исполнитель: Мальцева А.С.
Цель: формирование представления об эпохи усиления Московского княжества и формирования вокруг него единого Московского государства; формирование представлений о исторических личностях Древней Руси.
Сформированные представления о исторических личностях во времена усиления Московского княжества и формирования вокруг него единого Московского государства.
Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, формы | Формируемое УУД |
Организационный момент |
2 мин | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Александра Сергеевна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Но для начала, давайте проверим, все ли необходимое для урока у вас лежит на партах: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь, пенал, дневник. Уберите все лишнее с парты, чтобы вас ничего не отвлекало от урока. Наш урок мне бы хотелось начать с такого высказывания: Молчание вообще похвально, но молчание при учении не похвально. Мудрецы Талмуда Как вы понимаете это высказывание? А значит ли это высказывание, что на уроке можно просто так без дела разговаривать с содом? Надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими помощниками и будете поддерживать дисциплину. | Приветствие учителя. Проверяют наличие необходимого на партах. Слушают внимательно высказывание Нужно активно работать на уроке Нет | Фронтальная работа: слово учителя (декламация) | Регулятивные: -саморегуляция; -формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: -формирование уважительного отношения к себе и окружающим |
Актуализация знаний |
3 мин | Ребята, смотрите, на слайде вам представлен отрывок из старинной летописи, ваша задача расшифровать, о каких событиях идет речь. Внимательно следите за чтением, так как я буду спрашивать вас в разном порядке. «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Настало время тяжёлых испытаний, обрушились на неё страшные беды. Первая беда – вина самих русичей. Не сберегли они государства единого, начали князья воевать друг с другом…» «А другая беда – из степей пришла, налетели чёрны вороны, спалили города, да сёла…» «Создали захватчики своё государство, а русских людей принудили дань платить» «Ходили к хану князья со всей Руси дозволения спрашивать на то, чтобы править своей же землёй!» Хорошо, ребята, а как мы можем озаглавить эту часть текста? (вешает лист с озаглавим текста на доску) Продолжаем читать летопись. «И лишь 8 поколений спустя наконец-то всё переменилось на Руси! Прогнали чёрных воронов, снова Русь светом засияла!» Как можем озаглавить эту часть текста? (вешает лист с озаглавим текста на доску) | Читают по выбору учителя, остальные внимательно следят Речь идёт о временах раздробленности Руси, о междоусобицах. Другая беда – нашествие монголо-татар Новое государство – Золотая Орда В XIII в. Русь попала под власть Золотой Орды. Речь о том, что Руси удалось освободиться от власти Золотой Орды. Русь освободилась от власти Золотой Орды. | личностные: -действие смыслообразование интерес, мотивация -формирование желания выполнять учебные действия Коммуникативные: -формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; -развивать умение слушать и понимать речь других; Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; | -Фронтальная форма работы; -словесный метод (беседа, диалог); -наглядный метод (демонстрация слайдов) Работа с карточками |
Выявление проблемной ситуации |
1 мин | Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос? Кто сможет сформулировать проблему нашего урока сегодня, исходя из предположений, выявленных раннее? | В XIII веке не смогли защититься от врагов, а через 8 поколений (примерно 2–2,5 века) смогли освободиться! Чем объяснить, что в XIII веке русские князья были вынуждены подчиняться ханам Золотой Орды, а спустя два века смогли освободиться? Почему Русь смогла стать свободной и независимой? | Коммуникативные: -формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; Познавательные: формирование умения пользоваться простыми логическими операциями (анализирование) | Фронтальная форма работы; -словесный метод (беседа, диалог); -наглядный метод (демонстрация слайдов) |
Поиск решения выявленной проблемы |
3 мин | Предлагаю вам вспомнить, что представляла собой Русь в IX–XI веках. Государство было сильным? Докажите свою точку зрения. Что случилось с государством к середине XII века? А к середине XIII века? Ребята, посовещайтесь в парах и ответьте на вопрос, что должно было произойти с Русью, чтобы она смогла избавиться от власти Орды? Пары показали свою готовность, сели красиво, руки положили на парту, как подобает ученикам 3 класса. | Государство было единым, столица – город Киев. Да, оно успешно защищалось от половцев, от западноевропейских рыцарей. Наступил период раздробленности. Не устояв перед нашествием Батыя, Русь попала под власть Золотой Орды. Высказывают свое предположение: Русь должна была объединиться. | Коммуникативные: -формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; Познавательные: формирование умения пользоваться простыми логическими операциями (анализирование) | Фронтальная форма работы -словесный метод (беседа, диалог); -наглядный метод (демонстрация слайдов) Работа в парах |
Открытие новых знаний |
7 мин | Предлагаю найти вопрос, на ответ, «как Русь смогла избавиться от Орды», найти в учебнике на странице 48 – 51. Начну чтение я, вы внимательно следите, так как потом буду спрашивать вас я в разном порядке. Прочитали текст, молодцы. Ребята, что помогло свергнуть власть Орды? | Чтение текста не по очереди. Объединение земель | Коммуникативные: -формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; Познавательные: формирование умения пользоваться простыми логическими операциями (анализирование); выявление причинно- следственных связей Регулятивные: волевая саморегуляция | -Фронтальная форма; -словесный метод (беседа, диалог); -наглядный метод (демонстрация слайдов) Работа с учебником |
