2 | Актуализация опорных знаний (воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения новых) Проверка д/з. Интеллектуальная разминка. | Отвечают на вопросы учителя. Все тела состоят из веществ. Из частиц – молекул. Между частицами каждого вещества есть промежутки. В твердых телах маленькие, в жидких – побольше, в газах – еще больше. Играют в игру «Сигнальщики». Поднимают соответствующую карточку. Да Да, да Да Да Нет | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Из чего состоят все окружающие нас тела? - А из чего состоят вещества? - Как расположены частицы в твердых телах, в жидкостях, в газах? А теперь я хочу проверить вас, как вы усвоили пройденный материал. Проведём игру «Сигнальщики». Я зачитываю высказывание. Если оно верное, то вы поднимаете вверх зелёную карточку, если ложное – красную. (СЛАЙД 3) 1. Верно ли, что телом называют любой объект живой и неживой природы, любые предметы, сделанные руками человека? а) да; б) нет; 2. Можно ли человека назвать природным телом, а) да; б) нет; а робота – искусственным? а) да; б) нет; 3. Правда ли, что муравей – тело живой природы, а) да; б) нет; 4. Полярная звезда – это тело неживой природы. а) да; б) нет. 5. Сахар – это жидкое вещество? а) да; б) нет. | Выделять существенную информацию из текста, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Понимать заданный вопрос в соответствии с ним строить ответ в устной форме, осуществлять контроль за ходом выполнения работы. |
3 | Формулирование темы и целей урока | 1 группа детей представляют творческое домашнее задание: стихотворение о воде и о бережном отношении человека к воде. Отвечают на вопрос учителя. (Вода) Работают с оглавлением учебника, обсуждают тему урока. Высказывают предложения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы…. | Ребята 1 группы нашли и подготовили для вас стихотворение о воде. Сейчас они представят своё домашнее задание. (СЛАЙДЫ 4-7) Какой темой объединены эти стихотворения? - О чем же мы сегодня будем говорить с вами на уроке? - Откройте оглавление учебника и прочитайте тему урока. Назовите страницу учебника. (Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающими поставленной темы и цели урока). В чём же заключается необычность воды? На этот вопрос мы и должны ответить сегодня на уроке. (СЛАЙД 8) | ПознавательныеУУД В ходе подготовки дом задания, учащиеся учатся вести поиск нужной информации, пользуясь разными источниками. Регулятивные УУД Развитие умения определять тему урока, формулировать цели. Личностные УУД Формирование эстетических ценностей(представление о красоте и целостности окружающего мира) Пользуясь своими жизненными наблюдениями и услышанным на уроке, учатся делать вывод. |
4 | Открытие нового знания, способа действия. Физминутка | 2группа - доклад с мини- презентацией на тему «Что мы знаем о воде». ( СЛАЙД 9-13) Ответы детей: (прозрачна, бесцветна, не имеет вкуса, запаха, обладает текучестью, принимает форму сосуда). Отвечают на вопросы. - ледоход - лед и снег - твердом. - жидком - пар - газообразном Вода может одновременно находиться в 3-х состояниях: твёрдом, жидком, газообразном. Наблюдают за учителем. 1.Участие в проведение опыта. 2.Наблюдение за результатами опыта. 3.По результатам наблюдения сделать вывод. 4.Подтвердить правильность вывода, работая по учебнику. Читают самостоятельно текст в учебнике на стр.53-54 Выполняют физминутку. Наблюдения учащихся. Дети высказывают свои мнения - Из воздуха Воздух, соприкасаясь с холодными стенками банки, охлаждается. Невидимый пар (газ), который всегда находится в воздухе преобразуется в капельки воды. Они и оседают на стенках банки. Проводят опыт, наблюдают и делают вывод. - Невидимый пар преобразуется в капельки воды. Ответы детей. Читают рассказ: «Откуда в морях появляются Айсберги» на стр 45. - Айсберги – это ледяная гора. Родина их – ледники Антарктиды. Они очень опасны для кораблей. Наблюдают за учителем и делают вывод. | Давайте с вами вспомним, что вы знаете о воде? 2 группа подготовили для нас доклад на тему «Что мы знаем о воде». Давайте их послушаем. Какие же основные свойства воды вы знаете и вам рассказали? (СЛАЙД 14) - есть ещё одно замечательное свойство воды, о котором вы не сказали и которое предстоит сегодня выяснить. 1.Рассматрите рисунок в учебнике. - Какое явление природы изображено на рисунке? - Что лежит на поверхности воды? - Значит, в каком состоянии находится вода? - А подо льдом, вода в каком состоянии? - А над водой, что вы видите? - То есть, вода в каком состоянии? - Какой вывод мы сделаем? 