kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Основы светской этики" на деятельностной основе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок спроектирован на основе системно-деятельностного подхода с помощью технологий: ИКТ и технологии проблемного обучения. Урок предполагает развитие образовательных компетенций учащихся. Учащиеся самостоятельно формулируют тему, цели.

Подготовленная училелем презентация позволяет повысить интерес учеников к предмету, мотивировать учащихся к дальнейшему получению знаний. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«владыко»

Тема: Совесть

Цель: познакомить с понятием «совесть», «стыд».

Задачи:

  • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку и их самоконтроль в повседневном поведении обучающихся

  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Планируемые результаты:

Предметные

• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

Метапредметные

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

Личностные

• Осознавать, для чего людям нужна совесть.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, комплект приложений к уроку для каждой группы, презентация.

Ход урока


I Организационный момент:

Сегодня к нам на урок пришли гости. Это родители наших третьеклассников. Для работы на уроке вы должны настроится , а в этом вам помогут наши друзья смайлики. Учитель показывает слайды, а дети показывают ладошкой(3,4,5 слайд)

Смайлики – настроения

(если -плохое покажите ладошку)

(если нет настроения – руку)

(если хорошее настроение – помашите рукой)

II Постановка учебной задачи:

Для начала, предлагаю вам проанализировать школьную ситуацию.

Четвероклассники готовились к уроку-спектаклю по сказкам А.С. Пушкина. Дети разбились на творческие группы, выбрали сказку для постановки, раздали роли и организовали репетиции. До урока осталось два дня. Ребята одной из творческих групп ждали на репетицию своего нового одноклассника Матвея, но его всё не было. А Матвей в это время сидел в раздевалке, раздумывая идти или нет ему в класс, уж очень хотелось погонять мяч во дворе. Он не знал, как быть: с одной стороны одноклассники ждут его на репетицию, а с другой стороны, на улице отличная погода, и доносятся голоса мальчишек. Наконец Матвей встал и решительно зашагал в класс, где уже началась репетиция.

- Привет! – сказал он ребятам.

- Извините, что опоздал. Честно признаюсь, хотел удрать на футбол, но понял, что это неправильно!

- А чего ж не ушёл, учительница что ли заметила и пристыдила? – ответил Максим.

- Да никто меня не заметил. Мне словно что-то изнутри подсказало, что так будет нехорошо, неправильно!

- Здорово, когда такой подсказчик есть! – заметил Саша.

Что помогает человеку поступать хорошо, правильно? (Совесть)

Сформулируйте тему урока.

(слайд 8) формулировка цели

(Слайд 9) девиз урока

Работа в группах сформулируйте понятие совести в группах.( дать номерки руководителям групп) выслушиваются ответы детей.

III Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний

С. 48 работа с учебником находят в учебнике понятие «совесть»

Прочитываются слова Демокрита (7 слайд)

Прочитываются слова из словаря Даля ( 8 слайд)



построение алгоритма совести.(чтение самостоятельно и коллективно

(слайд 10)

Совесть заставляет размышлять о своих поступках

критически оценивать свои поступки

напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности

игнорирует хитрые оправдания

заставляет говорить о себе правду

наш внутренний судья

IV Первичное закрепление учебного материала

Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть?( Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём поступке, мучается, ходит с поникшей головой.

С. 49 Какой момент вы видите на картинке учебника.

Работа с рубрикой подумай!

Как вы понимаете выражения (слайд 11)

«Сделано на совесть»

«Без зазрения совести»

«Будет на моей совести»

«Жить по совести»

V Физминутка

VI Прослушивание текста

«Совесть» А. Гайдар

Нина Корноухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели. Как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой. То Нина смекнула. В чём дело. И решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! – строго сказала она.-

И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

-Нет! – удивлённо ответил малыш.- Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился..

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом. Потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из- за ветвей собака., книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет. Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над головой птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

(ответить на вопросы после прочтения текста)

1. Почему Нина Корноухова не пошла в школу?

2. Кого встретила Нина в роще?

3. Какими словами она его обзывала?

4. Как вы понимаете последние строки текста?

5. Как бы вы поступили?

6. Почему Нина не подняла книг перед малышом?

Что же такое стыд? Работа в парах прочитайте в учебниках.

(Стыд- человек оценивает свои поступки, хочет исправить ошибку и не совершать подобного)

Чем совесть отличается от стыда?

(слайд 12 составляют и сверяют )

совесть

стыд


стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили


тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение


Составим портрет совестливого человека при этом правильно употребив слово «совесть» (слайд 13)


  • Он все делает по совести, стыдится поступать…

  • Это – человек…

  • Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с

нормами морали и поступает……..

  • Он не совершает поступков …

  • Он не пройдет мимо …

  • Совестливый человек, если и совершает какие-

то несправедливые поступки, то ….,

  • И они вызывают у него…

  • Совесть выражается в …

  • Она побуждает человека следовать…

  • Отвращает его от…


Игра «Найди пару» (работают в паре заготовки у каждой пары) (слайды 14 -20) проверяют свои работы.

Поступать вопреки своим убеждениям

жить по совести

Жить честно, справедливо

делать на совесть

Делать что-либо хорошо, добросовестно

поступать против совести

Жить спокойно, не испытывая угрызения совести

поступать без зазрения совести

Поступать без стыда, без стеснения

поступок на его совести

Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то

жить со спокойной
совестью


VII Рефлексия (слайд 21)

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

VIII Вывод: Что такое совесть?

