2. Мотивация к деятельности. Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока. Постановка учебных задач и целей Б) минутка чистоп. и словарная работа. Составление словосочетаний, предложения. | Чтение рифмовки на доске. - Прочитать стихотворение, досказать слова, подходящие по смыслу. Скажу я слово далеко А ты ответишь....... Скажу я слово высоко А ты ответишь......... - Какие слова вставили? - Каковы они по отношению друг к другу? - О каких словах сегодня будем говорить на уроке? - Что такое антонимы? - Для чего они служат? - Отгадайте загадку, о каком дереве? Это дерево по моде, Осенью одели вроде, У зеленого пальто, Пуговки красны зато. - произнесите слово? ударение? сколько слогов? -ударная? безударная? как проверить? - Р/р я/яя - РЯБИНА - - что такое рябина? - как запомнить безударный гласный? - Придумайте слово - ассоциацию? ( ягода) - Составить словосочетание ( красная рябина) - Составить и записать предложение. Осень, рябина, за, покраснела, окно. | - близко - низко - формулируют цели и задачи урока. - отгадать загадку - письмо по образцу в тетради - запись слова и слова ассоциации в тетрадь - записать словосочетание, определить главное и зависимое слово, определить род и число. - составление и запись предложения с комментированием с места, синтаксический разбор предложения. |
3. Учебно- познавательная деятельность. Цель: усвоение содержания темы. А) актуализация знаний Обобщение: Б) чтение и анализ правила В) развитие устной речи Г) первичное закрепление | - Прочитать слова правого и левого столбика. - Собрать их в пары - антонимы. Добрый - ледяной Лето - чёрный Белый - зима Плакать - ходить Стоять - смеяться Холодный - злой - Что такое антонимы? - Прочитайте пары антонимов? - Какая пара лишняя? Почему? Синонимы? Отличие? - Для чего служат слова- антонимы? - стр. 54 - чтение и анализ правила - Какие слова называются антонимами? - Для чего нам нужны антонимы? - Антонимы - слова одной и той же части речи. - стр. 54 упр. 111 - рассмотреть картинку - Расскажи, что нарисовано на картинке? - Назвать слова с противоположным значением. - стр. 54 упр. 112 - Какой частью речи являются слова- антонимы? - Прочитать слова, выписать парами слова - антонимы. | Работа в парах на листах, собирают пары- антонимы, находят лишнюю пару. - повторение имеющихся знаний учащихся. - работа в парах, чтение правила в виде диалога, ответы на вопросы - заучивание правила - работа по картинке, рассмотреть, назвать парами слова - антонимы - фронтальная работа, запись пар слов- антонимов с комментированием у доски, определит часть речи всех слов. |
4. Интеллектуальные преобразования. Цель: выполнение практических заданий. А) закрепление Б) развитие логики В) развитие связной речи Г) разноуровневая самостоятельная работа ( выполняют все три уровня) | - Что такое антонимы? - Какие слова по смыслу? - Для чего служат слова - антонимы? - стр.55.упр. 113 -и придумать и написать антонимы к словам- существительным, прилагательным, глаголам. - Работа по развитию догадки. - Вставить антонимы в пословицы. - Проанализировать пословицы. - Когда так говорят в жизни? Из.........тучи - мелкий дождь. (большой) Мягко стелет, да ........спать.( жёстко) Трудно в ученье, ..... в бою. ( легко) ...... кормит, а лень портит. ( труд) Ученье....., а неученье тьма.( свет) - стр. 55 упр. 114 - Прочитать текст " Всё наоборот" - Вставить пропущенные антонимы - Высказать своё отношение к действиям девушек. - О чём рассказали нам антонимы? - Какую характеристику они дали девочкам? - Как ты думаешь, когда нужно быть упрямым, а когда послушным? - Что такое антонимы? - Для чего служат антонимы? 1 уровень. Подобрать и записать антонимы к словам. День - война - Сладкий - плакать - Радость - белый - 2 уровень. Допиши антонимы в пословицы, подходящие по смыслу. Доброе слово лечит, а ....... калечит. Платье хорошо новое, а друг ....... Осенью дни ненастные, а весной ......... 3 уровень. Сравни и запиши предложения, используя слова - антонимы . Перец и мёд. Огурец и помидор. Зиму и лето. Орла и воробья. - самопроверка, сравнение с доской. | Фронтальная работа + самостоятельная работа, самопроверка. Самостоятельная работа в группах, защита групп, объяснение пословиц. ( на листах) - чтение и анализ текста - повторение правил перед выполнением работы - самостоятельная работа, выполняют все уровни от простого к сложному - самопроверка, сравнение своей работы с образцом на доске |