kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока- проекта по познанию мира на тему "Реки и озёра Казахстана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по познанию мира проводится после самостоятеьной творческой работы в группах над проектом по теме "Реки и озёра Казахстана". В конспекте расписаны задания для групп, предложены направления, по которым дети должны собрать и систематизировать информацию в виде проекта. Задания носят познавательный, творческий, поисковый характер, способствующие развитию функциональной грамотности обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока- проекта по познанию мира на тему "Реки и озёра Казахстана"»


Открытый урок в 3 классе по предмету «Познание мира»

Учитель начальных классов

Умнова Наталья Николаевна.

ТЕМА: Реки и озёра. (Презентационный урок)

ЦЕЛИ: Воспитывать личность имеющую знания о воде и её значении в природе, сведения о поверхностных и подземных водах, о реках и озёрах и их значении в хозяйственной деятельности человека;

- имеющую навыки бережного отношения к воде, любви к природе, познавательный интерес.

- умеющую наблюдать, анализировать, делать выводы, доказывать, аргументировать.

Методический паспорт:

•          По содержанию – межпредметный

•          По уровню усвоения учебного материала – итоговый проект

•          По форме организации – групповой

•          По срокам выполнения среднесрочный

•          По результатам выполнения – практический

 

Цель: исследовать материалы ореках и озёрах РК.

Задачи:

•          Формировать представление о реках и озёрах РК.

•          Развивать познавательный опыт и интерес.

•          Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.

•          Формирование коммуникативных навыков.

Творческие поручения:

•          Фотокорреспонденты

•          Издатели

•          Художники

•          Дизайнеры

Поисково-исследовательские группы:

  • Что такое река?

  • Озёра РК

  • Реки РК.

  • Река Тобол.

  • Охрана водоёмов.


ХОД УРОКА.


  1. Проверка поисковой, творческой деятельности групп.


    • Презентация 1 группы: Что такое река?


1 задание: Назвать виды водоёмов от большего к меньшему.

(Океан, море, озеро, река, пруд).

- Какой водоём «лишний» и почему? (Пруд – искусственный водоём).

Загадки

Без ног, а бежит, без рук, а рукава имеет. Что такое рукав реки?

Сани бегут, оглобли стоят. Что такое оглобли в загадке?

Течёт, течёт, не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

Что такое река? Река- это водный поток значительных размеров.

- Как вы думаете, откуда берутся реки?

- Вода из родника, журча течёт по уклону, образуя сначала ручеёк, с ним сливаются ещё несколько таких. Соединяясь, они образуют реку.

2 задание: Составные части реки

Словарь: Русло-это…Исток-это…Приток-это…Устье-это… Начало реки называется истоком.

То место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называется устьем. Текут реки в берегах, по руслам. Протяженность реки (L) определяется по карте (проще всего с помощью курвиметра - простейшего прибора для измерения расстояний по карте) или по литературным данным.


3 задание: Виды рек: равнинные, горные.

Как вы думаете, чем отличается равнинная река от горной?

Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с родничка, с ключа, который бьёт из-под земли. Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуются реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки.

Составление характеристики речной долины

1. Общие сведения о реке (название реки, название главней реки, притоком какого порядка является изучаемая река, географическое положение бассейна, исток, устье и т.п.).

4 задание. Схема реки: слайды

Работа со схемой – опорой « Река».

-Исток, русло, притоки ( правые, левые) устье, дельта реки.

-Исток, русло, притоки ( правые, левые) устье, дельта реки.

Как вы думаете, чем отличается равнинная река от горной?

Какие бывают устья? Их типы: Однорукавное. Эстуарий (воронкообраз­ный). Островное. Лопастное. Многорукавное, ветвя­щееся Блокированное, лиманное.

5 задание: Вопросы. Знаете ли вы…

Памятка для каждого ученика: Схема реки , виды.


  • 2 группа: Реки РК

1 Сколько рек? В Казахстане насчитывается более восьми тысяч рек длиной свыше 10 км каждая. Большинство peк Казахстана получают питание от таяния снегов, дождей и грунтовых вод, а в высоких горах от таяния ледников. К крупнейшим рекам Казахстана относятся: Иртыш, Ишим, Тобол, Урал, Или, Чу. Река Иртыш – крупнейшая водная магистраль Казахстана и мощный источник гидроэнергии.

2 Какие? Равнинные? Горные?

3 Основные крупные реки и их притоки. - На территории Казахстана какие вы реки знаете?

-Иртыш, Ишим, Сыр- Дарья, Урал, Тобол, Убаган, реки Семиречья: Или, Каратал, Аксу, Ленса, Чорын и др.

Игра: Кто чей? ( какой приток реки)

4 Кроссворды, ребусы: сыр-Дарья. ( Алсу- Аксу) Как переводится с казахского слово Ак-су?

5.Вопросы. Знаете ли вы?

Памятка: Реки РК.


  • 3 группа: Озёра РК.


1.Что такое озёра. Как они образуются? Что значит: сточные ( из которых вытекают реки) и бессточные ( из них реки не вытекают) озёра?

