Целепо-лагание Открытие нового знания | 10 мин | - Сейчас мы с вами отправимся на необычную ярмарку. Это совсем недалеко, в Нижегородской области в городе Заволжье. Земли там не очень плодородные. Урожая до весны не хватает. Выручают лишь лесные богатства да умелые руки. Из дерева долбят ковши, точат блюда и чашки, вырезают ложки. А славится там слобода красивейшими изделиями. (деревянной расписной посудой). Обычно люди съезжались на ярмарки со всех близлежащих городов. На ярмарке они могли приобрести красивые разнообразные изделия, созданные мастерами, но также они могли обменяться своими изделиями. И так ребята, мы прибыли с вами на чудо-ярмарку и нам предстоит выбрать товар. А что бы вы хотели приобрести на чудо-ярмарке у народных мастеров? Хорошо, молодцы! Расскажите, а для чего вы его хотите приобрести из какого материала? В чем его красота? Ребята это ведь все есть на чудо – ярмарке! А знаете ли Вы, о каком народ промысле я читаю: «Простые по форме, а радуют взор. Богат и наряден чудесный узор. По золотому фону затейливой змейкой Орнамент здесь вьётся, попробуй, сумейка. А где-то кудрины по чёрному полю Мерцают, как звёзды, в небесном раздолье» Совершенно верно! (слайд 1) Обратите внимание на эти изделия. (демонстрация посуды) - Какой это вид продукции? - Чем привлекает вас эта посуда? -Из чего сделана эта посуда? - Какие цвета использованы для украшения посуды? А вы знаете, эти краски природные и каждая из них имеет свое значение. Давайте узнаем какое, расскажите, что выражает каждый цвет? Красный – радость, золотой – счастье, богатство; зелёный – цвет жизни, природы; чёрный – торжественность. «Что за чудо-волшебство? Из Хохлово к нам пришло, И сияет и горит, И нам сказку говорит. Точно в золоте горя, Птицы смотрят на тебя, А цветы и плоды, Небывалой красоты. Полыхают все огнём, И светло как - будто днём, Листья золотом горят, В сказку нам зайти велят, Сказку непростую, сказку хохломскую!»
Почему же хохломскую посуду называют «золотой»? (слайд 2) Я расскажу вам небольшую легенду об этом: Давным-давно от царской немилости сбежал в леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Из дерева он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал он кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье. Но долго задерживаться на одном месте она не могла — надо было лететь дальше. Когда она улетала, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, — и стала та золотой. Понравилась вам история? Золотая Хохлома – яркое самобытное явление русского народного декоративно – прикладного искусства. Хохломские изделия, вытачиваются из дерева липы или осины. (слайд 3,4,5,6,7) В чем красота росписи? - - А что такое «орнамент»? верно! Искусство орнамента тесно связано с миром сделанных людьми вещей. Как вы уже знаете, орнамент – это узор из повторяющихся в определенном порядке одинаковых рисунков – элементов. Орнамент обычно не существует сам по себе, он лишь украшает какой-либо предмет - здание, посуду, оружие. При этом он становится неотъемлемой частью этого предмета, превращая простую вещь в произведение искусства. Из чего же состоит орнамент? А вы знаете как называется такой орнамент? Молодцы ребята! Орнаменты, элементы которых созданы по мотивам различных растений или частей-листьев, веток, плодов и конечно же цветов. Такие орнаменты называются растительными, травными. Молодцы ребята! Эта красивая посуда украшена растительным орнаментом. Вы можете сказать, в чем его особенность? На уроке сегодня нам предстоит хорошо потрудиться и никому не придется «бить баклуши», мы все будет стараться и хорошо трудиться. - Ребята, у нас произошла беда. По дороге в слободу часть названия этого народного промысла потерялась, давайте постараемся его восстановить. Вы готовы? (на слайде 8 демонстрируется часть названия «ХОХЛОМСКАЯ ______ ______ ПОСУДА»). -но у нас есть подсказки, второе слово обозначает материал, а третье – технику обработки. -Какие вы молодцы, ребята! Вы восстановили полное название, теперь мы сможем узнать секрет этого удивительного народного промысла. | Слушают учителя - ответы детей - это Хохлома (хохломская роспись) - посуда - из дерева -Красотой, формой, красками и пр. - красный, черный, золотой, зеленый, желтый. Высказывают свои мнения - главный цвет – это золотой - орнамент состоит из красивых цветов, ягод и т.д. - Орнамент – это узор из повторяющихся в определенном порядке одинаковых рисунков. Слушают учителя - из листочков, цветов и т.д. - растительный, травный Слушают учителя Слушают учителя - стебелек красиво обвивает каемку тарелки и вдоль него изображены листочки, цветы и т.д. - мастера сами придумывают эскиз орнамента Слушают учителя Смотря на слайд Слушают учителя - да - второе слово – деревянная, а третье расписная | Личностные УУД: - желание выполнять учебные действия Познавательные УУД: - самостоятельное выделение темы и цели урока, умение производить простые (обобщение) и составные (построение рассуждений) логические действия Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем, - умение выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, отвечать на поставленный вопрос, формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слушаю, отвечаю) Регулятивные УУД: - умение формулировать цель урока, планировать свою деятельность | Фронтальная работа Словесный (диалог, беседа с элементами рассказа) Наглядный (электронная презентация) |