2) Формулировка вывода (СЛАЙД 15- 18 ) Вода может одновременно находиться в 3-х состояниях: твёрдом, жидком, газообразном. В воздухе всегда есть вода в виде пара, он не видим, но его можно обнаружить с помощью опыта. Что мы сейчас и сделаем. Опыт. (СЛАЙД 19) (Абсолютно сухую стеклянную банку наполнить кубиками льда, плотно закрыть банку крышкой и выждать некоторое время, пока на внешней стороне банки не образуются капли воды.) 4)Работа по учебнику. (Пока готовится опыт, дети читают текст учебника с.53-54, до опыта.) Очень всем нужна вода, делай раз и делай два. Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились. Вместе на носочки встали, тучку лапками достали, Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора - Подойдите ко мне и прикоснитесь ладонью до банки со льдом. ( 1ученик) Что вы почувствовали? -Что появилось на стенках банки? - Откуда взялись капли воды на банке? Ведь лёд находится внутри и закрыт! Объяснение учителя. Воздух, соприкасаясь с холодными стенками банки, охлаждается. Невидимый пар (газ), который всегда находится в воздухе этого кабинета, преобразуется в капельки воды. Они и оседают на стенках банки. - Так откуда же взялась вода на стенках банки? Кто ни будь, из вас дышал зимой на окна? Давайте сейчас проведем не большой опыт. Докажем, что в процессе дыхания человек выдыхает водяной пар. Вдох через нос, а выдох через рот на зеркальце. Вывод: невидимый пар преобразуется в капельки воды. - А где еще в природе встречается вода? - Вода в жидком состоянии заполняет океаны, моря, озера, болота, родники. Она пропитывает почву. Вода входит в состав растения, органов животных и человека. Вода в виде снега и льда покрывает вершины высоких гор, поверхность и берега Северного ледовитого океана, поверхность Антарктиды. В холодных морях плавают огромные глыбы льда – айсберги. Прочитайте рассказ «Откуда в морях появляются Айсберги» в хрестоматии на стр 45. - Что вы узнали о айсберге. Посмотрите «ледяную модель айсберга». Показывает обучающимся «ледяную модель айсберга». Для этого в пластиковом стаканчике заранее замораживаем воду. В литровую банку на уроке наливаем воду и добавляем столовую ложку морской соли. В получившуюся морскую воду опускаем айсберг. - Обратите внимание на то, какая часть айсберга оказывается над поверхностью морской воды, а какая под водой. | ПознавательныеУУД В ходе подготовки дом задания, учащиеся учатся вести поиск нужной информации, пользуясь разными источниками. Для подготовки доклада с презентацией, ученики делают первые попытки работы с компьютером. Развитие умения классифицировать по определённым признакам. Личностные УУД На данном этапе учащиеся учатся обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознавать ценность природы, нести ответственность за её сохранение. Формирование эстетических ценностей (представление о красоте и целостности окружающего мира) Пользуясь своими жизненными наблюдениями и услышанным на уроке, учатся делать вывод, высказывать свою точку зрения, аргументировать её или мотивированно присоединяться к другой точке зрения. Находить в учебнике подтверждение вывода-открытия, которое сделано в результате проведения опыта. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, применять правила делового сотрудничества, приводить убедительные доказательства, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результатам. Познавательные УУД Учатся проводить несложный опыт, используя простейшее оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении эксперимента, делать выводы на основе полученных результатов. Развитие умения работать самостоятельно Познавательные УУД Формирование умения работать с учебным текстом, ориентироваться и в других книгах комплекта. Находить нужную информацию и использовать её в учебных целях. |
7 | Подведение итогов (рефлексия) | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Приклеивают капельки. | Организация подведения итогов урока обучающимися. - Что нового узнали на уроке? - В каких состояниях находится вода в природе? Перечислите основные свойства воды. Понравилась ли вам работа на уроке? - А теперь я хочу увидеть, кто как работал на уроке: Перед вами лужица, но она пуста. Давайте заполним её капельками, которые лежат у вас на партах. Голубая капелька – я многое узнал сегодня о воде. Жёлтая капелька - мне было не интересно сегодня на уроке, и я ничего не понял. Выставление оценок. Ведение творческой папки. | Регулятивные УУД Проводить анализ работы, выполненной на уроке, поводить итоги, давать оценку работе группы и своего вклада в достижение общей цели. Оценивать свои достижения, степень самостоятельности, выражать доброжелательность и отзывчивость. |