kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК "Школа 2100" "Что заслуживает описания? К. Паустовский "Мой дом"."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: литературное чтение.

Тема: Что заслуживает описания?    К. Паустовский «Мой дом».

Цель и задачи:

Закреплять умения вести диалог с автором. Делить части рассказа на картины. Составлять план.

Учить видеть необычное в обычных явлениях, предметах. Понимать красоту речи в произведении, находить в тексте выразительные средства языка.

Работать над выразительностью чтения.

Расширить знания об  авторе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК "Школа 2100" "Что заслуживает описания? К. Паустовский "Мой дом"." »







Конспект урока литературного чтения

3 касс



«Что заслуживает описания? К. Паустовский «Мой дом»



УМК «Школа 2100»











Предмет: литературное чтение.

Тема: Что заслуживает описания? К. Паустовский «Мой дом».

Цель и задачи:

Закреплять умения вести диалог с автором. Делить части рассказа на картины. Составлять план.

Учить видеть необычное в обычных явлениях, предметах. Понимать красоту речи в произведении, находить в тексте выразительные средства языка.

Работать над выразительностью чтения.

Расширить знания об авторе.

Ход урока

  1. Речевая гимнастика.

- Прочитайте четверостишие. Постарайтесь уловить его мелодию.

Осенью листья желтеть начинают,

С шумом на землю ложатся они.

Ветер их снова наверх поднимает

И кружит, как вьюгу в ненастные дни.

Созвучно ли это стихотворение с темой раздела, который мы читаем? Почему?

Прочитайте свои четверостишия, которые вы сочинили об осени.

Кто из вас любит это время года? Почему?



Осень любили и поэты, и писатели, и художники.

- Рассмотрите картину Василия Поленова «Золотая осень». Созвучна ли красота природы на картине с теми стихотворениями об осени, которые мы читали? Музыкальным оформлением к этой картине звучит музыка Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года. Ноябрь». Какое настроение вызывает у вас картина и музыка?

  1. Проверка домашнего задания.

- Произведения каких поэтов мы читали на предыдущем уроке? Многие из вас выучили понравившиеся стихи про осень. Обоснуйте свой выбор и прочтите стих.

-Какие средства художественного изображения применяет поэт?

- Ребята, а почему о природе так часто говорят стихами? Попробуйте ответить на этот вопрос.

  1. Введение в тему урока.

- Этот же вопрос задала и Настя, героиня нашего учебника, своему папе. Прочитайте, что ответил папа?

Чтение авторского текста на стр. 178.

- Где ещё можно встретиться с описание природы, по словам Настиного папы?

- Что относится к прозе?



- Произведение какого автора мы будем читать?

- Как называется? Из какой книги этот произведение? По жанру, что это за произведение? Что мы знаем о рассказе?

  1. Работа с текстом до чтения.

- Произведения К. Паустовского мы уже читали. Назовите эти произведения. («Кот-ворюга», «Жильцы старого дома»).

В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю. Его произведения автобиографичные, рассказ ведётся от лица автора. К. Паустовский талантливый писатель, настоящий художник слова. Вспомните, как красиво, подобно поэту К. Паустовский описывал жильцов старого дома, с каким тонким юмором он рассказал про кота-ворюгу, как помогал открывать нам прекрасное и удивительное в простом и обычном. В его творчестве раскрывается взаимоотношение между человеком и природой. Паустовский много путешествовал по стране. Умер он в 1968 году. Его похоронили на кладбище в Тарусе, возле проселочной дороги, под зеленым дубом. На его могилу приходят взрослые и дети, все кто любил его произведения. На его могиле всегда лежат живые цветы.

Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени. Как мог рассказ «Мой дом» оказаться в составе этого раздела?

(Видимо, К. Паустовский рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние пейзажи и т. д.).



- Прочитайте ключевые слова. Можно ли что - либо сказать о содержании рассказа?

  1. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение и озаглавливание 1-й части рассказа.

Комментированное чтение, диалог с автором. (Одновременно идёт словарная работа).

- Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (Интересно почему? Вопрос задаем, но ответа он не требует.)

Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. (То есть досками).

Дом стоит в густом саду, но почему-то огорожен от сада высоким частоколом. (Частокол-забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие).

Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы. (Можете предположить почему? Что такое западня? Ловушка).

Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду (То есть окружают его со всех сторон. Вы поняли почему?)

Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно. (Раз «почти», значит, всё-таки возможно…)

Вечером коты осторожно перелезают через частокол (Почему осторожно?) и собираются под куканом. Они поднимаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу. (Представили?) Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. (Представили?) Кончается это тем, что я выхожу из с фонарём из бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады. (Представили? Очень яркая картина!)

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. (Почему посветлело в доме? Листья опали, деревья стоят голые, поэтому светлее.)

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба.

  1. Вопросы после чтения 1-й части.

Как вы думаете, какое настроение у хозяина дома в осеннюю пору в деревянной избе?

Какие звуки, запахи вы услышали в последних двух абзацах?

Как бы вы озаглавили первую часть? Работа в тетради. Стр. 29, задание 1.

(Отчаянные соседи. Осаждённая изба)

Почему же маленький дом в Мещёре «заслуживает описания», теперь можете ответить на этот вопрос?

  1. Чтение 2-й части учителем.

Прослушайте вторую часть. Представьте себе осенние картины, попробуйте почувствовать настроение автора, ощущение счастья наедине с природой.

Самостоятельное чтение.

Прочитайте вторую часть самостоятельно. Разбейте эту часть на картины. Составьте план (работа в парах).

(Работа в тетради на стр. 29, задание 1.)

План.

  1. Беседка в глубине сада.

-О какой излюбленной части дома рассказал К. Паустовский?

-Какое ощущение возникает у писателя по утрам?

-Что значит Солнце бьет?

-Как автор описывает листву?

-Кто еще навещает писателя по утрам?

-Объясните выражение «смертельно занимают» (Очень сильно, даже не боятся присутствия человека.)

  1. Ночной осенний дождь.

Найдите эпитеты. (Отвесный дождь)

-Объясните это выражение. (Идет абсолютно прямо)

-Что автор говорит о шуме дожде? (Шумит вполголоса)

-Как называется такой прием?

Паустовский часто описывает дожди в своих произведениях, но каждый раз по-новому.

-Какие запахи наполняют осенний сад?

  1. Туманный рассвет и бодрящий душ.

Как описывает писатель туман? Зачитайте!

-Может ли туман шуршать?

-Какой прием использует Паустовский? (олицетворение)

-Кого он увидел в ведре?

-Что называют околицей деревенские жители?

  1. Песня сверчка.

Сравните выражения, сверчок поет и рожок поет.

  1. Уход на рассвете.

Как вы думаете, почему у пса такая необычная кличка?

-О чем может рассказать вздох собаки?

- Объясните выражение «Восток розовеет».

  1. Затерянность в огромном мире.

Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным?

-В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?

(Он общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли).

  1. Работа с текстом после чтения.

Задание 4 в тетради, стр. 29 (запись ключевых слов и сочетаний)

1-я часть. 2-я часть.

бывшая баня старая беседка

густой сад дикий виноград

частокол воробьи

западня для котов часы

берут в осаду осенняя ночь

кукан с рыбой неторопливый дождь

мёртвой хваткой ночная бабочка

застигнутые врасплох туман

просят пощады колодезная вода

облетающий сад сверчок

синицы пёс Дивный

безмолвные воды

затерянность

счастье

  1. Обобщающая беседа.

а) Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным?

б) В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?

(Он общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли).

Вы абсолютно правы, и мне хочется прочитать строчки К. Паустовского, в которых он рассказывает об ощущении осени:

«Много было примет осени, но я постарался запомнить их. Одно я знал твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединённой с лёгкостью на душе и простыми и ясными мыслями.

Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумаге слова».

в) Как вы думаете, действительно ли старый дом К. Паустовского, где он проводил время в Мещёре, заслуживает, чтобы его описывали, о нём рассказывали? Почему?

г) Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»? Только ли это старая бревенчатая изба?

(Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал… Это мир вокруг него…)

д) Согласны ли вы с утверждением Настиного папы, что о красоте природы можно писать и прозой?

Домашнее задание.

  1. Нарисовать иллюстрацию к картине, которая вас особенно впечатлила.

  2. Попробовать подобрать музыкальное сопровождение к этому рассказу.

  3. Выполнить задание в литературной тетради под №2, 4 с. 29.

  4. Выписать на страничку ОСЕНЬ цитаты, которые особенно понравились.

  5. Подробный пересказ 2 части по плану (по одному фрагменту.).

  6. Выразительное чтение рассказа.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Авдеева Ирина Викторовна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175517


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства