конспект урока- проекта по познанию мира на тему "Реки и озёра Казахстана"
Конспект урока- проекта по познанию мира на тему "Реки и озёра Казахстана"
Урок по познанию мира проводится после самостоятеьной творческой работы в группах над проектом по теме "Реки и озёра Казахстана". В конспекте расписаны задания для групп, предложены направления, по которым дети должны собрать и систематизировать информацию в виде проекта. Задания носят познавательный, творческий, поисковый характер, способствующие развитию функциональной грамотности обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока- проекта по познанию мира на тему "Реки и озёра Казахстана"»
Открытый урок в 3 классе по предмету «Познание мира»
Учитель начальных классов
Умнова Наталья Николаевна.
ТЕМА: Реки и озёра. (Презентационный урок)
ЦЕЛИ: Воспитывать личность имеющую знания о воде и её значении в природе, сведения о поверхностных и подземных водах, о реках и озёрах и их значении в хозяйственной деятельности человека;
- имеющую навыки бережного отношения к воде, любви к природе, познавательный интерес.
- умеющую наблюдать, анализировать, делать выводы, доказывать, аргументировать.
Методический паспорт:
• По содержанию – межпредметный
• По уровню усвоения учебного материала – итоговый проект
• По форме организации – групповой
• По срокам выполнения среднесрочный
• По результатам выполнения – практический
Цель: исследовать материалы ореках и озёрах РК.
Задачи:
• Формировать представление о реках и озёрах РК.
• Развивать познавательный опыт и интерес.
• Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.
• Формирование коммуникативных навыков.
Творческие поручения:
• Фотокорреспонденты
• Издатели
• Художники
• Дизайнеры
Поисково-исследовательские группы:
Что такое река?
Озёра РК
Реки РК.
Река Тобол.
Охрана водоёмов.
ХОД УРОКА.
Проверка поисковой, творческой деятельности групп.
Презентация 1 группы: Что такое река?
1 задание: Назвать виды водоёмов от большего к меньшему.
(Океан, море, озеро, река, пруд).
- Какой водоём «лишний» и почему? (Пруд – искусственный водоём).
Загадки
Без ног, а бежит, без рук, а рукава имеет. Что такое рукав реки?
Сани бегут, оглобли стоят. Что такое оглобли в загадке?
Течёт, течёт, не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
Что такое река? Река- это водный поток значительных размеров.
- Как вы думаете, откуда берутся реки?
- Вода из родника, журча течёт по уклону, образуя сначала ручеёк, с ним сливаются ещё несколько таких. Соединяясь, они образуют реку.
2 задание: Составные части реки
Словарь: Русло-это…Исток-это…Приток-это…Устье-это… Начало реки называется истоком.
То место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называется устьем. Текут реки в берегах, по руслам. Протяженность реки (L) определяется по карте (проще всего с помощью курвиметра - простейшего прибора для измерения расстояний по карте) или по литературным данным.
3 задание: Виды рек: равнинные, горные.
Как вы думаете, чем отличается равнинная река от горной?
Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с родничка, с ключа, который бьёт из-под земли. Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуются реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки.
Составление характеристики речной долины
1. Общие сведения о реке (название реки, название главней реки, притоком какого порядка является изучаемая река, географическое положение бассейна, исток, устье и т.п.).
4 задание. Схема реки: слайды
Работа со схемой – опорой « Река».
-Исток, русло, притоки ( правые, левые) устье, дельта реки.
-Исток, русло, притоки ( правые, левые) устье, дельта реки.
Как вы думаете, чем отличается равнинная река от горной?
1 Сколько рек? В Казахстане насчитывается более восьми тысяч рек длиной свыше 10 км каждая. Большинство peк Казахстана получают питание от таяния снегов, дождей и грунтовых вод, а в высоких горах от таяния ледников. К крупнейшим рекам Казахстана относятся: Иртыш, Ишим, Тобол, Урал, Или, Чу. Река Иртыш – крупнейшая водная магистраль Казахстана и мощный источник гидроэнергии.
2 Какие? Равнинные? Горные?
3 Основные крупные реки и их притоки. - На территории Казахстана какие вы реки знаете?
-Иртыш, Ишим, Сыр- Дарья, Урал, Тобол, Убаган, реки Семиречья: Или, Каратал, Аксу, Ленса, Чорын и др.
Игра: Кто чей? ( какой приток реки)
4 Кроссворды, ребусы: сыр-Дарья. ( Алсу- Аксу) Как переводится с казахского слово Ак-су?
5.Вопросы. Знаете ли вы?
Памятка: Реки РК.
3 группа: Озёра РК.