Что такое стыд?

Где смогут применить полученные знания в жизни?

IX Настроение какое у вас настроение после урока

(слайд 3,4,5)

X Домашнее задание: Приготовить пословицы о совести

Просмотр содержимого презентации
«владыко»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение СОШ № 1    Урок по ОРКСЭ (ОСЭ)   Тема урока: « Совесть »    Учитель начальных классов:  Владыко Елены Геннадьевны  п. Кировский  2013 г.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение СОШ № 1

Урок по ОРКСЭ (ОСЭ)

Тема урока: « Совесть »

Учитель начальных классов:

Владыко Елены Геннадьевны

п. Кировский

2013 г.

Тема: «Совесть» Цель:  -  познакомить cя с понятием «совесть», «стыд».   Задачи: - на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении. - формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения); - развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы

Тема: «Совесть»

Цель:

- познакомить с понятием «совесть», «стыд».

Задачи:

- на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.

- формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

- развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы

Смайлики настроения

Смайлики настроения

Хочу узнать ……………… Для чего мне это нужно знать………. Будем учиться …….
  • Хочу узнать ………………
  • Для чего мне это нужно знать……….
  • Будем учиться …….
Девиз урока:  Слова философа римского императора Марка Аврелия «Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное – и ты выполнишь всю задачу своей жизни.

Девиз урока:

Слова философа римского императора Марка Аврелия «Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное – и ты выполнишь всю задачу своей жизни.

« Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя... »  Демокрит

« Должно стыдиться самого себя

столько же, как и других людей,

и одинаково не делать дурного,

останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя... »

Демокрит

«Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру» В. Н. Даль

«Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру»

В. Н. Даль

С О В Е С Т Ь заставляет размышлять о своих поступках критически оценивать свои поступки напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности игнорирует хитрые оправдания заставляет говорить о себе правду

С

О

В

Е

С

Т

Ь

заставляет размышлять о своих поступках

критически оценивать свои поступки

напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности

игнорирует хитрые оправдания

заставляет говорить о себе правду

Подумай! Как вы понимаете выражения

Подумай!

Как вы понимаете выражения

  • «Сделано на совесть»
  • «Без зазрения совести»
  • «Будет на моей совести»
  • «Жить по совести»
совесть стыд  стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили  тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение

совесть

стыд

стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили

тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение

Он все делает по совести, стыдится поступать…  Это – человек…  Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с  нормами морали и поступает …  Он не совершает поступков …  Он не пройдет мимо …  Совестливый человек, если и совершает какие-  то несправедливые поступки, то ….,  И они вызывают у него…  Совесть выражается в …  Она побуждает человека следовать…  Отвращает его от…
  • Он все делает по совести, стыдится поступать…
  • Это – человек…
  • Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с

нормами морали и поступает …

  • Он не совершает поступков …
  • Он не пройдет мимо …
  • Совестливый человек, если и совершает какие-

то несправедливые поступки, то ….,

  • И они вызывают у него…
  • Совесть выражается в …
  • Она побуждает человека следовать…
  • Отвращает его от…
Поступать вопреки своим убеждениям жить по совести Жить честно, справедливо делать на совесть Делать что-либо хорошо, добросовестно поступать против совести Жить спокойно, не испытывая угрызения совести поступать без зазрения совести Поступать без стыда, без стеснения поступок на его совести Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то жить со спокойной  совестью

Поступать вопреки своим убеждениям

жить по совести

Жить честно, справедливо

делать на совесть

Делать что-либо хорошо, добросовестно

поступать против совести

Жить спокойно, не испытывая угрызения совести

поступать без зазрения совести

Поступать без стыда, без стеснения

поступок на его совести

Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то

жить со спокойной совестью

Поступать вопреки своим убеждениям поступать  против совести

Поступать вопреки своим убеждениям поступать

против совести

Жить честно, справедливо жить по совести

Жить честно, справедливо жить по совести

Делать что –либо хорошо, добросовестно делать  на совесть

Делать что –либо хорошо, добросовестно делать

на совесть

Жить спокойно,  не испытывая угрызения совести жить со спокойной совестью

Жить спокойно,

не испытывая угрызения совести жить со спокойной совестью

Поступать без стыда, без стеснения поступать без зазрения совести

Поступать без стыда, без стеснения поступать без зазрения совести

Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого – то поступок на его совести

Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого – то поступок на его совести

Сегодня я узнал…  Было интересно…  Было трудно…  Я выполнял задания…  Я понял, что…  Я почувствовал, что…  Я приобрел…  Я научился…  У меня получилось …  Я смог…  Я попробую…  Меня удивило…  Урок дал мне для жизни…  Мне захотелось…

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Домашнее задание  Приготовить пословицы о совести и уметь их объяснить

Домашнее задание

Приготовить пословицы о совести и уметь их объяснить

Спасибо за урок

Спасибо за урок


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Основы светской этики" на деятельностной основе

Автор: Владыко Елена Геннадьевна

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158306

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока ОРКиСЭ "Этика и этикет". Модуль "Светская этика". "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-orkise-etika-i-etikiet-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "119952"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413559260"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока по курсу Основы религиозных культур и Светская этика. Тема: Совесть.Долг. "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-po-kursu-osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskaia-etika-tiema-soviest-dolgh"
    ["file_id"] => string(6) "156540"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421435414"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства