kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку по теме Алфавит 2 класс Планета Знаний

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить работать с алфавитом(расположение слов в алфавитном порядке). Систематизирование знаний о русской азбуке.Закрепление представления ос способах обозначения мягкости согласных.Развитие фонематического слуха.Оценка выполнения задания по следующим параметрам:выполнение с ошибками и без,в чем сложность выполнения.Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,используя справочные материалы учебника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме Алфавит 2 класс Планета Знаний »

Урок 9
АЛФАВИТ

Цели деятельности учителя: учить работать с алфавитом (расположение слов в алфавитном порядке); закрепить представления о способах обозначения мягкости согласных; развивать фонематический слух.

Планируемые результаты: личностные: адекватно воспринимают оценку собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем; метапредметные: регулятивные – на-учатся осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; получат возможность научиться оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения; познавательные – научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; коммуникативные – научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; предметные: научатся использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.).

Ход урока

I. Работа над новым материалом.

1. Чистописание. Словарная работа.

– Составьте цепочку из словарных слов:

д..ревня гор..д р..бина

бер..г к..л..ндарь ..зык

– Запишите слова, проговаривая орфографически верно. Выполните взаимопроверку. (Бе́рег, го́род, язы́к, дере́вня, ряби́на, календа́рь.)

2. Работа по учебнику (с. 20).

– Отгадайте загадки:

Черные чернизины,

Как они нанизаны,

Засмотрелся Фома –

Понабрался ума.

(Буквы.)

– Сколько букв в русской азбуке? (33 буквы.)

Буквы – значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условном месте стоит,

И называется все … (алфавит).

– Как по-другому назвать алфавит? (Азбука.) Кто знает, как образовались слова «азбука» и «алфавит»? (Учащиеся высказывают свое мнение.) А что об этом сообщается в учебнике? (Читают подсказку – упражнение 4.)

– Ответьте на вопросы в упражнении 2.

– Прочитайте алфавит в учебнике (форзац).

– Прочитайте алфавит наизусть (по желанию).

– Рассмотрите схемы слов в упражнении 3. Обсудите в парах строение этих слов. (Слова состоят из двух слогов, например: семья, лисья; майка, лайка.)

– Выполните письменное задание в упражнении 4. Выпишите предложение о создателях славянской письменности.

II. Рефлексия деятельности.

– Рассмотрите буквы греческого алфавита, прочитайте их названия. Сопоставьте с буквами старой русской азбуки и определите, какие произошли изменения. (Из названия первых букв старой русской азбуки «аз» и «буки» сложили слово «азбука». А из букв греческого алфавита – «алфавит».)

Домашнее задание: выучить алфавит; упражнение 3 (рабочая тетрадь, с. 12).


Урок 10
АЛФАВИТ

Цель деятельности учителя: систематизировать знания о русской азбуке, названии букв и их расположении в алфавите, о соотношении букв и звуков.

Планируемые результаты: личностные: проявляют интерес к русскому языку как к родному; метапредметные: регулятивные – научатся самостоятельно организовывать своё рабочее место; получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; познавательные – научатся ориентироваться в учебнике; получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев; коммуникативные – научатся слышать, точно реагировать на реплики; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; предметные: научатся использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

– Расскажите алфавит.

II. Активизация опорных знаний.

1. Работа в рабочей тетради (с. 13).

2. Работа по учебнику (упражнение 6).

– Прочитайте подсказку. Назовите «особенные» буквы. (Е, ё, ю, я.) В чем их особенность? Какие звуки могут обозначать буквы е, ё, ю, я?

– Рассмотрите схему в упражнении 7. В каких случаях буквы е, ё, ю, я имеют два звука? (В начале слов, после разделительных ь и ъ, после гласных.) Приведите примеры. (Яблоко, ёжик, юла, семья, подъехал, маяк, баян.) В каких словах буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? (Земляника, люблю, мяч.)

– Прочитайте текст в упражнении 8. Спишите.

– Почему некоторые слова написаны с прописных букв?

– Объясните написание мягкого знака.

– Прочитайте пословицу в упражнении 9: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть». Объясните смысл. Обратите внимание на произношение буквосочетания чт. Пишем «чтобы», а произносим [штобы].

– Какую известную пословицу с таким же смыслом вы знаете? (Без труда не вынешь рыбку из пруда.) Запишите пословицу. (Ученик записывает на доске и объясняет смысл.)

3. Работа в рабочей тетради (упражнение 4, с. 12).

Задание: проговорить устно, потом записать новые слова в тетради.

III. Подведение итога.

– Какая разница между звуками и буквами? Всегда ли звук обозначается так, как слышится? Прочитайте фразу вместе с Буратино и Мальвиной (упражнение 10).

– Какие правила будете применять при её записи? В чём заключается секрет этой фразы? Почему Мальвина назвала её волшебной? Как называются такие фразы? (Палиндром.)

Домашнее задание: найдите слова-палиндромы и запишите их.


Урок 11
АЛФАВИТ

Цели деятельности учителя: систематизировать знания о русской азбуке; учить определять положение заданной буквы в алфавите.

Планируемые результаты: личностные: соотносят нравственные нормы с поступками собственными и поступками окружающих людей; метапредметные: регулятивные – научатся понимать цель выполняемых действий; получат возможность научиться осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания; познавательные – научатся находить, сравнивать, группировать звуки, буквы; коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; предметные: научатся использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте палиндромы, которые вы записали. (Дом мод. Он ест сено. Моток с котом.) Кто вам помогал выполнить задание?

II. Актуализация опорных знаний.

– Отгадайте загадку:

Снаружи смотришь – дом как дом.

Но нет жильцов обычных в нем,

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй угадай.

(Библиотека.)

– Сегодня на уроке мы должны будем навести порядок в библиотеке.

– Отгадайте загадку:

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

(Азбука. Алфавит.)

– А как вы догадались? (Учащиеся отвечают.)

– Так что это: алфавит, или азбука? (Можно сказать – алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: буквы, расположенные в определённом порядке.)

– Прочитайте алфавит. (2–3 ученика рассказывают наизусть алфавит.)

– Сегодня на уроке нам будет помогать профессор Алфавит.

– Почему нужно знать алфавит?

– Когда люди пользуются алфавитом?

III. Введение в тему.

– На пороге библиотеки нас встречают сказочные персонажи. Ребята, отгадайте загадки. Запишите отгадки по алфавиту (ученики выполняют работу в дополнительной тетради по русскому языку).

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

(Айболит.)

Я – героиня книжки.

Со мной всегда семь гномов,

Вам, думаю, знакомых.

Ответьте-ка без спешки –

Зовусь я … (Белоснежка).

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Вот какая девочка, как она мила!

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку.

(Дюймовочка.)

Друзья, открою вам секрет:

Мне без варенья жизни нет.

Для здоровья и веселья

Ем печенье, ем варенье.

Кто же это?

(Карлсон.)

Она красива и мила,

А имя ей дали от слова «зола».

(Золушка.)

С книжкою шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется тот мальчишка?

(«Азбука», Буратино.)

• Коллективная работа.

– Кого напишете первым?

– Посмотрите, имена героев Белоснежка и Буратино начинаются с одной буквы – б. Что же делать? (Ответы учащихся.)

IV. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику (упражнения 11–16).

В красном переплёте –

Самая красивая.

В синем переплёте –

Самая весёлая.

Книжка в жёлтом переплёте –

Самая забавная,

А совсем без переплёта –

Самая любимая.

Мне читать её охота –

Хоть она без переплёта.

Р. Сеф

– Расскажите о своих любимых книгах. О чём они? Кто автор?

– Кому захотелось прочитать книги, о которых вы сейчас услышали? Где их можно взять? (У друзей, в библиотеке.)

– Рассмотрите рисунки в учебнике и сделайте вывод, как знание алфавита помогает человеку в жизни.

– Проверьте друг друга на знание алфавита.

– Выполните задания в парах (упражнение 12).

– Какие группы букв можно выделить? Назовите.

А, е, ё, и, о, у, ы, ю, я, э – гласные.

Б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ – согласные.

Ь, ъ – не обозначают звука.

Е, ё, ю, я – обозначают два звука.

Ж, ш, ц – всегда твёрдые.

Ч, щ, й – всегда мягкие.

Й, м, н, р, л – звонкие непарные и т. д.

2. Самостоятельная работа (упражнение 14).

– Запишите словарные слова по алфавиту. (Берёза, девочка, медведь, ребята, собака, тетрадь, фамилия. Ветер, воробей, ворона.)

– Прочитайте, как называется раздел науки о языке, в котором изучают буквы, их начертание. (Графика.)

3. Работа по осуществлению поиска информации (упражнение 15).

− Как объясните значение слов «скейт-парк», «роллер», «скейтборд»? (Предположения учащихся. Ученик читает объяснение в словаре.)

− Какие слова, относящиеся к виду спорта, вы знаете и можете объяснить их значение? (Учащиеся работают в парах, задавая друг другу вопросы и объясняя значения слов.)

4. Рубрика «Интеллектуальный марафон» (упражнение 16).

V. Обобщение изученного материала.

– Какое слово запишете раньше: картина или карман? (Карман.) Почему? (Первые три буквы одинаковые, отличие в 4-й букве: м в алфавите стоит раньше, чем т.)

VI. Рефлексия деятельности.

Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит.

Домашнее задание: упражнение 13 (учебник, с. 24).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку по теме Алфавит 2 класс Планета Знаний

Автор: Удалова Инна Александровна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 199020

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Презентация к обобщающему уроку "Степень с целым показателем. Стандартный вид числа" "
    ["seo_title"] => string(99) "priezientatsiia-k-obobshchaiushchiemu-uroku-stiepien-s-tsielym-pokazatieliem-standartnyi-vid-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "106024"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402934674"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства