Конспект урока "Знай хорошо и татарский язык и русский язык"
Конспект урока "Знай хорошо и татарский язык и русский язык"
ЦЕЛИ УРОКА: - закрепление знаний, полученных на уроках, через игру;
- совершенствование точности воспроизведения;
- воспитание целенаправленного внимания;
- развитие умение анализировать;
- воспитание самостоятельности в принятии решений;
- воспитание устойчивого интереса к урокам татарского языка
1.Организационный момент.
1) - Басыгыз! Учащиеся встают.
- Ис?нмесез! Учащиеся здороваются.
- Утырыгыз! Учащиеся садятся.
2) У нас сегодня не просто урок, а урок-игра
Безне? тема: Татарча да яхшы бел, русча да яхшы бел. (Тема нашей игры: Знай хорошо и татарский язык, и русский язык). Игра состоит из нескольких конкурсов. Ответы на задания вы будете показывать карточками с цифрами. За правильный ответ вы получите звёздочку. Ответы ваши будет оценивать жюри.
Учитель представляет членов жюри.
Уенны башлыйбыз! (Начинаем игру!)
11. Уен. (Игра.)
1 - Беренче ярыш. (Первый конкурс).
Тактада – 8 с?з (??р с?з сан бел?н билгел?нг?н).(На доске – 8 слов (они обозначены цифрами):
1 - КЕЧКЕН? (маленький) 2 –ОЗЫН (длинный)
3 – САЛКЫН (холодный) 4 –АК (белый)
5 - ДУС (друг) 6 –Г?Л (цветок)
7 – К?Н (день) 8 – К?П (много)
1) Беренче бирем (первое задание):
Балалар, бу сузл?рне укыйбыз! (Ребята, прочитаем эти слова !)
Учащиеся по очереди читают данные слова.
- Какое из этих слов относится к теме «Т?с»? («Цвет».)
- Ак. (Белый.)
Укычылар ?авап бир?л?р. Алар карточкаларны к?рс?т?л?р.Укытучы йолдызлар ?л?ш?. (Учащиеся дают ответ, показывая карточки. Учитель раздаёт звёздочки.)
2) Икенче бирем (второе задание):
К какому из данных слов мы не знаем слово с противоположным значением?
Укычылар ?авап бир?л?р. Алар карточкаларны к?рс?т?л?р.Укытучы йолдызлар ?л?ш?.
(Учащиеся дают ответ, показывая карточки. Учитель раздаёт звёздочки.)
- Правильно, ребята. Это слово «г?л». Как мы переведём это слово?
- «Цветок».
- Вспомните, ребята, мы знаем ещё одно значение этого слова. Назовите его!
- «Ч?ч?к».
- Д?рес. (Правильно.)
- Х?зер мин текстны таратам. Без текстны укыйбыз. (А сейчас я раздам вам текст и мы его прочитаем и переведём.) Мы будем не просто читать, а читая будем заменять подчёркнутые слова на слова с противоположным значением .
К?З. (Осень).
Т?нн?р кыска. (Ночи короткие). ?ил салкын тугел. (Ветер не холодный). К?нн?р болытлы. (Дни облачные). Урамда я?гыр бар. (На улице есть дождь). Урманда мил?ш кызыл ??м вак . (В лесу рябина красная и мелкая). Агачларда яфраклар к?п. (На деревьях много листьев). Кечкен? чыршылар яшел торалар. (Маленькие ёлки стоят зелёные).
Тагын шундый ?ч с?з р?те ачыла. Балалар ?авап бир?л?р, а?латалар. (Ещё учащиеся рассматривают три таких группы слов. Они находят лишнее слово и объясняют).
Апа (тётя) отвечает на вопрос “кем?” (кто?), а китап (книга), урындык (стул), алма (яблоко), песи (кошка) отвечают на вопрос “н?рс??”(что?)