- Сколько озёр в РК? Назовите крупные озёра Казахстана. Что ты о них знаешь?

2. Расположить по мере уменьшения площади.

3. Кратко о Каспийском море, об Аральском море, об озере Балхаш.



- Как образуются озёра?

- Какие озёра вы знаете на территории Казахстана?

(покажите их на карте)

-Различные природные углубления, впадины на поверхности земли, заполненные водой, называются озёрами. На тер. Каз-на расположено самое большое озеро в мире- Каспийское море. Оно получило название –море только из-за своей величины.

- Чем отличается озеро от моря?

( озёра почти никогда не соединяются ни с другими озёрами, ни с морем, ни с океаном, они находятся внутри суши).

- Покажите на карте и докажите. Что это озёра: Аральское море, Балхаш, которое наполовину солёное. А наполовину –пресное; Зайсан, Тенгиз и т.д.

-М. Алимбаев назвал озёра « глаза голубые земли».

- В засушливых местах создают искусственные озёра, пруды. Для этого в устьях балок, по руслу реки, строят плотины, они задерживают воду.

Памятка для групп.


  • 4 группа: Река Тобол.


Где берёт начало? Как образовалась? Положение бассейна р. Тобол в центре Евразии определяет резко континентальный характер климата. Река Тобол, длиной 1591 км.


Притоки Тобола. Тобол- Иртыш (лв), Аят Тобол (лв) ,Уй Тобол (лв), Убаган Тобол (пр)

Основные притоки реки берут начало на российской территории в восточных отрогах Южного Урала и попадают на равнину в Казахстане, Через 540 км Тобол снова заходит на территорию России у села Усть-Уйское и течет на север, минуя г. Курган. Общая длина реки до ее впадения в Иртыш составляет 1591 км.

Главные западные притоки трансграничного значения: Синташты, Айят, Тогузак и Уй.

В какую реку впадает? Река Тобол и ее притоки расположена в пределах Костанайской области северного Казахстана и Уральского региона России, включающего Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую, Курганскую и Оренбургскую области. Тобол впадает в р. Иртыш и, в конечном счете, - в р. Обь. Речная сеть бассейна р. Тобол принадлежит бассейну Карского моря.

Российско-казахстанской трансграничной территорией бассейна Тобола предложено считать часть бассейна, расположенную в Костанайской и Челябинской областях, включая бассейны р. Уй, Убаган и бассейн р. Тобол в Курганской области до створа г. Кургана.

Растит мир Тобола. Гриша. Презентация.

Жив мир Тобола. Алина Бевз. Презентация.

  • 5 группа: Почему нужно беречь и охранять воду?

1 Сколько воды на Земле? ( 2/3 земн пов-сти) слайд планета Земля

2 значение водоёмов .

3 Почему вода в опасности? Стихотворение.

человечество ощущ недост воды?

  • Чистой воды на Земле становится всё меньше, а потребность в ней возрастает!

  • Треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток!

4 Какая нам нужна вода? Почему нельзя пить морскую воду?

5. Причины загрязнений водоёмов. Виды загрязнений водоёмов

  • Естественный: почва, горные породы, минеральные соли и т.д.

  • Коммунальное загрязнение.

  • Промышленное.

  • Сельскохозяйственное.



Памятка: бережное отношение к воде.

Нельзя…. Нужно…

«Запрещающие» знаки о бережн отнош к воде.

Стихи.

Письмо, обращение к человечеству об охране воды.

  1. Закрепление изученного.

Блиц опрос:

-Какое значение имеет вода для жизни на земле?

-Как образуются реки?

-Из каких частей состоят реки?

-Назовите крупные реки Казахстана.

-Что такое озёра. Как они образуются?

-Назовите крупные озёра Казахстана.

-Что ты о них знаешь?

-Какие мероприятия направлены на охрану водоёмов?

-Какова роль озёр и рек в хозяйственной деятельности человека?

-Какое значение имеет вода?

-Как образуются подземные воды?

-Почему воды становятся минеральными?

- Какие колодцы называют артезианскими?

Дополни фразу…

  • На Земле океанов …

  • Для питья годится вода …

  • Самое солёное море …

  • На Земле морей …

  • Самое глубокое озеро в мире…

  • Самое большое озеро в мире …

  • Аральское и Каспийское моря на самом деле ...

  • Родник и ключ …

  • Начало реки называется…

  • Конец реки называется…

  • У реки бывают…

  • Водный поток имеющий исток и устье называется…

  • Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой…

  • Выход подземных вод на поверхность называется…

  • Хранилища воды называют…

  • К естественным водоёмам относятся…

  • Водоёмы делятся на … и…

  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание.

Прочитать текст об охране воды, стр. 56-58. Хрестоматия. «Судьба Арала», стр. 63-64.

Пословицы, стр. 65.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
конспект урока- проекта по познанию мира на тему "Реки и озёра Казахстана"

Автор: Умнова Наталья Николаевна

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 252021

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по познанию мира на тему "Реки и озёра Казахстана" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-rieki-i-oziora-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "105570"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402886781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства