|   1.Мотивация к учебной деятельности  Цель: включение детей в деятельность на личностном уровне   |    30с   |    Долгожданный дан звонок,    Начинаем наш урок.   Учебник, дневник, пенал и тетрадки  На парте всё в образцовом порядке.  Подарим улыбки,  Гостям, мне, соседу,  свободно вздохнём  И, не волнуясь, урок наш начнём.   Садитесь!  Урок окружающего мира               |                   Учащиеся стоят около парт,  слушают учителя, после приветствия садятся за парты                   |            Личностные: формирование желания выполнять учебные действия    Познавательные: мотивация на организацию активного участия в уроке   |  
  |   2.Фиксация затруднения в пробном учебном действии                                       |    10мин   |    Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по нашей планете. С нами в путешествие отправится любознательная Капелька (показ Капельки)  (Слайд1)  Вспомним, о каких формах земной поверхности мы узнали на прошлом уроке?          Как различить на карте горы и равнины?              Фронтальный опрос  - Ровные или почти ровные участки земной поверхности.        - Возвышенности на равнинах называются…      - Эти чудо – великаны  Носят каменные кафтаны.  Белые шапки на макушках,  До облаков достают верхушкой      -У горы, у холма он бывает крутой или пологий.    - Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или     -Самая высокая часть холма или горы.    - Горы, расположенные рядами, называют    - Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами.   -Что делают люди для того, чтобы овраги не увеличивались?        -Какая поверхность земли в нашей местности?            Молодцы! Ваши ответы понравились Капельке  (Слайд2)       -Если на карту Земли посмотреть,   Земли на Земле всего одна треть.   Странный вопрос возникает тогда:   “Планета должна называться …“Вода”?”  -Почему поэт предложил переименовать планету?        - О чем мы сегодня будем  говорить на уроке?      Мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а о водных богатствах.    - Можно ли воду на земле назвать богатством?    Почему?          Сформулируйте тему    урока?         - Какую цель поставим на урок?            Какие вопросы можем задать?                                      - Где можно найти информацию о водоемах?              Земля богата водными богатствами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки:    (Слайды 3,4,5,6,7)      1.Не проедешь, не пройдешь –   Обойдешь сторонкой.   И водицы не попьёшь   С синеватой плёнкой.        2. Шириною широко,   Глубиною глубоко,   День и ночь о берег бьётся.   Из него воды не пьётся,   Потому что не вкусна –     И горька, и солона.        3. Молодые берёзки свои перед ним    Поправляют причёски.  И месяц, и звёзды –    В нём всё отражается…  Как это зеркало называется?        4. Чуть дрожит на ветерке   Лента на просторе,   Узкий кончик в роднике,   А широкий - в море.     5. К маме-речке бегу    И молчать не могу.    Я её сын родной,    А родился — весной.        - Болото, море, озеро, река - как можно назвать одним словом?  А как образовались эти водоемы?  Значит, какие это водоемы?    (Слайд 8)   |            Учащиеся слушают учителя                     Мы узнали о равнинах и горах, холмах и оврагах.          Равнины обозначают зеленым цветом.  Горы обозначают коричневым цветом          Учащиеся отвечают   Равнины      Холмы                  Горы              Склон      Подножье              Вершина      Горные хребты      Овраг      Люди сажают деревья и кустарники      В основном - равнина, но встречаются холмы и овраги.                                                                 Потому что на нашей планете мы видим много воды.             Мы будем говорить о водоемах              Вода нужна всем живым существам  Без воды нет жизни на земле              Тема нашего урока «Водные богатства»      (ответы учащихся)      Мы познакомимся с водными богатствами      -Какие бывают водоемы?  - На какие группы делятся водоемы?  Строение реки  Как охранять водоемы?      Познакомиться с водными богатствами нашей страны          В учебнике, спросить у взрослого, по телевизору, в Интернете          1.Болото                  2.Море                          3.Озеро                      4.Река                  5.Ручей                                          Это водоемы       Эти водоемы создала природа      Это естественные водоемы     |    Регулятивные:   уметь формулировать цель и учебную задачу урока, волевая саморегуляция        Познавательные: ориентироваться в системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи         Коммуникативные:   формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.       |  
  |       3.Выявление места и причины затруднения                                                                                                                                                   |    3мин   |        Продолжаем наше путешествие     Откройте учебник на стр.82 задание 2      Какая группа водоемов бывает еще?  Как образовались такие водоемы?  - Какие это водоемы по способу образования?                ( работа в паре)  Догадайтесь, что пропущено в описании                                                                      (Слайды9,10)                                   |                    Учащиеся читают текст          Бывают искусственные водоемы.    Их создали люди.      Искусственные      Подставляют в текст нужное слово  1. Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди утроили запруду, и на этом месте появился пруд. Теперь в нем разводят рыбу.     2.Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось  водохранилище. Сейчас из него берут воду для города.   3. -Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился канал.   Теперь из одной реки на теплоходе можно поплыть в другую.        Учащиеся формируют вывол мы узнали, что составляет водные богатства, какие бывают водоемы.                       |    Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему      Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию; подведение под понятие.      Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом учебной ситуации; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться       |  
  |       4.Построение проекта выхода из затруднения                                       |    5мин   |    - Задумывались ли вы когда-нибудь над таким вопросом: Откуда и куда текут реки?            Вода появляется из ручейка.   Ручьи по пути собирает река.  Река полноводно течет на просторе,  Пока наконец не вливается в море.  Моря пополняют запас океана,    Над ним формируются клубы тумана.  Они поднимаются выше пока  Не превращаются в облака.  А облака, проплывая над ними,   Дождем проливаются, сыплют снегами. Весной соберется вода в ручейки,    Они потекут до ближайшей реки.       А какие части у реки?    Откройте учебники на стр.83 рассмотрите схему реки, прочитайте текст  Как называют начало реки?