- Ребята, пока жюри работает, мы составим с вами предложения со словами, которые вы отобрали.
М?мкин булган ??мл?л?р. (Возможные предложения.):
Бакчада кишер ?с?. (В огороде растёт морковь).
Кешел?р кишер ?ыялар. (Люди собирают морковь).
Тиен агачта сикер?. (Белка прыгает на дереве).
Тиен кечкен? ??м матур хайван. (Белка маленькое и красивое животное).
?би карт. (Бабушка старая).
Минем бабай карт т?гел. (Мой дедушка не старый).
Минем апа кибетт? эшли. (Моя тётя работает в магазине).
Апалар г?мб? ?ыялар. (Тёти собирают грибы).
- ?ф?рин, балалар. Молодцы!
3 – ?ченче ярыш. (Третий конкурс).
Тактада х?рефл?р (на доске буквы): Т, Т, С, А, А, Р, К, Ы, Н, Л.
Ребята, следующее задание такое. Из данных букв нужно составить как можно больше слов. Если буква одна, например “С”, то её в одном слове можно исрользовать только один раз. А если букв две, например “Т”, то можно написать такое слово, где таких букв две.
Музыка куела ??м балалар 3-5 минут эшлил?р. Вакыт ?тк?ч, ?авапларын жюрига тапшыралар. (Включается музыка и ребята работают 3-5 минут (в зависимости от подготовки учащихся. Закончив, ответы сдают жюри. )
- Бу эшне башкардык, балалар. Ял итеп алабыз. ?йд?гез, физминуткага басыгыз. Физминутканы дежурный алып бара. (Этот этап мы прошли. А сейчас отдохнём. Вставайте на физкультминтку. Её ведёт дежурный.)
Тактада ?ч тапкыр биш р?сем к?рс?тел?.Алар ?зг?рг?н саен, укытчы я?а сорау бир?. Укучылыр карточкалар бел?н ?авап бир?л?р. (На доске трижды представляются по пять картинок. Каждый раз учитель задаёт разные вопросы. Учащиеся ответы дают, показывая карточки).
Беренче бирем. (Первое задание.) “В каком из этих слов не пишется буква “?“?”
Укытучы “?” х?рефе бел?н карточка к?рс?т?. (Учитель показывает карточку с буквой.)
Укытучы “А” х?рефе бел?н карточка к?рс?т?. (Учитель показывает карточку с буквой.)
Яхшы, балалар. ?ф?рин! (Хорошо, ребята. Молодцы!)
Пока работает жюри, Мы с вами составим рассказ по картинкам, которые
мы с вами отобрали.
Малай. Бу малай. Ул кечкен? . Ул укымый. Малай туп уйный. (Мальчик. Это мальчик. Он маленький. Он не учится. Мальчик играет в мяч.)
?би. Бу ?би. ?би карт. ?би эшл?ми. Ул ?йд? аш пешер? , савыт юа. ( Бабушка.
Это бабушка. Бабушка старая. Она не работает. Она дома варит суп, моет посуду.)
Урман. Бу урман. Урманда агачлар, ч?ч?кл?р ?с?л?р . Анда хайваннар к?п. Урман бик матур. (Лес. Это лес. В лесу растут деревья, цветы. Там много животных. Лес очень красив.)
5 - Бишенче ярыш. (Пятый конкурс.) “Кем к?бр?к? Кто больше?”
- Вот мы и подошли к финалу. Каждый из вас должен вспомнить и написать как можно больше слов, которые начинаются на букву «К».
Музыка куела ??м балалар 3-5 минут эшлил?р. Вакыт ?тк?ч, авапларын жюрига тапшыралар. (Включается музыка и ребята работают 3-5 минут (в зависимости от подготовки учащихся. Закончив, ответы сдают жюри. )
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Знай хорошо и татарский язык и русский язык" »
ГБС (К) ОУ школа № 142 (8 вида)
Республика Татарстан, г. Казань
Яруллина Альфия Гарифулловна, учитель татарского языка
Тема: «Знай хорошо и татарский язык, и русский язык» урок – игра
Целевой возраст детей: 7 класс, 14 лет.
