Тема урока: «Бюджет семьи» | Тип урока: Урок усвоения новых знаний |
Цель урока | сформировать понятие семейный бюджет, источники дохода. Отработать приёмы составления семейного бюджета на примере составления бюджета условной семьи |
Задачи урока: | Образовательные: познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом; формировать представление о структуре семейного бюджета;повторить изученные экономические понятия, |
Развивающие:формировать целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные устои и традиции;развивать познавательный интерес, речь детей;развивать умение делать оптимальный выбор |
Воспитательные:формировать умение работать в группе; воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение |
Планируемые результаты | Предметные | осваивать новые понятия «бюджет», «доход», «расход»; |
Личностные | Самообразование и смыслообразование, самооценка на основе заданных понятий, проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. |
Метапредметные | Коммуникативные | Принимать мнения и позиции других людей; формировать собственное мнение и позицию; уметь приходить к общему мнению |
Регулятивные | Принимать установленные ранее правила взаимодействия, выполнять заданные ориентиры учебных действий; определять цель, обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя и самостоятельно; выполнять учебное задание в соответствии с целью |
Познавательные | Выделять необходимую информацию; уметь находить в тексте ответ на заданный вопрос; обобщать выводные понятия; выделять необходимую информацию; уметь находить в тексте ответ на заданный вопрос; обобщать выводные понятия. |
Межпредметные связи | |
Ресурсы урока | Презентация |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, групповая, … |
УМК | Планета знаний |
Ход урока |
Дидактическая структура урока, с указанием времени | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
| Организационный этап | | | Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. Повернитесь, поприветствуйте гостей! Сядьте ровно, ножки вместе, Руки положи на стол. Подтянитесь, улыбнитесь И урок мы свой начнем. |
| Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся | - Наш урок мы начнем с повторения пройденного материала. Разгадаем кроссворд: | б | а | н | к | н | о | т | а | ю | а | н | ь | | д | о | л | л | а | р | ж | е | т | о | н | | д | е | н | ь | г | и | м | о | н | е | т | а | | ( О бюджете ) | - Как называются бумажные деньги? -Денежная единица в Китае? -Денежная единица в США, Канаде, Австралии и некоторых других странах? -Металлический кружок, значок, выдаваемый в память о каком-нибудь событии, служащий условным ( иногда платёжным) знаком, призом. -Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления. -Металлический денежный знак. -Прочитайте выделенное слово по вертикали. Значит, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? |
| Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | | | Кто знает, что означает слово «бюджет»? Отгадайте ребус. (Семья) Как могут быть связаны эти два слова? Тема урока? -Чтобы хотелось узнать? - Познакомиться с новыми понятиями.Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы; выявим потребности каждого члена семьи, на которые идёт семейный бюджет.И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету. |
| Актуализация знаний | - бюджет - доход -расход -дефицит -накопление | КОШЕЛЕК | В таблице №1 в колонке «В начале урока» сделайте соответствующим знаком отметку «V» – уже знаю; «+» – новое «?» - интересуюсь -Что такое бюджет?... Прочитайте два абзаца в учебнике стр.74 -так что такое бюджет? - Из чего складывается семейный бюджет? - Сейчас я приглашаю семью Ивановых , и мы рассмотрим их семейный бюджет ? |
| Первичное усвоение новых знаний | У папы – галстук, у мамы – фартук, у бабушки – очки, у дедушки – газета, у брата – студенческий билет. | | Вечером собралась вся семья. Сын - первоклассник не мог сидеть спокойно, ему очень хотелось сообщить новость родителям. Запыхавшись, пришли бабушка и дедушка. Последним вошел отец, усталый после работы. - А у моего друга Саши новый велосипед. Я тоже хочу,- сообщил сын. - Так, сейчас разберемся, - сказал отец. Только сидите тихо. Ты – наш будущий ученый, - обратился папа к старшему сыну – студенту. – Будешь считать наш семейный доход. - Доход – это те деньги, которые мне платят на работе, т. е. моя зарплата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 15 тысяч рублей. (Отдает деньги). Учитель. - Это деньги не настоящие, но каждый из вас должен знать, что подделка денежных единиц наказывается по закону. Бабушка с дедушкой тоже не остались в стороне. -Мы тоже получаем денежки, по 8 тысяч рублей. Раз нас двое, то это сколько? – 16 тысяч рублей. Учитель. – Как вы думаете, какие деньги могли получить бабушка с дедушкой? ( пенсии ) -А я тоже приношу деньги в доход семьи, - заявил сын – студент. Учитель. - О каких деньгах говорит студент? (О стипендиях). -Наша малышка тоже получает денежки, и они называются пособие на ребенка, -добавила мама. -А теперь подсчитаем доход нашей семьи, - сказал папа. -Ура! Целых 38 тысяч рублей. Можно купить несколько велосипедов, - воскликнул сын – школьник. Учитель. – Как вы думаете, так ли это? -Как вы думаете, на что мама потратит эти деньги? (Питание, образование – книги, тетради, школьная форма). -В среднем на 1 человека в месяц на питание тратится 4 тысячи рублей. Если в нашей семье 6 человек, значит, сколько денег