Конспект урока по окружающему миру "Сибирская тайга"
Конспект урока по окружающему миру "Сибирская тайга"
Урок проводился в форме заочной экскурсии по Сибирской тайге. В ходе урока дети просмотрели видео фильм "Сказочная тайга", прослушали сообщения обучающихся о хвойных растениях, животном мире тайги, растительном мире тайги, узнали как они связаны между собой, какое значения имеет тайга для человека..Познакомились с тем, какой климат в тайге и какой рельеф. Узнали о том, что в отличие от многоярусных лиственных лесов, в тайге всего два, иногда три яруса: деревья, кустарники или травянистые растения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Сибирская тайга" »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» города Валуйки Белгородской области
Конспект открытого урока
по окружающему миру
в 3 «А» классе
Тема: «Природное сообщество – Тайга»
Подготовила: учитель начальных классов
Рябинина Ирина Станиславовна
Валуйки, 2014 г.
Тема урока: Природное сообщество – Тайга.
Цели урока:
Обучающая- сформировать представление учащихся о тайге, как о природном сообществе. Познакомить уч-ся с разнообразием живых организмов тайги, с экологическими проблемами тайги, со значением тайги в жизни человека.
Развивающая– развивать познавательную активность детей, умение работать
с картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, гербарием;
развивать речь детей, умение рассуждать, делать выводы, опираясь на
собственные наблюдения.
Воспитывающая- воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Личностные:формирование чувства гордости за свою Родину; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла ученья; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; формирование мотивации к творческому труду; развитие самостоятельности в информационной деятельности.
Метапредметные:освоение способов решения творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа передачи информации; готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; умение работать в информационной среде.
Предметные: освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, сравнение, классификация; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; сформированность уважительного отношения к природе нашей страны.
Универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
Личностные: находить и показывать на карте зону тайги, рассказывать о ней по карте; самооценивать успешность учебной деятельности;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; основам смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов;
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия;
Обучающиеся получат возможность научиться:
Личностные: формировать понимание необходимости учения, устойчивого учебно-познавательного интереса; устанавливать зависимость особенностей лесных зон, распределения тепла и влаги;
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Коммуникативные: с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, практические, исследовательский метод изучения нового материала.
Форма организации урока: урок – научная экспедиция.
Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, работа в парах, в группах.
Оборудование: Н.Я.Дмитриева «Окружающий мир » (3 кл.), презентация, карта природных зон; аудиозаписи для орг. момента, видео «Сказочная тайга»; рисунки животных тайги, карточки, тест.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Релаксационная игра «Дерево».
Цель: данная игра используется для снятия волнения, напряжённости, она придаёт чувство уверенности в себе и собственных силах. Звучит тихая, спокойная музыка. Встаньте, дети, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги- корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол-тело – ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви-руки – свободно «колышутся» вдоль ствола. Листья- пальцы - легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона-голова – чиста и свежа. Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны. У вас всё получится.
- Сегодня, ребята, мы отправимся в научно-исследовательскую экспедицию. Желаю вам успехов и новых интересных открытий!
А что такое исследовательская экспедиция?
-Но сначала мы вспомним пройденный материал.
2. Проверка пройденного материала.
-Как называется часть нашей страны, о которой мы узнали на прошлом уроке?
-Назовите фамилию русского первопроходца, который открыл Сибирь?
-Сибирь это часть Европы или Азии?
-Какой рельеф преобладает в Сибири?
-Расскажите про климат Сибири.
Вывод: Правильно ребята вы сказали, Сибирь является холодной частью Азии, зато она богата полезными ископаемыми, лесом, рыбой, пушными зверями.
3. Сообщение темы и цели урока.
– Наша научно-исследовательская экспедиция отправляется к новому природному сообществу. Давайте внимательно посмотрим на доску и найдём лишнее в каждом ряду, обосновывая свой ответ.
(Перед ребятами картинки растений тайги (1ряд), животных тайги (2 ряд)).
(пихта, голубика, луговой василек, кедр, черника)
(соболь, волк, корова, росомаха, медведь)
- Как Вы думаете, о каком сообществе мы узнаем сегодня в нашей научно-исследовательской экспедиции? (жду ответа детей) (убираю лишние картинки)
-Сегодня мы узнаем, какие растения и животные обитают в тайге, как они сосуществуют.
- Что вы уже знаете о тайге?
- Что вам хотелось бы узнать?
Формулировка целей Определите цели сегодняшнего урока.
- Сегодня мы заочно побываем в тайге, узнаем, какие растения и животные там обитают, как они связаны между собой, какое значения имеет тайга для человека.
- Ребята, а что такое тайга в вашем представлении?
- Чем отличается тайга от луга? (Там растут другие растения и много животных).
Вывод: Тайга - природно-климатическая зона с преобладанием хвойных лесов. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу – это хвойные деревья.
4. Работа по теме урока.
а) Работа по карте.
- Как вы думаете, где располагается тайга? (обращаюсь к карте).
Располагается в северной субарктической влажной географической зоне. Хвойные деревья составляют там основу растительной жизни. Для этой зоны также характерны болота, которые покрывают материковую часть Канады и северную Сибирь.
Тайга — самая большая по площади ландшафтная зона России. Её ширина в Европейской части достигает 800 километров, а в Западной и Восточной Сибири — 2150 километров. Таёжные зоны России стали формироваться ещё до наступления ледников.
Тайга производит основную массу свободного кислорода.
б) Просмотр видеоклипа «Сказочная тайга».
-А теперь давайте посмотрим видеофильм «Сказочная тайга».
-При просмотре постарайтесь запомнить названия животных и растений тайги.
в) Беседа с учащимися по теме урока.
- Названия каких растений тайги вы запомнили?
- Можно ли проследить ярусность среди растений тайги?
- Почему одни растения выше, а другие – ниже?
Вывод: в отличие от многоярусных лиственных лесов, в тайге всего два, иногда три яруса: деревья, кустарники или травянистые растения.
в) Слушание сообщений учащихся.
-Некоторым ученикам нашего класса было задано найти дополнительный материал о растениях и животных тайги.
-Я предлагаю Вам послушать подробнее о растительном мире тайги.
1) «Кедр»- Князева Ирина.
2) «Сосна» - Рудофилов Илья.
3) «Майник» -Золотарев Руслан.
4) «Багульник» -Петренко Никита.
- Мы послушали сообщения ребят. Как вы думаете, на этом растительный мир тайги заканчивается?
-Конечно нет, существует еще очень много растений, которые обитают в тайге.
-Давайте обратимся к нашему учебнику.
г) Работа по учебнику с. 88-89.
Найдите в тексте параграфа названия растений, которые мы еще не называли.
Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем ,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
д) Слушание сообщений учащихся.
-А теперь мы познакомимся подробнее с животным миром тайги.
1) «Рысь»- Косякина Ольга.
2) «Медведь»- Галенин Артем.
3) «Сойка» - Будзинская Татьяна.
4) «Кедровка»- Колесов Кирилл.
-Каких животных тайги вы запомнили после просмотра фильма? Назовите их.
Люди с давних пор охотились на многих лесных животных. Из-за неумеренной охоты некоторые животные были почти полностью истреблены.
-Назовите животных тайги, которые попали в Красную книгу? (лось, кабан, соболь).
Их удалось спасти только благодаря строгой охране. Чтобы сохранить растения и животных тайги, созданы заповедники, заказники и национальные парки.
- Как же живут все обитатели тайги? (Сообща, поэтому тайгу называют природным сообществом).
Вывод: - О животном и растительном мире тайги можно говорить бесконечно. Как много разных видов животных. А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть природная зона тайга!
5. Экология тайги.
- Кто может вторгнуться в природное сообщество, нарушив природное равновесие? (Природа, человек)
- Кто наносит природе больший вред? (Человек)
- Чем он может навредить? (Рвать траву, уничтожать цветы, насекомых, вырубать деревья, убивать животных).
- К таежному сообществу, как впрочем, и к любому другому нужно относиться бережно, ведь оно имеет большое значение для человека.
- Какие экологические проблемы возникают в тайге?
Ответить на эти вопросы вы сможете, выполнив задание.
Вывод: Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества, чтобы не нарушить экологическое равновесие.
VIII. Рефлексия.
Наша доска зеленого цвета и немного похожа на лес тайги.
- Кто считает, что узнал много полезного и важного сегодня на уроке – прикрепите на доску цветок. Если вы считаете, что материал был для вас очень сложный и вы не все поняли на уроке – прикрепите тучку.
- Кому вы скажете сегодня спасибо? (Друг другу за интересные сообщения, учителю за интересную информацию)