конспект урока по литературе по рассказу Юрия Яковлева "Игра в красавицу"
Конспект урока по литературе по рассказу Юрия Яковлева "Игра в красавицу"
Ю. Яковлев. «Игра в красавицу»
1этап урока.
Ребята, вы прочитали рассказ Юрия Яковлева «Игра в красавицу»
Ю. Яковлев – замечательный писатель, незаслуженно забытый в наши
Ленинград – город его детства, где он рос, учился в школе.
В 18 лет был призван на фронт. Началась Великая Отечественная война. Участвовал в обороне Москвы, был ранен, в блокадном Ленинграде потерял мать.
В 1952 году окончил литературный институт имени Горького. Был журналистом, много ездил по стране. Общение с разными людьми сделало будущего писателя зорким, чутким к малейшим движениям человеческого сердца, сострадательным и мудрым.
Его герои – простые ребята, ваши ровесники. И я очень хотела бы, чтобы вы прочитали его произведения «Девочки с Васильевского острова», «Рыцарь Вася»
2 этап урока. Сегодня на уроке мы обратимся к рассказу Ю.Яковлева «Игра в красавицу».
? какое слово, по-вашему, главное в названии рассказа?
? чей портрет вам понравился больше и почему?
3 этап урока. Вот это зеркало оказалось у нас в классе неслучайно.
Каждое утро мы подходим к зеркалу в поиске ответа на вопрос …
4 этап урока.
Давайте обратимся к содержанию рассказа. На слайде вы видите ассоциативный ряд, составленный по рассказу «Игра в красавицу»
30 годы 20 века. Ленинград. Двор многоквартирного дома.
? Каким был двор многоквартирного дома?
-найдите и прочитайте
Почему ребята любили свой двор?
Любимая игра. Нинка
Расскажите о сути игры в красавицу.
Почему красавицей выбирали именно Нинку?
МЫ
Новенький
Кто разрушил представление Нинки о ней самой? Как вы думаете, а какой он видел Нинку?
Новенький
Некрасивая. Первая любовь.
Найдите в тексте описание внешности мальчика, в которого безответно влюбилась Нинка.
Предположите, почему она его полюбила?
Непонимание и жестокость.
Кто и по отношению к кому проявил непонимание и жестокость?
Новая игра. Мама
Я: читаю отрывок: разговор Нинки с мамой.
Почему Нинка протестует против слов матери о том, что та некрасивая? Какой она видит Нинку?
Нинка и ее мама
Беседа по содержанию рассказа.
? А если это так, то, что есть красота?
Рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по литературе по рассказу Юрия Яковлева "Игра в красавицу"»
1этап урока.
СЛОВО О писателе
Ребята, вы прочитали рассказ Юрия Яковлева «Игра в красавицу»
Ю. Яковлев – замечательный писатель, незаслуженно забытый в наши дни.
Он родился в 1922 году в Ленинграде.
?Как сейчас называется этот город?
Ленинград – город его детства, где он рос, учился в школе.
В 18 лет был призван на фронт. Началась Великая Отечественная война. Участвовал в обороне Москвы, был ранен, в блокадном Ленинграде потерял мать.
В 1952 году окончил литературный институт имени Горького. Был журналистом, много ездил по стране. Общение с разными людьми сделало будущего писателя зорким, чутким к малейшим движениям человеческого сердца, сострадательным и мудрым.
Когда-то Юрий Яковлев начинал как поэт средней руки. Трудно в это поверить, когда слышишь «Спят твои соседи – белый медведи, спи и ты скорей… МАЛЫШ…»
ДА-да!!! Знаменитая «Колыбельная медведицы» из мультфильма про медвежонка Умку написана Юрием Яковлевым, как и сам сценарий этого прелестного мультфильма, который в нашей стране любим многими.
Основные темы прозы писателя – школьный и пионерский быт, чувство благодарности учителю и вины перед матерью.
Его герои – простые ребята, ваши ровесники. И я очень хотела бы, чтобы вы прочитали его произведения «Девочки с Васильевского острова», «Рыцарь Вася»
2 этап урока. Сегодня на уроке мы обратимся к рассказу Ю.Яковлева «Игра в красавицу».
? какое слово, по-вашему, главное в названии рассказа?
-хорошо. Сейчас внимательно рассмотрите портреты и фото известных красавиц своего времени.
Слайды и музыка
? чей портрет вам понравился больше и почему?
-согласитесь, что в разное время каноны красоты были разными, не существует определенного шаблона-показателя красоты.
3 этап урока. Вот это зеркало оказалось у нас в классе неслучайно.
Каждое утро мы подходим к зеркалу в поиске ответа на вопрос …
КАКОЙ?
Бывает, что отражение в зеркале радует нас, бывает мы чем-то недовольны…. Но согласитесь, что далеко не всегда то, какими мы видим себя в зеркале совпадает с тем, какими нас видят родители, одноклассники…
? А если это так, то что есть красота???
? Отвечает ли на этот вопрос рассказ Юрия Яковлева?
4 этап урока.
Давайте обратимся к содержанию рассказа. На слайде вы видите ассоциативный ряд, составленный по рассказу «Игра в красавицу»
30 годы 20 века. Ленинград. Двор многоквартирного дома.
? Каким был двор многоквартирного дома?
-найдите и прочитайте
Почему ребята любили свой двор?
Любимая игра. Нинка
Расскажите о сути игры в красавицу.
Почему красавицей выбирали именно Нинку?
МЫ
Новенький
Кто разрушил представление Нинки о ней самой? Как вы думаете, а какой он видел Нинку?
Новенький
Некрасивая. Первая любовь.
Найдите в тексте описание внешности мальчика, в которого безответно влюбилась Нинка.
Предположите, почему она его полюбила?
Непонимание и жестокость.
Кто и по отношению к кому проявил непонимание и жестокость?
Новая игра. Мама
Я: читаю отрывок: разговор Нинки с мамой.
Почему Нинка протестует против слов матери о том, что та некрасивая? Какой она видит Нинку?
Нинка и ее мама
Неспроста мы начали свой разговор с зеркала. Как вы думаете, почему?
? так какой выглядит Нинка в зеркале мальчика? Почему? (равнодушие)
Ребят? Мамы? А мама в ее зеркале?
? Почему в зеркале ребят и зеркале мамы и Нинки одно и то же отражение?
! Их объединяет доброта и любовь.
? А если это так, то что есть красота?
У вас на столе листы бумаги, обратимся к ним. Выберите те, которые, на ваш взгляд, соответствуют понятию «Красота»
Вы молодцы, красота – это любовь, взаимопонимание, искренность и доброта. И красоту окружающего мира, красоту в людях и в самом себе может увидеть только неравнодушное, любящее сердце. И я надеюсь, что урок Ю. Яковлева не пройдет для вас бесследно.