  - Как называют место, где река впадает в другую реку, в озеро?
  - Как называют углубление, по которому течёт река?
  - Как называют другие реки, которые впадают в главную реку?
  (Слайд11,12)              ФИЗМИНУТКА       |        (ответы учащихся)  Реки берут начало из родников, ручейков, ледников и впадают в озера, моря  (Подготовленный ученик читает стихотворение)                                                          ( ЗАТРУДНЕНИЕ)      Учащиеся открывают учебник, рассматривают схему реки и читают текст           |        Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему      Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию; подведение под понятие.      Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом учебной ситуации; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться           |  
  |       5. Реализация построенного проекта                                               |    10мин   |    Работа в группах по физической карте России  (Слайд13)          - Ребята, сейчас мы совершим небольшое путешествие по карте нашей страны. Увидим разнообразие водоемов России. Капельке очень хочется узнать о водоемах нашей страны          Учитель дает группам задание       1группа- находят реки нашей страны и названия записывают на карточке          2группа-находят моря и названия записывают на листочке          3группа Составить рассказ о   водоемах родного края          1группа «Реки России»     2группа « Река Пышма»              Есть еще водоемы в нашем селе?  Карпов Е. и Пыслер Д. рисуют  рисунок «Водоемы нашего села»      3группа Моря      Показ слайдов «Красота моря»  (Слайд 14,15,16,17,18,20)          На карте нашей страны есть озера. Самое глубокое в мире- озеро Байкал. В нем огромные запасы пресной воды. Впадает в озеро более 300 рек, вытекает одна река-Ангара. В водах Байкала обитает тюлень- нерпа.          ( Слайд 21,22,23,24,25,26,27)      Хотели бы вы побывать на море , озере?                               |        Работа в группах  На партах лежат карточки             Обучающиеся приступают к выполнению задания                  Обучающиеся приступают к выполнению задания              Обучающиеся приступают к выполнению задания                                      Обучающиеся зачитывают работу                            Обучающиеся зачитывают работу                        Учащиеся зачитывают подготовленное задание  Ученик читает стих                              Учащиеся просматривают слайды «Озеро Байкал»                      (Учащиеся высказывают свое мнение)                       |        Познавательные: построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие.  Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью   |  
  |       6. Первичное закрепление                                                 |    3мин   |                    - Мы много говорили о водных богатствах страны, и, говоря о них, нельзя не сказать об экологии,   о защите и сохранении этих богатств. Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды  сосредоточены в России.    Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства,    разумно распорядиться этим бесценным даром природы. Свой вклад должен внести каждый.     Как вы можете охранять водоемы?       |        (рассуждения учащихся)                                                                      Для этого надо просто бережно относиться к воде,   не загрязнять водоёмы и территорию вокруг       |        Познавательные: подведение под понятие.  Коммуникативные: оформлять свои мысли в устном виде   |  
  |       7. Самостоятельная работа взаимопроверкапо эталону                                       |    5мин   |        (Слайд28)  - А сейчас Капелька проверит как вы запомнили материал, изученный на уроке. Если вы внимательно слушали на уроке, то легко справитесь с заданиями на проверочных листах.  1. Болото, реки, ручьи, море, океан- это_______ водоёмы  2. Пруд, водохранилище, канал – это ________ водоемы.    3.Подчеркни правильный ответ.  Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это (устье, исток, русло)    4. Начало реки это _____.  5. Подчеркни правильный ответ.   На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают свою воду, называются (Руслом, притоками, берегами).   |                        Учащиеся выполняют тест, вписывают недостающее слово                                                                            - Меняются работами с соседом, проверяют ответы на слайде. Каждый правильный ответ – 1 балл.    Критерии: 5б.-5, 4б.-4, 3б.-3       |    Регулятивные: определять степень успешности выполнения своей работы  Познавательные: перерабатывать информацию, извлекать из текста необходимую информацию, обобщение полученных знаний  Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  оформлять свои мысли в письменном виде, уважительно относиться к позиции другого   |  
  |   9.Рефлексия учебной деятельности                                           |    4мин   |        (Слайд 29)  - Скажите, ребята, можно ли на Земле прожить без водоемов?                  Верно утверждение:  Водоемы- это водные богатства?  (слайд)      Проведем рефлексию учебной деятельности:     Я узнал…   Я задумался…   Я удивился…       Урок сегодня был удачный,     Не прошёл для вас он зря.    Все вы очень постарались.     Вам понравилось, друзья      Капельки прикрепите к облачку и пусть добрым весенним дождиком они упадут на землю       |    (ответы учащихся)  -Они дают воду, без них Земля высохла бы.  -Это дом для живых организмов (растений и животных).  -Это дорога для водного транспорта.   - Место отдыха           Да                      Учащиеся отвечают                          Да      Учащиеся прикрепляют капельки к облачку   |        Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности  Коммуникативные:  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью   |  
  |   10. Домашнее задание   |    1мин   |     Р.т стр. 51-53 ( по выбору выполнить 2-3 задания», разгадать кроссворд ( по желанию)  (Слайд 30)  И закончим урок словами французского писателя Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.    Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:    ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое   богатство на свете…» 
     Урок окончен. Спасибо за работу                          |                                                    Слушают учителя                                                                                                                   |            Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую  Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебной ситуации                                                               |