Давайте вспомним, что нового вы узнали на вчерашнем уроке? (Мы узнали в каких случаях в сочетании –ц[ы]пишется ы, а в каких и.)
Вспомним скороговорку-подсказку, которую мы проговаривали вчера:
Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц!
Введение в тему урока.
Во всех ли случаях мы сможем воспользоваться памяткой? (Нет, только если слог ц[ы]находится под ударением.)
Откройте страницу 24.
Дети называют цели:
Улучшить умение определять когда звук [ы] записывается буквой «ы», а когда буквой «и»;
Усовершенствовать навык применения этого правила на практике;
Научиться писать слова с этой орфограммой.
Работа по теме урока.
Запишем Упр.63.
Если на гОлОву встанет,
ЦИфра шесть дЕвятка станет.
Упр. 64. Выполняется устно.
Что нового вы узнали после прочтения этой памятки? (Что в безударных позициях в слоге [цы]две орфограммы, на месте которой лучше оставить окошко.)
Птенцы
Концы
Бойцы
Птицы
Синицы
Пальцы
Ранцы
огурцы
молодцы
концы
Цирк
Цифра
Циркачи
Цирковой
Цып-цып
На цыпочках
Цыпленок
Упр.65.
Стала курица считать
Маленьких цыпляток: (-еньк)
Ж_лтых пять (Словарь)
И черных пять, (чЕрнь)
А всего десяток. (дЕсять)
Обобщение.
– С какой орфограммой познакомились? Орфограмма звучит так: Обозначение звука [ы] после звука [ц].
- Кто может рассказать, когда пишем после буквы «ц» букву «и», а когда букву «ы»?
- Ещё одно важное уточнение. Это правило применяется только в тех словах, в которых звук [ы] – ударный. Если звук безударный, то это уже орфограмма – безударная гласная.
Рефлексия.
1). Продолжите предложение: - Сегодня я узнал … . Сегодня я научился…
Итог урока. Поставить отметки и похвалить за активную работу.