Самосто-ятельная работа №1 Показ (демостра-ция, пример учителя) | 15 мин | Ну что юные умельцы! Нам предстоит узнать еще много секретов этого удивительного народного промысла . Для начала нам нужно узнать, а как же мастера украшали посуду красивыми узорами. Мы узнали, что посуду расписывали растительным орнаментом. Все элементы растительного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами поверх поверхности листа. (демонстрирует образец на доске) (слайд 9) Самый любимый у художников это «травный узор». Рассмотрим простейшие приёмы выполнения хохломской росписи: И так ребята, я показываю на доске, вы смотрите, поучимся рисовать: «травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением; «капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге; «осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз; «усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль; «завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента; «кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»; «ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом. А теперь поупражняемся на палитре в выполнении элементов холомской росписи. Первое с чего мы начнем, это с рисования травинок, нам понадобится тонкая кисточка и черная краска. Легким движением руки рисуем травинку. | Слушают учителя Слушают учителя - да , сморят на доску, рисуют у себя в тетради | Личностные УУД: - формирование интереса к уроку Познавательные УУД: - умение производить составные логические действия (построение рассуждений) Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свой выбор, строить фразы | Фронтальная работа Словесный (диалог, декламация) Наглядный (демонстрация педобразца, показ слайдов электронной презентации) |
Подготовка к творческой работе Само-стоятельная работа№1 Самостоя-тельная работа №2 | 15 мин | -Мы с вами по-прежнему в гостях у народных мастеров в Нижегородской области, чтобы поучиться работать кистью, составляя декоративную композицию. И сегодня на уроке я предлагаю вам стать народными умельцами и превратить предметы в золотую и красивую посуду. Для этого вы должны выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им шаблон посуды. (раздаю варианты шаблонов) - (демонстрация критериев оценки) -Мастера работают самостоятельно (1 критерий); - они не обращаются за помощью карандашу, поэтому расписать эскиз вы должны самостоятельно и сразу кистью; (2 критерий); -В хохломской росписи используются яркие контрастные цвета, но не более 4х цветов (красный, зеленый, золотой, черный) (3 критерий); -Также, вам нужно выбрать элементы росписи то, что вы будете рисовать, к оформлению композиции проявите творчество (4 критерий); - Вам нужно, как настоящим мастерам, удачно создать композицию из выбранных элементов хохломской росписи (5 критерий). -Я вижу, что вы готовы к работе и вам не терпиться приступить. Вы все готовы к работе? А всё ли необходимое вы имеете? -Тогда давайте начнём -Сейчас ребята возьмём в руки простой карандаш и подпишем свой шаблон с обратной стороны. Пишем своё имя и фамилию | Слушают учителя Участвуют в диалоге -Слушают учителя -Да -шаблон, краски (гуашь), баночку с водой Подписывают свои шаблоны | Личностные УУД: - формирование желания выполнять учебные действия Регулятивные УУД: - умение планировать свою деятельность | Фронтальная работа Словесный (декламация) Наглядный (электронная презентация) |
Рефлексия | 3 мин | -Ребята, заканчиваем работу -Давайте подведём итог, где мы сегодня с вами побывали? -А сейчас, я хотела бы, чтобы вы обменялись с соседом по парте своей работой и с помощью наших секретов успеха оценили его работу. Кто бы хотел представить результаты своего творчества. В какой работе в полной мере проявились эти критерии? Молодцы! Вы отлично потрудились! На ярмарке все такое красивое и интересное, что просто глаза разбегаются, и если у вас есть желание показать свою работу всему классу, то прошу поветь ее на доску, на нашу выставку. Устроим настоящую ярмарку. Ребята, а скажите пожалуйста, с какими трудностями на уроке вы столкнулись? А что вам больше всего запомнилось? -Спасибо вам за наше путешествие! | -В гостях у народных мастеров, в Нижегородской области, на ярмарке. Обмениваются работами, оценивают Благодарят учителя - высказывают мнения | Познавательные УУД: - умение производить простые (анализ, обобщение) логические действия Регулятивные УУД: - умение оценивать свою деятельность на уроке Коммуникативные УУД: - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения | Фронтальная работа Словесный (диалог) |