Первичное усвоение новых знаний |
7 мин | – Москва подчиняла себе другие княжества «силой, хитростью, иногда и жестокостью». О чём эта фраза? Благодаря каким людям вершилось великое дело объединения Руси? Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам заполнить таблицу, которая лежит перед вами на столах. Ребята, кого мы первого занесем в нашу таблицу? Можно ли занести Андрея Рублева и почему? Верно. Записываем в таблицу. Кого следующего мы занесем в таблицу? Аргументируйте свой ответ. Верно Кого можно еще записать в таблицу? Аргументируйте свой ответ. На стр 19 рабочей тетради вам представлены репродукции картин, которые нужно расставить в правильно последовательности. Предлагаю выполнить данное задание в парах. Кто напомнит, как нужно работать в парах? Верно! Приступайте к выполнению данной работы. Пары показали свою готовность. Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Объясните, почему битва на Куликовом поле стала символом объединения русских земель? О чём говорит тот факт, что в одном ряду стояли кузнецы, плотники, торговцы и с ними вместе – сам князь Дмитрий Иванович? Кого мы еще должны включить в таблицу? И почему? | Не все ещё поняли, что объединение необходимо. Высказываются Да, т.к. он написал икону «Троица», которая послужила призывом к объединению Руси. Сергий Радонежский, т.к. он основал Троицкий монастырь и призывал прекратить распри между людьми. Благословил московского князя на битву с Ордой. Дмитрий Иванович, князь московский, т.к. он создал единое русское войско, с которым одержал победу в Куликовской битве 1380 года. Тихо, прислушиваться к мнению друг друга, не ссориться. Выполняют задание. Высказывают предположения. 1)Утро на куликовском поле. Худ. А.П. Бубнов 2)Поединок на Куликовском поле. Худ. М.И. Авилов 3)Куликовская битва Худ. Н.С. Присекин 4) Раненый Дмитрий Донской на поле битвы. Для битвы Дмитрий Донской объединил людей На защиту Родины встали не только воины, но и простые люди – ополченцы. Иван III, правнук Дмитрия Донского, т.к. он объединил русские земли. Отказался платить дань хану. | Коммуникативные: формирование умения работать в парах; формировать умения строить логические фразы при ответе на поставленные вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения. Познавательные: Применение логический операций, направленных на реализацию возникших задач Коммуникативные: формирование умения сотрудничать в парах Регулятивные: волевая саморегуляция | Фронтальная работа: словесный метод: слово учителя, работа в парах, работа с учебником Наглядный: презентация (показ слайдов) |
Первичное закрепление |
13 мин | Проанализируйте составленную таблицу и сделайте вывод. Предлагаю вам посмотреть мультфильм о Куликовской битве, смотрите внимательно, так как вам нужно будет ответить на вопрос, какое сходство и различие между мультфильмом и тем, что написано в учебнике. Какие вы различия нашли? Вы правы! В рабочей тетради на стр. 19 во 2 упражнении, предлагаю вам найти ошибки в тексте Какие вы ошибки нашли в тексте? Молодцы, ребята! Все таки, чем известен в нашей истории великий князь Иван III и что означают слова «государь всея Руси»? | В процессе объединения Руси участвовало много людей – это были князья и простые воины, монахи и художники, народное ополчение из разных княжеств. Объединение всех сил Руси шло вокруг Москвы. В начале мультфильма Сергей радонежский рубил дрова, в учебнике это не написано. В мультфильме во время поединка оба воина упали, хотя на самом деле Пересвета мертвого нес конь, а Челубей упал и т.д. Чтение и поиск ошибок в тексте Высказывают предположения. Нестор – Сергий Радонежский К Нестору – к Сергию Новгородский князь – московский князь Александр Ярославович – Дмитрий Иванович Об Иване III в учебнике сказано, что он закончил объединение русских земель вокруг Москвы и при нём завершилось создание единого государства. | Коммуникативные: формирование умения строить логические фразы при ответе на поставленные вопросы учителя; формирование умения доказывать свою точку зрения, аргументировать свой ответ; формирование умения сотрудничать в группе Познавательные: формирование умения анализировать задачи, для благополучного решения; формирование умения пользоваться простыми логическими операциями (анализирование задачи) Регулятивные: волевая саморегуляция | Фронтальная работа: словесный метод: беседа Наглядный: презентация (демонстрация слайдов) |
Контроль усвоения |
2 мин | Ребята, как Русь избавилась от золотой Орды? Что способствовало объединению земель? Какой князь первым поднял Русь против Орды? Кто сверг Золотую Орду? Почему Русь смогла стать свободной и независимой? Молодцы. Ответили ли мы на проблемный вопрос, который вы выделили в начале урока? | Она объединила земли. Рисовали иконы, советы монах. Дмитрий Иванович Иван III, внук Дмитрия донского Более 200 лет Русь платила дань Орде, но сумела сплотиться вокруг Москвы, накопить силы для отпора врагу. Освобождение от ига – заслуга многих людей, стремившихся к объединению сил для борьбы с завоевателями. Да | Коммуникативные: -формирование умения объяснять свой выбор - познавательные: использование простых логический операций (анализирование) -Регулятивные: -оценка | Фронтальная форма; -словесный метод (беседа, диалог); -наглядный метод (демонстрация слайдов) |
Домашнее задание |
1 мин | Откройте дневник и запишите домашнее задание, которое вам нужно будет решить дома: Рабочая тетрадь с.20 упр. 3,4. | Записывают домашнюю работу в дневник с. 5№ 8 | Регулятивные: волевая саморегуляция | Фронтальная форма; -слово учителя; |
Рефлексия |
1 мин | Ребята, а кого вы можете похвалить за работу на уроке? Кто старался правильно ответить на вопросы? Активно старался сотрудничать на уроке с учителем? -Что узнали нового? -Что было интереснее всего? | Отвечают на поставленные вопросы Отвечают на поставленные вопросы | Регулятивные: волевая саморегуляция; Оценка своей деятельности в течение урока | Фронтальная форма; -слово учителя; |