мы потратим в месяц на питание? -А куда еще тратятся деньги из семейного бюджета? -Каким образом родители тратят деньги на образование? (Канцтовары, портфель, форма). -А куда еще тратятся деньги в семье? -На какие мероприятия тратятся деньги с целью повышения культурного уровня? ( Посещение кинотеатров, музеев…) -А если вы заболели, то куда тратятся деньги? -А за что еще родители платят деньги каждый месяц? (Коммунальные услуги). -Итак, давайте подсчитаем доходы и расходы нашей семьи Ивановых. Сын:- На питание семья потратит 24 тысячи рублей, за квартиру свет и газ – еще 3 тысячи рублей, проезд до места работы и учебы 1 тысяча, а еще краски, билеты в кино и прочее- все это еще 1 тысяча. Итого получается – 29 тысяч. -Ура! Осталось еще 9 тысяч рублей! Этого хватит на велосипед! – закричал мальчишка. -Это не совсем велосипедные денежки! Это наши накопления, - заявил отец. – Накопления – это то, что остается от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем деньги на все необходимое. -Все семьи разные, и бюджет у них тоже разный. У кого-то он побольше, а у кого-то поменьше. Поэтому, если родители отказали тебе в покупке игрушки, не надо обижаться на них. Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. -Давайте откроим словарики и прочитаем, что означают слова «бюджет» «доход» «расход» |
| Первичная проверка понимания | СЛАЙД | | Предлагаю распределить по столбикам –«Доходы» и «Расходы» (квартплата, стипендия, зарплата, транспорт, питание, образование, лечение, пособие) |
| Первичное закрепление | Предлагаю поработать в группах по 4 человека. Вы – семья. | -Семье не хватит денег и это будет дефицит. - Если менее – накопления | Мы даже уберем из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие -нибудь другие названия. Пусть у нас с вами будут «бублики». Сейчас вы получите листы, на которых будут написаны названия товаров. Посовещайтесь и выберете те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их также надо отметить в вашем списке галочкой. Ваш доход – 100 бубликов. КАРТОЧКА №2 Лекарства — 2 б. Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье) — 50 б. Одежда —10 б. Бытовая химия — 1 б. Транспорт —10 б. Велосипед — 20 б. Спортивная (музыкальная) школа, кружки — 10 б. Книги — 1 б Игровая приставка — 30 б. Квартплата (коммунальные платежи, электричество) -20 б. Кроссовки (босоножки) — 5 б. Игрушки — 3 б. Видеокассеты (диски) — 3 б. Посещение кинотеатра — 3 ш. - У кого расход больше 100 бубликов? Что случится? - А если меньше? |
| Применение знаний и умений в новой ситуации | Семья Ивановых за месяц тратит на питание 32 бублика, на транспорт в 8 раз меньше, а квартплата –на 15 бубликов меньше, чем на питание. Сколько денег в семье тратится на транспортные услуги и на квартплату? | 1)32: 8=4(б.)-на транспорт. 2)32-15=17(б.)-квартплата. Ответ: 4 бублика, 17 бубликов. | Предлагаю решить задачу. -Перечислите расходы семьи Ивановых? - Какие расходы нам известны? - Что сказано про транспорт? - Про квартплату? -Вопрос задачи? |
| Физкультурная минутка | | (Дорого – делаем наклоны, дёшево – приседаем). | На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром, цена кусается, не по карману, по сходной цене, влетит в копеечку, за грош, с Гулькин нос. |
| Обобщение и систематизация знаний | | | -Важно ли планировать бюджет? Конечно, очень важно! Ведь можно зарабатывать много денег и не уметь их правильно тратить. А можно иметь небольшой доход, но жить достойно, если расходовать деньги экономно. -А можно ли экономить? А на чем? -На питании? (на сладостях, на фруктах и овощах – нельзя),.На транспорте –если живешь недалеко, можно пройти пешком. А еще на чем можно экономить? А еще можно экономить на электроэнергии (когда выходите из комнаты, гасите свет), закрывайте воду-все это может уменьшить коммунальные платежи. |
| Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений | Предлагаю выполнить тест. На листах. | | 1 . Из чего складывается семейный бюджет? А) из заработной платы, пенсии, стипендии. Б) из доходов и расходов. В) из денег. 2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи это: Я) расходы Е) проценты Ю) доходы 3. Авторское вознаграждение это: Б) зарплата Г) налог Д) гонорар 4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи это: Ш) доходы Ж) расходы Х) прибыль 5. Лучшим бюджетом считается тот, в котором: Е) доходы больше расходов И) доходы равны расходам А) доходы меньше расходов 6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды: Т) доходов П) расходов К) гонорара |
| Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция | Рабочая тетрадь с.46 №78 | БЮДЖЕТ бюджет | Обменяйтесь листочками. Выпишите буквы правильных ответов. Какое слово получилось? Что такое «семейный бюджет»? -Назовите доходы семейного бюджета. -Назовите расходы семейного бюджета? -Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет РТ с.46 №78 Положите перед собой карточку №1 и отметьте условным знаком понятия в столбце «в конце урока» |
| Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | | | Стр.74,75 отв. на вопросы, РТс. 46№77 - Выполнить проект «Бюджет моей семьи», который мы рассмотрим по окончанию изучения раздела. - Кластер «Бюджет моей семьи»- на альбомных листах(А4). В помощь вам материал сегодняшнего урока |
| Рефлексия, подведение итогов занятия | | | У вас в конвертах есть деньги. В наш бюджет положите монетку, если остались вопросы. Бумажную банкноту, если весь материал был понятен. |