Урок по теме «Размножение растений»
Цели, задачи:
- Познакомить с процессом развития растений из семени.
- Характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения.
- Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени.
- Формировать умение проводить наблюдения и объяснять их результаты.
- Сознавать свою ответственность за результаты воздействия на окружающую среду.
Оборудование:
-
компьютер, проектор;
-
электронная презентация «Распространение растений»;
-
учебники и рабочие тетради у учащихся;
-
«Развитие растения из семени», «Школфильм 1978» (00:04:29)
Ход урока
-
Мотивация учебной деятельности
- Назовите признаки, отличающие живых существ. Слайд 2
-Сегодня мы продолжим знакомиться более подробно с этими процессами в жизни растений.
2. Работа по теме урока.
Слайд 3
- Приходилось ли вам бывать на лугу в яркий солнечный день? Слайд 4
– Что вы там наблюдали?
- Почему насекомые перелетают с цветка на цветок?
Насекомые не только собирают нектар. Они одновременно с этим выполняют очень важную работу. А что это за работа, скажете вы сами. Прочитайте об опыте ученых, который они провели с грушей весной. (Чтение текста на странице 78 учебника).
- Что выяснили ученые?
- Почему на закрытой ветке груши не появилось ни одного цветка?
- Проверьте себя по тексту учебника.
- Какую работу выполняют насекомые?
- Что такое опыление?
Вот заметила пчела яркий цветок, почувствовала его аромат и опустилась за очередной порцией нектара. Пыльца - мельчайшие желтые зернышки в цветках, прилипла к ее тельцу и крылышкам. Полетела пчела на другой цветок, а при этом она перенесла на него и пыльцу. Из опыленного цветка начнет развиваться плод с семенами. Слайд 5
- Как называют таких насекомых?
- Назовите насекомых-опылителей. Слайд 6
- Представьте себе на минуту, что исчезли все насекомые. Что произойдет?
- Каким должно быть отношение людей к ним?
- Что образуется на месте цветка после опыления? (плод с семенами)
Плоды у растений разные. Однако все они любят путешествовать. Но как? Ног у них нет и билет на поезд и самолет им не дадут. (Предположения детей)
Практическая работа
Работа в парах. На столах гербарий (с плодами липы, клена, череды, одуванчика, репейника).
- Рассмотрите плоды и подумайте, как они распространяются. В чем видна их приспособленность к этому? Работа в тетрадях, страница 46 №3. Слайды 7-9
- Прочитайте текст на странице 79 и скажите, правы ли вы были в своих предположениях.
- Как вы считаете, почему плоды должны путешествовать?
Вы видите, как важно этим непоседам иметь друзей, которые бы помогали им переселяться на новые места. Растения вынуждены приспосабливаться. Поэтому у них и появились хитрые устройства: парашютики, крылышки, крючочки.
- Скажите еще раз, с помощью кого или с помощью чего совершают плоды свои путешествия? Слайд 10
Физминутка
- Что это? (семена фасоли, гороха, перца)
- Расскажите, какие они.
- Какие условия необходимы, чтобы они проросли? (тепло, вода, воздух)
- Где они могут это получить? (в почве)
- Что же произойдет с семенем в почве? Чтобы это выяснить мы провели опыт. Расскажите какой.
- Рассмотрите семена. Что с ними произошло? (набухли, затем появился корешок)
Составляется по ходу разбора модель.
- Почему сначала появляется корень растения? (оно укрепляется в почве)
- Что будет потом? (появится стебель с листочками – проросток; затем – взрослое растение; на нем распускаются цветы; на их месте развиваются плоды с семенами)
Так семена дают начало новым растениям.
«Развитие растения из семени», «Школфильм 1978» (00:04:29).
Чтение статьи учебника на странице 80.
- А все ли семена прорастут, попав в почву. Докажите это.
Слайд 11
3. Закрепление изученного материала
Ответить на вопросы «Проверь себя» (странице 81)
Выполнить задание «Обсудим» (страница 80)
4. Рефлексия
- Что показалось особенно интересным?
- О чем захотелось узнать больше?
5. Домашнее задание
«Задания для домашней работы», страница 81, тетрадь страница 45 №1, №2.
Литература:
Учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков, 3 класс, Москва, Просвещение,2013
Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова “Окружающий мир”, - М., Просвещение, 2013г.
Е. М. Тихомирова «Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир», Москва, экзамен, 2013