокойной мощью. Дубовые листья с желудями символизируют зрелость, мудрость и полноту сил. Голубая Андреевская лента, на которой носился крест высшего российского ордена - Ордена Святого апостола Андрея Первозванного, учрежденного Петром I, подчеркивала принадлежность Самарской губернии к Российскому государству. Золото (желтый цвет) - символ богатства, силы, верности и постоянства. Серебро (белый цвет) - символ нравственной чистоты и совершенства. Лазурь (голубой цвет) - символ величия, красоты и ясности. Червлень (красный цвет) – символ героизма, отваги и великодушия.
-А как выглядит герб Сызрани? Кто сможет его описать?( слайд : герб Сызрани)
Сообщение ученика: Герб используется в двух равнозначных вариантах, с примыкающим изнутри к верхнему краю герба Сызрани фигурами герба Самарской области, или без примыкающего герба Самарской области.
За основу герба города Сызрани взят исторический герб города Сызрани, утвержденный Екатериной II, 22 декабря 1780 года.
Описание цветов:
Золотой — символ богатства, интеллекта, великодушия, прочности и величия.
Черный — означает благоразумие, скромность, мудрость, честность, вечность бытия.
Зеленый — является символом изобилия, жизни и возрождения.
Проектная деятельность.
-Ребята, у нашей страны есть герб, у нашей области есть герб. Создайте герб своего класса, используя информационную карту.( слайд : информационная карта)
Информационная карта
(напечатана в 2-х экземплярах на листах формата А4)
1.Изображение герба должно располагаться на геральдическом щите, который может быть различной формы(круглой, квадратной, прямоугольной, овальной).
Ваш класс является частью школьного коллектива. Подумайте, какое главное назначение у школы. Исходя из этого решите, что может быть главным элементом на гербе класса. Поместите его в центр герба.
Подумайте, чем славится ваш класс в школе. Отразите этот факт также в вашем гербе.
Защитите свой проект.
(Работа выполняется на листах бумаги, вырезанных в форме геральдических щитов и разделённых на секторы. В качестве символов ребятам предлагаются картинки на тему школы, спорта, искусства, взаимоотношений детей, учителя и детей. Время – 4 мин.)
- Ваш класс живёт интересной жизнью, судя по вашим гербам. Это здорово.
-А сейчас, давайте немного отдохнём.
Физминутка.
3. Знакомство с флагом РФ.
– Следующий символ государственной власти – это флаг. Флаг России трехцветный (Слайд : флаг России).
– Назовите его цвета? (Белый, синий, красный).
-Ребята, прочитайте в учебнике на стр.170 о флаге России. Ответьте на вопрос: «Когда и где в Росии впервые появился бело- сине –красный флаг?»( в конце 17 века на первом боевом корабле « Орёл»)
-Кто ввёл такой порядок располоения цветов на флаге?( Петр 1)( слайд: Петр 1)
-Что символизирует Белый цвет?( мир божественный) символизирует мир, Синий – мир небесный. Красный – мир земной.
-Ребята, поднимите руку, кто сможет составить флаг нашей страны из фрагментов цветной бумаги. Ученик у доски составляет флаг России.
-Ребята, найдите ответ на вопрос в учебнике: Когда мы отмечаем день государственного флага Российской Федерации?(22 августа)
-Почему именно в этот день? ( в этот день в 1991 году Росси вновь обрела флаг)
-Ребят, прочитайте последний обзац.Ученик вслух читает о красном знамени победы.
-Что вы можете сказать о красном знамени победы?( это знак благодарности потомков победителям в Великой Отечественной Войне.)
4. Знакомство с гимном РФ .
– Ещё один символ государства, о котором мы с вами будем говорить – это гимн. Откойте учебник на странице 172 и прочитайте о государственном гимне России, подготовьте ответы на вопросы : «Что такое гимн?» и «Кто являтся автором гимна?»
– Что такое гимн?(Это торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства)
-Кто написал слова гимна? ( известный детский писатель Сергей Михалков )
(Слайд : текст гимна России)
– Когда вам приходилось слушать гимн? (Во время подъема государственного флага, торжественных собраний, национальных праздников, спортивных соревнований.)
– Как слушают гимн страны?( Мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.)
Прослушивание гимна России.
5.Подведение итогов. Рефлексия.
-Ребята, у нашего государства есть свои символы : герб, флаг и гимн. Любой гражданин России должен знать и уважать государственные символы страны.
-Ребята, давайте вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили. Ответьте на вопросы вучебнике на странице 174.
1.Когда появились символы?( в глубокой древности)
2.Что изоражено на государственном гербе России?( На гербе изображен Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьем змея. Георгий Победоносец является защитником от всякого зла ;двуглавый орёл, )
-Почему орёл двуглавый?( Двуглавый орел – символ непобедимости и силы, держит в лапах скипетр (жезл) – символ власти и державу (земной шар) – это символ могущества, независимости и мощи страны )
3. Как выглядит флаг Российской Федрации?(полотно бело- сине- красного цвета)
-Что означают цвета на российском флаге?( Белый цвет символизирует божественный мир. Синий –небесный мир. Красный – земной мир)
4.Что тебе известно о Красном знамени Победы?
5.-Что ты знаешь о государственном гимне России? (гимн-это песня, которая исполняется в особых случаях. Это главная, торжественная песня стран. Слова для гимна России написал Михалков)
-Молодцы, ребята!
Выставление оценок.
Задание на дом.
Продолжите фразы:
-Сегодня я повторил…
-Сегодня я узнал….
-Сегодня у меня возникли трудности… Молодцы! Спасибо за урок!