Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению для 2 класса " И.Пивоварова «Картинки на земле». А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…»»
Тема: И.Пивоварова «Картинки на земле». А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…», А.К. Толстой «Вот уж снег последний тает…»
Цель: создать условия для формирования культурологической, коммуникационной компетенций через обучение навыкам анализа лирического произведения.
Задачи:
Полноценное восприятие лирического произведения.
Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность.
Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
Формирование литературоведческих представлений.
Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением.
Ход урока
I.Орг.момент
II.Проверка домашнего задания.
III.Изучение нового материала.
1.Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы будем читать стихи о природе. Как называется первое стихотворение? Как вы понимаете заголовок?
- Читая, старайтесь представить, увидеть картинку на земле, нарисованную природой и поэтессой Ириной Пивоваровой.
2. Знакомство с текстом И. Пивоваровой «Картинки на земле»
3. Работа с текстом и над выразительность чтения стихотворения.
- О каком стекле идет речь?
-Почему поэтесса назвала лед стеклом?
- Чем похожи лед и стекло?
4. Знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «опрятней модного паркета…»
-200 лет назад, в то время, когда жил автор, паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, его полотёры натирали воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользкий.
Чтение стихотворения учителем не торопливым, задумчивым голосом
Чтение стихотворения учителем бодрым, веселым голосом, стараясь подчеркнуть яркость картин
- Когда было прочитано лучше – в первый или во второй раз? Почему?
- какая зима у Пушкина? 9радостная, веселая)
5. Обсуждение прочитанного
- Какое это стихотворение по настроению? Объясните свое мнение .
- Какие картины вы представляете при чтении этого стихотворения?
6. Выборочное чтение
-Найдите и прочитайте описание речки. С чем сравнивается речка?
- Почему снег назван веселым? С чем он сравнивается?
- как поэт называет детей, которые катаются на коньках? Почему?
7. Работа над выразительностью чтения стихотворения.
-Какое настроение следует передать при чтении?
8. Подготовка к восприятию текста.
-Автор следующего произведения жил давно, он родился почти 200 лет назад. Это великий русский поэт Алексей Константинович Толстой. Мы в 1 классе уже говорили о том, что в русской литературе есть трое писателей с фамилией «Толстой». Это Л.Н.толстой. с произведениями которого вы хорошо знакомы,, это А.Н.толстой, которого вы прежде всего знаете по книге «Золотой ключик или Приключения Буратино». А самым старшим из писателей был Алексей Константинович. Его нежное весеннее стихотворение вы сейчас услышите.
9. Знакомство со стихотворением А.К. Толстого: «Вот уж снег последний тает…»
– Какие же выразительные средства использовал автор?
Прочитайте первую строчку. Вот уж снег последний в поле тает
– Найдите эпитет. (Последний)
Теплый пар восходит от земли
– Какой эпитет использовал автор во второй строке? (Теплый) – Каким цветом может быть пар? (Белый, розовый, прозрачный) – Что значит «восходит»? (Поднимается) – Как поднимается? (Величаво, красиво) – Какое отношение автора выражено в этих словах?
И кувшинчик синий расцветает
– О каком кувшинчике говорит поэт?(Первоцвет, подснежник, сон-трава – самый прекрасный сказочный цветок на земле; еще растаял не весь снег, а онже поднялся сквозь прошлогоднюю листву) (слайд 4) – Почему «кувшинчик», а не «кувшин»?(Маленький, хрупкий) – Почему «кувшинчик»? (Он будет помогать бабочкам, пчелкам, другим обитателям леса – напоит их, будет служить домом) – Каким выразительным средством является слово «кувшинчик»?
И зовут друг друга журавли
– Куда зовут журавли друг друга? (Домой)
– Чем является слово «зовут»?(Олицетворение)
Юный лес, в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет
– Юный лес – он какой? (Молодой, с нежными молодыми листочками) – Кто может быть молодым? – Какое это выразительное средство? «В зеленый дым» – что имеет ввиду автор? – Какую грозу показал поэт? (Теплых – эпитет) – Почему? (Она нужна лесу, листочкам, которые должны раскрыться; сделать это может ветер, который принесет гроза)
Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит, и поет.
– Что слышите? – Какая слышится песня: грустная или веселая? (Веселая, радостная, жизнелюбивая) – Найдите олицетворения.
11.Работа над выразительностью чтения стихотворения.
IV Итог урока
V.Домашнее задание. Домашнее задание на выбор: – сочинить стихотворение или рассказ о весне;