Тема урока: «Школа пешехода».
Цель: изучить правила движения пешеходов по загородной дороге и новые для детей правила перехода улицы.
Планируемые результаты. Предметные: учащиеся будут знать свод правил дорожного движения, научатся применять на практике полученные знания по правилам движения пешеходов.
Метапреметные: понавательные-способны понимать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; работать с учебником, выделять и формулировать познавательные цели, строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные умеют контролировать и оценивать результаты своей деятельности и деятельность партнёров; корректировать свою деятельность;
Коммуникативные умеют ставить вопросы и вести диалог; достаточно чётко и полно выражать свои мысли.
Личностные имеют мотивацию к учебной деятельности, принимают и осваивают начальные навыки адаптации в обществе, проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала
Форма поведения: урок-исследование
Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, тестовое задание, видеопроектор, компьютер.
1. Конверт с письмом и карточками-заданиями для проверки домашнего задания, карточки-задания к конкурсу «Школа пешеходов».
2. Альбомные листы с изображением трех транспортных и двух пешеходных светофоров; по одному кружку красного, желтого и зеленого цвета.
3. Дорожные знаки из бумаги.
4. Призы за участие в КВН.
Ход урока
Организованное начало урока.
1. Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Знания в гости к нам идут,
Что-то нам они несут.
2. Игра на внимание «Что изменилось?»
Запомните расположение фигур (20 сек).
Что изменилось?
Где вы видели фигуры в таком расположении?(Светофор)-слайд3
Актуализация знаний.
- Послушайте стихотворение.
Движеньем полон город —
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя—
Хвастун и озорник.
Волнуются шоферы,
Во все гудки гудят,
Колеса и моторы
Остановить хотят.
Свернул водитель круто,
Вспотел как никогда:
Еще одна минута —
Случилась бы беда.
-О чем говорится в стихотворении?
Почему оно называется «Скверная история»? (С Петей чуть не случилась беда потому, что он не соблюдал правил дорожного движения.)
Что такое правила дорожного движения?
Для чего они нужны? (Ответы детей.)
III. Сообщение темы урока.
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Ответы детей.)
Определите тему урока? (Учащиеся высказывают своё мнение.)
О правилах движения мы уже говорили в первом классе и на прошлом уроке, а сегодня тема урока «Школа пешехода». Это практическое занятие. ( На доске появляется запись с темой урока.)
Предположите, чему вы должны сегодня на уроке научиться.
Что вы хотели бы узнать, изучая эту тему?
Действительно, сегодня продолжим разговор о правилах движения для пешеходов. Вы должны будете составить «Кодекс правил для пешеходов». Пройдет наш урок необычно — в виде игры - КВН, путешествуя по станциям.
В конкурсе внимательных и находчивых участвуют три команды (класс делится на команды: каждый ряд — одна команда).
Проверка домашнего задания.
Задание 1.
Итак, первое задание: придумать название команды. Время на обсуждение — 2мин. ( После обсуждения учитель записывает названия команд на доске.)
Остановка «Светофор».
Отправляясь в путь,
Про светофор ты не забудь.
Прямо у школьного порога
Начинается дорога.
Учитель раздает каждой команде альбомные листы с изображением трех транспортных светофоров и двух пешеходных:
- Люди делят светофоры на два вида. Подпишите на карточках, как называется светофоры каждой группы.
- Вспомните, что означают сигналы светофора. С помощью фломастеров на первом светофоре «зажгите» сигнал «Стойте».
- На втором — «Внимание».
- На третьем — «Идите» или «Движение разрешается».
- На каком из пешеходных светофоров горит сигнал «Стойте», а на каком — «Идите»? Подпишите название сигнала под пешеходным светофором.
С помощью фломастеров ребята оформляют ответ: Слайд 4,5,6,
После окончания работы проводится коллективная проверка задания — по одному представителю от каждой команды выходят к доске и показывают карточку-задание. Сравниваются ответы, исправляются ошибки.
Подводятся итоги конкурса «Светофор». Максимальный результат — 5 баллов.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы писать.
В «Светофор» мы поиграем,
Руки, ноги разминаем.
