Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Добро и зло" (модуль "Светская этика").
Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Добро и зло" (модуль "Светская этика").
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.
Цель урока: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Добро и зло" (модуль "Светская этика"). »
КОНСПЕКТ УРОКА ПО КУРСУ «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Светская этика») 4 класс
Тема урока: «ДОБРО И ЗЛО»
Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
Задачи:
формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Ход урока:
1.Организационный момент.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям…
(С. Островой).
Учитель: Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2. Создание проблемной ситуации. (На столах у детей картинки с изображением Кая и Герды из сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»).
Учитель: И взрослые, и дети очень любят сказки. А о чём же рассказывают сказки? Обо всём на свете. Но, наверное, ядро каждой сказки – борьба добра со злом, а в конце – победа добра и справедливости, то, что так необходимо всем людям. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, героев какой сказки вы видите? («Снежная королева»).
-Назовите главных героев этой сказки. (Кай и Герда).
- Что вы можете сказать о Кае и Герде? Какие они? (Добрые).
-Вспомните эту сказку и скажите, что произошло с Каем? (Ответы детей). Куда отправилась Герда? Что пришлось ей преодолеть на своём пути? Где Герда нашла Кая? Могла ли она поступить иначе? Какой была Снежная королева? (Злой).
- Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? ( О добре и зле).
3.Изучение новых понятий.
-Ребята, как вы думаете, что такое добро? (Ответы детей).
-А что такое зло? (Ответы детей).
-Послушайте, какое толкование этим понятиям даётся в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова.
Учитель: Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.
Давайте вспомним, как будут звучать эти слова на испанском языке.
Учитель. Какого человека можно назвать добрым? (Ответы детей).
Попробуйте изобразить добро и зло так, как представляете вы сами. (Самостоятельная работа детей).
Учитель: Добрый человек - это человек, который делает людям приятно, помогает им без выгоды для себя. Он чувствует себя очень хорошо и радостно. Не зря говорится в пословице: "Сделай добро и оно обязательно к тебе вернётся".
Добрые сердца – это сады. Добрые слова – корни. Добрые мысли – цветы. Добрые дела – плоды.
- Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.
- Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать отношения добрее и искреннее? (Ответы детей.) – Конечно же, это добрые, тёплые слова. – Какие? ( «Добрый день», «Всего доброго», «Будьте добры» и др.)
5.Формирование умений и навыков.
Работа в парах.
-Давайте поможем Герде быстрее отогреть сердце Кая. Возьмите листочки и напишите на них добрые слова. (Дети работают на листочках).
Физкультминутка.
- Доброе утро, солнце! (Дети поднимают руки, затем опускают).
- Доброе утро, небо! (Аналогичное движение).
- Доброе утро, всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают).
Работа с пословицами.
– Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость. – Какие пословицы о доброте знаете вы? (Ответы детей).
Добро поощряй, а зло порицай. Доброго чти, а злого не жалей. Доброе братство лучше богатства. Добро сеять – добро и пожинать. Добро творить – себя веселить.
- Послушайте старинную притчу.
«Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
- Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно.
6.Работа с учебником.
-Откройте учебник и найдите в тексте, какие поступки человека относятся к добрым, а какие к злым. ( Дети работают с текстом и отвечают на вопросы.)
Самостоятельная работа «Почему важно бороться со злом?»
Учитель: Доброта… Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Давайте делать добрые дела!
7. Рефлексия.
СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ(а)…
БЫЛО ИНТЕРЕСНО…
Я ПОНЯЛ(а), ЧТО…
МЕНЯ УДИВИЛО…
МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ…
Я ПОПРОБУЮ…
Учитель:Вы всегда должны помнить, что доброе и отзывчивое сердце, готовность прийти на помощь друг другу помогут преодолеть все трудности и даже победить Снежную королеву.Пусть же доброта греет вас и не покидает никогда!
Литература:
1.Основы светской этики. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М., Просвещение, 2010.