Тема: Совесть
Цель: познакомить с понятием «совесть», «стыд».
Задачи:
на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку и их самоконтроль в повседневном поведении обучающихся
формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Планируемые результаты:
Предметные
• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
Метапредметные
• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
Личностные
• Осознавать, для чего людям нужна совесть.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, комплект приложений к уроку для каждой группы, презентация.
Ход урока
I Организационный момент:
Сегодня к нам на урок пришли гости. Это родители наших третьеклассников. Для работы на уроке вы должны настроится , а в этом вам помогут наши друзья смайлики. Учитель показывает слайды, а дети показывают ладошкой(3,4,5 слайд)
Смайлики – настроения
(если -плохое покажите ладошку)
(если нет настроения – руку)
(если хорошее настроение – помашите рукой)
II Постановка учебной задачи:
Для начала, предлагаю вам проанализировать школьную ситуацию.
Четвероклассники готовились к уроку-спектаклю по сказкам А.С. Пушкина. Дети разбились на творческие группы, выбрали сказку для постановки, раздали роли и организовали репетиции. До урока осталось два дня. Ребята одной из творческих групп ждали на репетицию своего нового одноклассника Матвея, но его всё не было. А Матвей в это время сидел в раздевалке, раздумывая идти или нет ему в класс, уж очень хотелось погонять мяч во дворе. Он не знал, как быть: с одной стороны одноклассники ждут его на репетицию, а с другой стороны, на улице отличная погода, и доносятся голоса мальчишек. Наконец Матвей встал и решительно зашагал в класс, где уже началась репетиция.
- Привет! – сказал он ребятам.
- Извините, что опоздал. Честно признаюсь, хотел удрать на футбол, но понял, что это неправильно!
- А чего ж не ушёл, учительница что ли заметила и пристыдила? – ответил Максим.
- Да никто меня не заметил. Мне словно что-то изнутри подсказало, что так будет нехорошо, неправильно!
- Здорово, когда такой подсказчик есть! – заметил Саша.
Что помогает человеку поступать хорошо, правильно? (Совесть)
Сформулируйте тему урока.
(слайд 8) формулировка цели
(Слайд 9) девиз урока
Работа в группах сформулируйте понятие совести в группах.( дать номерки руководителям групп) выслушиваются ответы детей.
III Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний
С. 48 работа с учебником находят в учебнике понятие «совесть»
Прочитываются слова Демокрита (7 слайд)
Прочитываются слова из словаря Даля ( 8 слайд)
построение алгоритма совести.(чтение самостоятельно и коллективно
(слайд 10)
Совесть заставляет размышлять о своих поступках
критически оценивать свои поступки
напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности
игнорирует хитрые оправдания
заставляет говорить о себе правду
наш внутренний судья
IV Первичное закрепление учебного материала
Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть?( Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём поступке, мучается, ходит с поникшей головой.
С. 49 Какой момент вы видите на картинке учебника.
Работа с рубрикой подумай!
Как вы понимаете выражения (слайд 11)
«Сделано на совесть»
«Без зазрения совести»
«Будет на моей совести»
«Жить по совести»
V Физминутка
VI Прослушивание текста
«Совесть» А. Гайдар
Нина Корноухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели. Как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой. То Нина смекнула. В чём дело. И решила над ним подшутить.
- Несчастный прогульщик! – строго сказала она.-
И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
-Нет! – удивлённо ответил малыш.- Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился..
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом. Потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из- за ветвей собака., книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет. Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над головой птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.
(ответить на вопросы после прочтения текста)
1. Почему Нина Корноухова не пошла в школу?
2. Кого встретила Нина в роще?
3. Какими словами она его обзывала?
4. Как вы понимаете последние строки текста?
5. Как бы вы поступили?
6. Почему Нина не подняла книг перед малышом?
Что же такое стыд? Работа в парах прочитайте в учебниках.
(Стыд- человек оценивает свои поступки, хочет исправить ошибку и не совершать подобного)
Чем совесть отличается от стыда?
(слайд 12 составляют и сверяют )
совесть | стыд |
стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили | тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение |
Составим портрет совестливого человека при этом правильно употребив слово «совесть» (слайд 13)
Он все делает по совести, стыдится поступать…
Это – человек…
Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с
нормами морали и поступает……..
то несправедливые поступки, то ….,
Игра «Найди пару» (работают в паре заготовки у каждой пары) (слайды 14 -20) проверяют свои работы.
Поступать вопреки своим убеждениям | жить по совести |
Жить честно, справедливо | делать на совесть |
Делать что-либо хорошо, добросовестно | поступать против совести |
Жить спокойно, не испытывая угрызения совести | поступать без зазрения совести |
Поступать без стыда, без стеснения | поступок на его совести |
Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то | жить со спокойной совестью |
VII Рефлексия (слайд 21)
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
VIII Вывод: Что такое совесть?
Что такое стыд?
Где смогут применить полученные знания в жизни?
IX Настроение какое у вас настроение после урока
(слайд 3,4,5)
X Домашнее задание: Приготовить пословицы о совести