Красный свет нам «Стой!» — кричит,
Ждать зеленого велит.
Чтобы было ждать не скучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад. И вперед.
Влево, вправо поворот.
Вот и желтый загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем,
Начинаем, детвора!
Вверх поднимем,
Вниз опустим,
Пролетим как самолет.
Вот зеленый загорелся,
Можно нам идти вперед.
Левой,правой,
Левой,правой,
Смело мы идем вперед.
Светофор - помощник славный
Уставать нам не дает.
3. Остановка « Дорожные знаки».
- Пришло время выяснить, насколько хорошо вы знаете дорожные знаки. Каждая команда получает по два дорожных знака. После обсуждения вы должны назвать дорожный знак, объяснить, почему он так назван, и где мы его можем увидеть на дороге, прикрепив его на доске под соответствующей записью.
На обсуждение командам дается две минуты.
Знаки для первой команды:
«Надземный пешеходный переход» и «Движение пешеходов закрыто».
Знаки для второй команды:
«Подземный пешеходный переход» и «Движение на велосипедах запрещено».
Знаки для третьей команды:
«Пешеходная дорожка» и «Пешеходный переход».
Подводятся итоги конкурса « Дорожные знаки?». Максимальный результат в этом конкурсе — 6 балов (по 3 балла — за знак). Подсчитывается общий итог по результатам конкурсов.
Изучение нового материала.
Остановка «Школа пешехода».
В этом конкурсе мы проверим, насколько хорошо вы умеете рассказывать о правилах дорожного движения. (Команды читают текст учебника, затем готовятся к пересказу текста, используя вопросы и задания карточек.)
Задание для первой команды:
Прочитать текст на с. 14—15 «О ступеньках под землю и полосатой "зебре"».
1. Для чего предназначена мостовая? Как нужно ее переходить?
2. Прочему пешеходный переход называют «зеброй»? Для чего
нужны полоски?
3. Как быть, если поблизости нет «зебры»?
4. Что такое подземный переход?
5. Можно ли переходить улицу по мостовой, если рядом есть
подземный переход.
Задание для второй команды:
Прочитать текст на с. 15—16 «Посмотри налево, посмотри направо».
1. Как нужно переходить улицу, если поблизости нет «зебры» или подземного перехода? Что нужно сделать сначала?
2. В какую сторону нужно посмотреть, стоя на тротуаре? Почему именно в эту сторону?
3. В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины дороги? Почему именно в эту сторону?
4. Если ты не успел перейти дорогу, а приближается машина. Что нужно делать?
5. Что за островок рисуют белой краской на переходе через широкую улицу?
Задание для третьей команды:
Прочитать текст на с. 16—17 «Не играй в прятки с водителем».
1. Если вдоль тротуара посажены деревья и кустарники, можно ли неожиданно выскакивать на дорогу и бежать через улицу? Почему? Как нужно выходить на дорогу с бульвара или из сквера?
2. Можно ли переходить дорогу рядом со стоящей машиной? Почему?
3. Где нужно обходить троллейбус или автобус, когда они стоят на остановке, — спереди или сзади? Почему?
У вас есть сигнальные карточки: красные – очень трудно, не справляюсь;
жёлтые – нужна помощь, консультация;
зеленые – всё понятно, справлюсь сам.
После подготовки заслушиваются выступление ребят. Итоги формулируются в виде правила движения для пешеходов. Слайд 7.
Подводятся итоги конкурса. Максимальный результат 5 баллов.
Остановка «Игровая»
- Предлагаю отдохнуть и сыграть в игру «Это я, это я, это все мои друзья!»
- Я читаю вопрос, а вы отвечаете, если так делаете — «Это я, это я, это все мои друзья!»
— Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
— Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
— Знает кто, что красный свет
Это значит хода нет?
— Знает кто, что свет зеленый
Означает: «Путь открыт»?
— А что желтый свет всегда
Нам «Вниманье!» — говорит
6. Остановка «Как дорогу перейти?»
- А эта игра серьезная! Сейчас мы узнаем, кто был сегодня внимательным. На каждый правильный ответ зеленый загорится свет. (Учитель вручает зеленые жетоны.)
