Конспект урока по русскому языку по теме Алфавит 2 класс Планета Знаний
Конспект урока по русскому языку по теме Алфавит 2 класс Планета Знаний
Учить работать с алфавитом(расположение слов в алфавитном порядке). Систематизирование знаний о русской азбуке.Закрепление представления ос способах обозначения мягкости согласных.Развитие фонематического слуха.Оценка выполнения задания по следующим параметрам:выполнение с ошибками и без,в чем сложность выполнения.Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,используя справочные материалы учебника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме Алфавит 2 класс Планета Знаний »
Урок 9 АЛФАВИТ
Цели деятельности учителя: учить работать с алфавитом (расположение слов в алфавитном порядке); закрепить представления о способах обозначения мягкости согласных; развивать фонематический слух.
Планируемые результаты: личностные: адекватно воспринимают оценку собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем; метапредметные: регулятивные – на-учатся осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; получат возможность научиться оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения; познавательные – научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; коммуникативные – научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; предметные:научатся использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.).
– Как по-другому назвать алфавит? (Азбука.) Кто знает, как образовались слова «азбука» и «алфавит»? (Учащиеся высказывают свое мнение.) А что об этом сообщается в учебнике? (Читают подсказку – упражнение 4.)
– Ответьте на вопросы в упражнении 2.
– Прочитайте алфавит в учебнике (форзац).
– Прочитайте алфавит наизусть (по желанию).
– Рассмотрите схемы слов в упражнении 3. Обсудите в парах строение этих слов. (Слова состоят из двух слогов, например: семья, лисья; майка, лайка.)
– Выполните письменное задание в упражнении 4. Выпишите предложение о создателях славянской письменности.
II. Рефлексия деятельности.
– Рассмотрите буквы греческого алфавита, прочитайте их названия. Сопоставьте с буквами старой русской азбуки и определите, какие произошли изменения. (Из названия первых букв старой русской азбуки «аз» и «буки» сложили слово «азбука». А из букв греческого алфавита – «алфавит».)
Домашнее задание: выучить алфавит; упражнение 3 (рабочая тетрадь, с. 12).
Урок 10 АЛФАВИТ
Цель деятельности учителя: систематизировать знания о русской азбуке, названии букв и их расположении в алфавите, о соотношении букв и звуков.
Планируемые результаты: личностные: проявляют интерес к русскому языку как к родному; метапредметные: регулятивные – научатся самостоятельно организовывать своё рабочее место; получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; познавательные – научатся ориентироваться в учебнике; получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев; коммуникативные – научатся слышать, точно реагировать на реплики; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; предметные:научатся использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Расскажите алфавит.
II. Активизация опорных знаний.
1. Работа в рабочей тетради (с. 13).
2. Работа по учебнику (упражнение 6).
– Прочитайте подсказку. Назовите «особенные» буквы. (Е, ё, ю, я.) В чем их особенность? Какие звуки могут обозначать буквы е, ё, ю, я?
– Рассмотрите схему в упражнении 7. В каких случаях буквы е, ё, ю, я имеют два звука? (В начале слов, после разделительных ь и ъ, после гласных.) Приведите примеры. (Яблоко, ёжик, юла, семья, подъехал, маяк, баян.) В каких словах буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? (Земляника, люблю, мяч.)
– Прочитайте текст в упражнении 8. Спишите.
– Почему некоторые слова написаны с прописных букв?
– Объясните написание мягкого знака.
– Прочитайте пословицу в упражнении 9: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть». Объясните смысл. Обратите внимание на произношение буквосочетания чт. Пишем «чтобы», а произносим [штобы].
– Какую известную пословицу с таким же смыслом вы знаете? (Без труда не вынешь рыбку из пруда.) Запишите пословицу. (Ученик записывает на доске и объясняет смысл.)
3. Работа в рабочей тетради (упражнение 4, с. 12).
Задание: проговорить устно, потом записать новые слова в тетради.
III. Подведение итога.
– Какая разница между звуками и буквами? Всегда ли звук обозначается так, как слышится? Прочитайте фразу вместе с Буратино и Мальвиной (упражнение 10).
– Какие правила будете применять при её записи? В чём заключается секрет этой фразы? Почему Мальвина назвала её волшебной? Как называются такие фразы? (Палиндром.)
