На доске изображения солнышек с лицами, выражающими разное настроение.
Посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое больше нравится. Почему выбрали именно это солнышко? Вам больше понравилось улыбающееся солнце потому, что у вас хорошее настроение. Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение.
Повторение.
- На том уроке мы познакомились с Красной книгой Казахстана.
- Когда была издана книга?
- Как она называлась с самого начала.
- Почему мы называем ее красной?
- какие растения и животные Казахстана занесены в нее?
Новая тема.
- беседа учителя.
- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадайте ее.
- У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? СЕМЬЯ.(иллюстрация на доске).
- Сегодня мы поговорим о семье.
- Как вы понимаете слово семья?
Семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.
- А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье. Кто есть в вашей семье? Сколько человек? (Дети рассказывают о своих семьях).
- Я вам расскажу о своей семье.
Работа по учебнику.
Открываем учебник на странице 73. читаем.
Вот мы с вами прочитали , что из рассказа вы поняли? (что в семье у каждого есть обязанности).
Обязанность родителей работать, и выполнять работу по дому.
А у детей тоже есть обязанности(помогать родителям).
Посмотрите на доску
Сварить борщ, пришить пуговицу, забить гвоздь, отремонтировать кран, постирать белье- это обязанности. Давайте посмотрим к кому они относятся.
Какие обязанности у членов твоей семьи? И какие обязанности у тебя в семье?
Физминутка.
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься,
И, конечно, закаляться.
Мы - счастливая семья,
Мама, папа, брат и я.
Скажите, дети, какая семья называется дружной?
На доске:Дружная семья.(Дети называют признаки дружной семьи).
О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.
Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
На доске: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта ЗаботаПомощь Дружба.
- Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
- Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете?
Почему мама ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей?
Мама, мамочка. Сколько тепла хранит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, самого дорогого, единственного.
Работа по учебнику.
Стр. 74 читаем.
Почему руки и сердца мам названы «золотыми»?( сердце мамы доброе, ласковое, в котором есть место для всех. Мама всегда тревожится и заботится о своих детях. Доброта, забота и вечная тревога матери за судьбы своих детей).
Посмотрите на медали . «Алтын алка»- золотая медаль, за 7 ребенка. «Кумыс алка»- серебряная медаль, за 6 ребенка.
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребёнком на руках.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребёнком на руках.
(С. Островский.)
Не огорчайте своих мам, берегите их.
- « Закончи предложения, ответив на вопросы».
А теперь представьте, что ваши родные пришли к нам в класс, давайте скажем им несколько тёплых слов.
На доске записаны незаконченные предложения.
Мама и папа для меня самые…
Я доверяю свои тайны…
Я люблю бабушку за то….
Свою семью я считаю…
Родным я хочу пожелать…
Молодцы, ребята.
Итог урока.
Вы придёте домой, что вы расскажете маме о нашем уроке. О чём мы сегодня говорили? Что нового узнали?
Домашнее задание.
Чтение в учебники стр. 73-74. минисочинение(4-5 предложений) о своей семье.