Работа в группах (работают три группы): Задания:
1 команда — перейти регулируемый перекресток;
2 команда — перейти нерегулируемый перекресток;
3 команда — пройти по загородной дороге.
После обсуждения выступает представитель от каждой команды. Показывает на слайде 8, 9, 10, указкой свои действия.
Игра « Кто не соблюдает правил?» - см. слайд11.
Закрепление изученного материала.
Тест – см. книгу «Тесты» стр.
Итоги игры
Подводятся общие итоги игры по результатам всех конкурсов. Подсчитываются баллы, выявляется победитель. Каждая команда награждается небольшими призами.
Вручается каждому ребёнку памятка.
ПАМЯТКА ПЕШЕХОДА
ПЕШЕХОДАМ РАЗРЕШАЕТСЯ ХОДИТЬ ТОЛЬКО ПО ТРОТУАРАМ И ПЕШЕХОДНЫМ ДОРОЖКАМ. А ТАМ, ГДЕ ИХ НЕТ ПО ОБОЧИНЕ, НАВСТРЕЧУ ДВИЖУЩЕМУСЯ ТРАНСПОРТУ.
НЕ ВЫХОДИТЕ И НЕ ВЫБЕГАЙТЕ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ.
ПЕРЕХОДИТЕ ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ ТОЛЬКО В МЕСТАХ,
ОБОЗНАЧЕННЫХ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКОЙ «ЗЕБРА» ИЛИ ЗНАКОМ
«ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД».
В МЕСТАХ, ГДЕ ЕСТЬ СВЕТОФОР, ПЕРЕХОДИТЕ УЛИЦУ ТОЛЬКО НА
ЗЕЛЁНЫЙ СИГНАЛ СВЕТОФОРА.
НЕ БЕГИТЕ ЧЕРЕЗ УЛИЦУ, ИДИТЕ СПОКОЙНЫМ ШАГОМ.
ПЕРЕД ПЕРЕХОДОМ УЛИЦЫ С ДВУСТОРОННИМ ДВИЖЕНИЕМ ПОСМОТРИТЕ НАЛЕВО И, ЕСЛИ ПОБЛИЗОСТИ НЕТ МАШИН, НАЧИНАЙТЕ ПЕРЕХОД. ДОЙДЯ ДО СЕРЕДИНЫ, ПОСМОТРИТЕ НАПРАВО, ЕСЛИ ПОБЛИЗОСТИ ЕСТЬ МАШИНЫ, ПРОПУСТИТЕ ИХ, А ПОТОМ ПРОДОЛЖАЙТЕ ПУТЬ.
ОБХОДИТЕ ТРАМВАЙ СПЕРЕДИ, А АВТОБУС И ТРОЛЛЕЙБУС СЗАДИ
УЛИЦА НЕ МЕСТО ДЛЯ ИГР.
КАТАТЬСЯ НА РОЛИКОВЫХ КОНЬКАХ, САМОКАТЕ, ВЕЛОСИПЕДЕ МОЖНО ТОЛЬКО В ПАРКЕ, ВО ДВОРЕ, НА СТАДИОНЕ.
ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЛИЦЫ СОЙДИТЕ С ВЕЛОСИПЕДА, ДЕРЖА ЕГО ЗА РУЛЬ, ПЕРЕЙДИТЕ ПО ПЕШЕХОДНОМУ ПЕРЕХОДУ.
Обобщение изученного материала – слайд12, 13.
Учащиеся поют песню.
Домашнее задание
Читать текст в учебнике на с. 18—25 ; знать изученные правила дорожного движения.
Рефлексия. «Дорисуй смайлик».
Всё получилось – улыбка.
Были затруднения – серьёзное лицо.
Не понравилось, не получилось – грустное лицо.
10. Подведение итогов
Оцените свою работу на уроке (Слайд 14 ).
Зеленая карточка Я активно работал. Успешно справлялся с заданиями. Я доволен собой. | Жёлтая карточка Было трудновато, но я справился. Я вполне доволен собой. | Красная карточка Задания были трудными. Мне нужна помощь. |