Домашнее задание: найдите слова-палиндромы и запишите их.
Урок 11 АЛФАВИТ
Цели деятельности учителя: систематизировать знания о русской азбуке; учить определять положение заданной буквы в алфавите.
Планируемые результаты: личностные: соотносят нравственные нормы с поступками собственными и поступками окружающих людей; метапредметные: регулятивные – научатся понимать цель выполняемых действий; получат возможность научиться осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания; познавательные – научатся находить, сравнивать, группировать звуки, буквы; коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; предметные:научатся использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте палиндромы, которые вы записали. (Дом мод. Он ест сено. Моток с котом.) Кто вам помогал выполнить задание?
II. Актуализация опорных знаний.
– Отгадайте загадку:
Снаружи смотришь – дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нем,
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй угадай.
(Библиотека.)
– Сегодня на уроке мы должны будем навести порядок в библиотеке.
– Отгадайте загадку:
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Азбука. Алфавит.)
– А как вы догадались? (Учащиеся отвечают.)
– Так что это: алфавит, или азбука? (Можно сказать – алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: буквы, расположенные в определённом порядке.)
– Сегодня на уроке нам будет помогать профессор Алфавит.
– Почему нужно знать алфавит?
– Когда люди пользуются алфавитом?
III. Введение в тему.
– На пороге библиотеки нас встречают сказочные персонажи. Ребята, отгадайте загадки. Запишите отгадки по алфавиту (ученики выполняют работу в дополнительной тетради по русскому языку).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
(Айболит.)
Я – героиня книжки.
Со мной всегда семь гномов,
Вам, думаю, знакомых.
Ответьте-ка без спешки –
Зовусь я … (Белоснежка).
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мила!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.
(Дюймовочка.)
Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.
Кто же это?
(Карлсон.)
Она красива и мила,
А имя ей дали от слова «зола».
(Золушка.)
С книжкою шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется тот мальчишка?
(«Азбука», Буратино.)
• Коллективная работа.
– Кого напишете первым?
– Посмотрите, имена героев Белоснежка и Буратино начинаются с одной буквы – б. Что же делать? (Ответы учащихся.)
IV. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику (упражнения 11–16).
В красном переплёте –
Самая красивая.
В синем переплёте –
Самая весёлая.
Книжка в жёлтом переплёте –
Самая забавная,
А совсем без переплёта –
Самая любимая.
Мне читать её охота –
Хоть она без переплёта.
Р. Сеф
– Расскажите о своих любимых книгах. О чём они? Кто автор?
– Кому захотелось прочитать книги, о которых вы сейчас услышали? Где их можно взять? (У друзей, в библиотеке.)
– Рассмотрите рисунки в учебнике и сделайте вывод, как знание алфавита помогает человеку в жизни.
– Проверьте друг друга на знание алфавита.
– Выполните задания в парах (упражнение 12).
– Какие группы букв можно выделить? Назовите.
А, е, ё, и, о, у, ы, ю, я, э – гласные.
Б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ – согласные.
Ь, ъ – не обозначают звука.
Е, ё, ю, я – обозначают два звука.
Ж, ш, ц – всегда твёрдые.
Ч, щ, й – всегда мягкие.
Й, м, н, р, л – звонкие непарные и т. д.
2. Самостоятельная работа (упражнение 14).
– Запишите словарные слова по алфавиту. (Берёза, девочка, медведь, ребята, собака, тетрадь, фамилия. Ветер, воробей, ворона.)
– Прочитайте, как называется раздел науки о языке, в котором изучают буквы, их начертание. (Графика.)
3. Работа по осуществлению поиска информации (упражнение 15).
− Как объясните значение слов «скейт-парк», «роллер», «скейтборд»? (Предположения учащихся. Ученик читает объяснение в словаре.)
− Какие слова, относящиеся к виду спорта, вы знаете и можете объяснить их значение? (Учащиеся работают в парах, задавая друг другу вопросы и объясняя значения слов.)
– Какое слово запишете раньше: картина или карман? (Карман.) Почему? (Первые три буквы одинаковые, отличие в 4-й букве: м в алфавите стоит раньше, чем т.)