УРОК – ИГРА « ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС»
по татарскому языку в русскоязычной
группе седьмого класса.
ТЕМА: «Татарча да яхшы бел, русча да яхшы бел».
ЦЕЛИ УРОКА: - закрепление знаний, полученных на уроках, через игру;
- совершенствование точности воспроизведения;
- воспитание целенаправленного внимания;
- развитие умение анализировать;
- воспитание самостоятельности в принятии решений;
- воспитание устойчивого интереса к урокам татарского языка.
ХОД ИГРЫ.
1.Организационный момент.
1) - Басыгыз! Учащиеся встают.
- Исәнмесез! Учащиеся здороваются.
- Утырыгыз! Учащиеся садятся.
2) У нас сегодня не просто урок, а урок-игра
Безнең тема: Татарча да яхшы бел, русча да яхшы бел. (Тема нашей игры: Знай хорошо и татарский язык, и русский язык).
Игра состоит из нескольких конкурсов. Ответы на задания вы будете показывать карточками с цифрами. За правильный ответ вы получите звёздочку. Ответы ваши будет оценивать жюри.
Учитель представляет членов жюри.
Уенны башлыйбыз! (Начинаем игру!)
11. Уен. (Игра.)
1 - Беренче ярыш. (Первый конкурс).
Тактада – 8 сүз (һәр сүз сан белән билгеләнгән).(На доске – 8 слов (они обозначены цифрами):
1 - КЕЧКЕНӘ (маленький) 2 –ОЗЫН (длинный)
3 – САЛКЫН (холодный) 4 –АК (белый)
5 - ДУС (друг) 6 –ГӨЛ (цветок)
7 – КӨН (день) 8 – КҮП (много)
1) Беренче бирем (первое задание):
Балалар, бу сузләрне укыйбыз! (Ребята, прочитаем эти слова !)
Учащиеся по очереди читают данные слова.
- Какое из этих слов относится к теме «Төс»? («Цвет».)
- Ак. (Белый.)
Укычылар җавап бирәләр. Алар карточкаларны күрсәтәләр.Укытучы йолдызлар өләшә. (Учащиеся дают ответ, показывая карточки. Учитель раздаёт звёздочки.)
2) Икенче бирем (второе задание):
К какому из данных слов мы не знаем слово с противоположным значением?
Укычылар җавап бирәләр. Алар карточкаларны күрсәтәләр.Укытучы йолдызлар өләшә.
(Учащиеся дают ответ, показывая карточки. Учитель раздаёт звёздочки.)
- Правильно, ребята. Это слово «гөл». Как мы переведём это слово?
- «Цветок».
- Вспомните, ребята, мы знаем ещё одно значение этого слова. Назовите его!
- «Чәчәк».
- Дөрес. (Правильно.)
- Хәзер мин текстны таратам. Без текстны укыйбыз. (А сейчас я раздам вам текст и мы его прочитаем и переведём.) Мы будем не просто читать, а читая будем заменять подчёркнутые слова на слова с противоположным значением .
КӨЗ. (Осень).
Төннәр кыска. (Ночи короткие). Җил салкын тугел. (Ветер не холодный). Көннәр болытлы. (Дни облачные). Урамда яңгыр бар. (На улице есть дождь). Урманда миләш кызыл һәм вак. (В лесу рябина красная и мелкая). Агачларда яфраклар күп. (На деревьях много листьев). Кечкенә чыршылар яшел торалар. (Маленькие ёлки стоят зелёные).
Тагын шундый өч сүз рәте ачыла. Балалар җавап бирәләр, аңлаталар. (Ещё учащиеся рассматривают три таких группы слов. Они находят лишнее слово и объясняют).
Апа (тётя) отвечает на вопрос “кем?” (кто?), а китап (книга), урындык (стул), алма (яблоко), песи (кошка) отвечают на вопрос “нәрсә?”(что?)
- Ребята, пока жюри работает, мы составим с вами предложения со словами, которые вы отобрали.
Мөмкин булган җөмләләр. (Возможные предложения.):
Бакчада кишер үсә. (В огороде растёт морковь).
Кешеләр кишер җыялар. (Люди собирают морковь).
Тиен агачта сикерә. (Белка прыгает на дереве).
Тиен кечкенә һәм матур хайван. (Белка маленькое и красивое животное).
Әби карт. (Бабушка старая).
Минем бабай карт түгел. (Мой дедушка не старый).
Минем апа кибеттә эшли. (Моя тётя работает в магазине).
Апалар гөмбә җыялар. (Тёти собирают грибы).
- Әфәрин, балалар. Молодцы!
3 – Өченче ярыш. (Третий конкурс).
Тактада хәрефләр (на доске буквы): Т, Т, С, А, А, Р, К, Ы, Н, Л.
Ребята, следующее задание такое. Из данных букв нужно составить как можно больше слов. Если буква одна, например “С”, то её в одном слове можно исрользовать только один раз. А если букв две, например “Т”, то можно написать такое слово, где таких букв две.
Музыка куела һәм балалар 3-5 минут эшлиләр. Вакыт үткәч, җавапларын жюрига тапшыралар. (Включается музыка и ребята работают 3-5 минут (в зависимости от подготовки учащихся. Закончив, ответы сдают жюри. )
- Бу эшне башкардык, балалар. Ял итеп алабыз. Әйдәгез, физминуткага басыгыз. Физминутканы дежурный алып бара. (Этот этап мы прошли. А сейчас отдохнём. Вставайте на физкультминтку. Её ведёт дежурный.)
Тактада өч тапкыр биш рәсем күрсәтелә.Алар үзгәргән саен, укытчы яңа сорау бирә. Укучылыр карточкалар белән җавап бирәләр. (На доске трижды представляются по пять картинок. Каждый раз учитель задаёт разные вопросы. Учащиеся ответы дают, показывая карточки).
Беренче бирем. (Первое задание.) “В каком из этих слов не пишется буква “Ә“?”
Укытучы “Ә” хәрефе белән карточка күрсәтә. (Учитель показывает карточку с буквой.)
Укытучы “А” хәрефе белән карточка күрсәтә. (Учитель показывает карточку с буквой.)
Яхшы, балалар. Әфәрин! (Хорошо, ребята. Молодцы!)
Пока работает жюри, Мы с вами составим рассказ по картинкам, которые
мы с вами отобрали.
Малай. Бу малай. Ул кечкенә . Ул укымый. Малай туп уйный. (Мальчик. Это мальчик. Он маленький. Он не учится. Мальчик играет в мяч.)
Әби. Бу әби. Әби карт. Әби эшләми. Ул өйдә аш пешерә , савыт юа. ( Бабушка.
Это бабушка. Бабушка старая. Она не работает. Она дома варит суп, моет посуду.)
Урман. Бу урман. Урманда агачлар, чәчәкләр үсәләр . Анда хайваннар күп. Урман бик матур. (Лес. Это лес. В лесу растут деревья, цветы. Там много животных. Лес очень красив.)
5 - Бишенче ярыш. (Пятый конкурс.) “Кем күбрәк? Кто больше?”
- Вот мы и подошли к финалу. Каждый из вас должен вспомнить и написать как можно больше слов, которые начинаются на букву «К».
Музыка куела һәм балалар 3-5 минут эшлиләр. Вакыт үткәч, авапларын жюрига тапшыралар. (Включается музыка и ребята работают 3-5 минут (в зависимости от подготовки учащихся. Закончив, ответы сдают жюри. )