Тема: Работа с бумагой. Элементы казахского национального костюма
Цель: Создание условия для знакомства с особенностями казахского национального костюма
Задачи:
- Познакомить учащихся с видами казахской национальной одеждой;
- Развивать навыки работы с бумагой и ножницами, мелкую моторику рук, воображение;
- Воспитывать патриотические чувства, уважение к национальной культуре Казахстана, к традициям своего народа; воспитывать чувство коллективизма, уважение к товарищам, терпение.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые! Добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня с вами будет такой:
Для работы нашей славной
Шум за дверью мы оставим.
- Согласны?
2. Актуализация знаний
-Девизом нашего урока будут слова казахской пословицы:
Коп е?бегi –ко?iлдi.
Коллективный труд – самый радостный труд.
-Как понимаете пословицу?
- Сегодня на уроке мы разбились на маленькие группы, в которой каждый из вас должен проявить себя с лучшей стороны.
- Правила работы в группе
- Сейчас я хочу проверить, все ли вы приготовили. Для этого нам нужно разгадать загадки.
1. Если ты его отточишь, нарисуешь все что хочешь.
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?. Карандаш
2. Склеить корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная …. Бумага
3. Смотрите: мы раскрыли пасть,
В нее бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. Ножницы
4. Я предмет для школы важный.
Чтобы сделать куб бумажный,
Самолет, картонный дом,
Аппликацию в альбом,
Ты меня не пожалей,
Я липучий, вязкий …. Клей
- Проверьте, все ли инструменты и материалы на месте?
3. Сообщение темы урока. Постановка цели урока
- Мы живём в прекрасной стране, которая носит название - Казахстан. ( На доске карта Казахстана) Наш Казахстан – большая страна. В ней проживает более 17 миллионов человек. Казахстан многонациональная страна. На территории нашей Республики постоянно проживают представители 125 наций и народностей. И все мы живём большой и дружной семьёй.
- Я предлагаю вам поиграть в игру "Собери пазлы" Собрав картинку, вы узнаете, люди, каких национальностей живут в Казахстане.
- Дети в группах собирают пазлы и затем собранные картинки приклеивают на карту Казахстана. ( русские, чеченцы, татары, украинцы, белорусы, азербайджанцы )
- На территории Казахстана проживают ещё люди таких национальности как: узбеки, таджики, немцы, киргизы и основная нация - казахи.
- Подумайте и скажите, каким внешним признаком отличаются люди разных национальностей друг от друга?
- Правильно, у каждого народа есть свой национальный костюм, отличающийся от других. И вот сегодня мы с вами рассмотрим костюмы разных народов и подробно поговорим о казахском национальном костюме. И выполним работу "Одень куклу", Вы, работая в группе, оденете бумажную куклу в народный костюм.
- Физминутка
Я иду, и ты идешь— раз, два, три. (Шаг на месте)
Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Стоя, дирижируем 2-мя руками)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Шаг на месте)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Хлопаем руками)
4. Вступительная беседа учителя
Национальный костюм - это сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался людьми в повседневном и праздничном обиходе. Национальные костюмы издревле отражали специфику, быт и культуру народа, поэтому они и такие разные.
Казахская национальная одежда имеет многовековую историю. Одежда служила не только по основному назначению, но и для удовлетворения эстетических потребностей. Национальную одежду шили из разных тканей, простых- для повседневности, из дорогих – для праздника. Мех и кожа были главными материалами, из которых изготавливались казахская одежда, и, впоследствии, с развитием торговых путей в обиходе кочевого народа появились новые ткани — хлопок, шелк и бархат. Существовала большая разница между одеждой женщин и мужчин.
- Одежда девушки
Девушки носили платья к?йлек с 2–3 оборками, длинными рукавами и воротником — стоечка. Поверх платья надевали к?кірекше — легкую безрукавку, грудная часть и подол которой расшивали узорами. Могли поверх платья надевать камзол, сшитый по фигуре с серебряной пряжкой ?апсырмой. Одежда девушек шилась из ярких тканей, богато расшивалась орнаментом, бисером, монетами, полудрагоценными камнями. На голову надевали та?ия — маленькую шапочку или ??мшат б?рік, отороченную мехом с пучком перьев филина, который играл роль украшения и оберега. Обувались в сапожки на каблуках, расшитые орнаментом
- Одежда юноши
Юноши и молодые мужчины носили замшевые, бархатные и самотканые брюки шалбар, расшитые орнаментом и с разрезами по бокам внизу. Поверх рубахи надевали халат, подпоясанный кушаком или бешпет, опоясанный белдік — поясом с серебряными накладками. На голове носили та?ия, а поверх нее б?рік. Заходя в помещение, б?рік снимали и оставались в та?ия. Обувались в саптама етік — сапоги с высокими голенищами и войлочными чулками внутри.
- Именно в эту одежду мы сегодня оденем своих кукол.
- С чего начнете работу? Давайте составим план работы. (вырезать, разложить, приклеить)
- Какие правила при работе будете соблюдать?
- ТБ при работе с ножницами, клеем.
Правила безопасной работы с ножницами
1. Перед работой проверь исправность инструментов.
2. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
3. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
4. Следи за движением лезвий во время работы.
5. Ножницы клади кольцами к себе.
6. Подавай ножницы кольцами вперед.
7. Не оставляй ножницы открытыми.
8. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
9. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
10. Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
5. Изготовление работы по намеченному плану
6. Презентация работ
7. Рефлексия "Хоровод дружбы"
- Настроение после урока прекрасное.Всё интересно. Всё получилось. Я не устал.
- Настроение после урока хорошее.Всё было интересно. Всё получилось, но я устал.
- Настроение после урока плохое.Было не интересно. Я не мог выполнить работу. Сильно устал.