1.Что такое озёра. Как они образуются? Что значит: сточные ( из которых вытекают реки) и бессточные ( из них реки не вытекают) озёра?
- Сколько озёр в РК? Назовите крупные озёра Казахстана. Что ты о них знаешь?
2. Расположить по мере уменьшения площади.
3. Кратко о Каспийском море, об Аральском море, об озере Балхаш.
- Как образуются озёра?
- Какие озёра вы знаете на территории Казахстана?
(покажите их на карте)
-Различные природные углубления, впадины на поверхности земли, заполненные водой, называются озёрами. На тер. Каз-на расположено самое большое озеро в мире- Каспийское море. Оно получило название –море только из-за своей величины.
- Чем отличается озеро от моря?
( озёра почти никогда не соединяются ни с другими озёрами, ни с морем, ни с океаном, они находятся внутри суши).
- Покажите на карте и докажите. Что это озёра: Аральское море, Балхаш, которое наполовину солёное. А наполовину –пресное; Зайсан, Тенгиз и т.д.
-М. Алимбаев назвал озёра « глаза голубые земли».
- В засушливых местах создают искусственные озёра, пруды. Для этого в устьях балок, по руслу реки, строят плотины, они задерживают воду.
Памятка для групп.
4 группа: Река Тобол.
Где берёт начало? Как образовалась? Положение бассейна р. Тобол в центре Евразии определяет резко континентальный характер климата. Река Тобол, длиной 1591 км.
Основные притоки реки берут начало на российской территории в восточных отрогах Южного Урала и попадают на равнину в Казахстане, Через 540 км Тобол снова заходит на территорию России у села Усть-Уйское и течет на север, минуя г. Курган. Общая длина реки до ее впадения в Иртыш составляет 1591 км.
Главные западные притоки трансграничного значения: Синташты, Айят, Тогузак и Уй.
В какую реку впадает? Река Тобол и ее притоки расположена в пределах Костанайской области северного Казахстана и Уральского региона России, включающего Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую, Курганскую и Оренбургскую области. Тобол впадает в р. Иртыш и, в конечном счете, - в р. Обь. Речная сеть бассейна р. Тобол принадлежит бассейну Карского моря.
Российско-казахстанской трансграничной территорией бассейна Тобола предложено считать часть бассейна, расположенную в Костанайской и Челябинской областях, включая бассейны р. Уй, Убаган и бассейн р. Тобол в Курганской области до створа г. Кургана.
Растит мир Тобола. Гриша. Презентация.
Жив мир Тобола. Алина Бевз. Презентация.
5 группа: Почему нужно беречь и охранять воду?
1 Сколько воды на Земле? ( 2/3 земн пов-сти) слайд планета Земля
2 значение водоёмов .
3 Почему вода в опасности? Стихотворение.
человечество ощущ недост воды?
Чистой воды на Земле становится всё меньше, а потребность в ней возрастает!
Треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток!
4 Какая нам нужна вода? Почему нельзя пить морскую воду?
5. Причины загрязнений водоёмов. Виды загрязнений водоёмов
Естественный: почва, горные породы, минеральные соли и т.д.
Коммунальное загрязнение.
Промышленное.
Сельскохозяйственное.
Памятка: бережное отношение к воде.
Нельзя…. Нужно…
«Запрещающие» знаки о бережн отнош к воде.
Стихи.
Письмо, обращение к человечеству об охране воды.
Закрепление изученного.
Блиц опрос:
-Какое значение имеет вода для жизни на земле?
-Как образуются реки?
-Из каких частей состоят реки?
-Назовите крупные реки Казахстана.
-Что такое озёра. Как они образуются?
-Назовите крупные озёра Казахстана.
-Что ты о них знаешь?
-Какие мероприятия направлены на охрану водоёмов?
-Какова роль озёр и рек в хозяйственной деятельности человека?
-Какое значение имеет вода?
-Как образуются подземные воды?
-Почему воды становятся минеральными?
- Какие колодцы называют артезианскими?
Дополни фразу…
На Земле океанов …
Для питья годится вода …
Самое солёное море …
На Земле морей …
Самое глубокое озеро в мире…
Самое большое озеро в мире …
Аральское и Каспийское моря на самом деле ...
Родник и ключ …
Начало реки называется…
Конец реки называется…
У реки бывают…
Водный поток имеющий исток и устье называется…
Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой…
Выход подземных вод на поверхность называется…
Хранилища воды называют…
К естественным водоёмам относятся…
Водоёмы делятся на … и…
Итог урока.
Домашнее задание.
Прочитать текст об охране воды, стр. 56-58. Хрестоматия. «Судьба Арала», стр. 63-64.