1.Мотивация к учебной деятельности Цель: включение детей в деятельность на личностном уровне | 30с | Долгожданный дан звонок, Начинаем наш урок. Учебник, дневник, пенал и тетрадки На парте всё в образцовом порядке. Подарим улыбки, Гостям, мне, соседу, свободно вздохнём И, не волнуясь, урок наш начнём. Садитесь! Урок окружающего мира | Учащиеся стоят около парт, слушают учителя, после приветствия садятся за парты | Личностные: формирование желания выполнять учебные действия Познавательные: мотивация на организацию активного участия в уроке |
2.Фиксация затруднения в пробном учебном действии | 10мин | Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по нашей планете. С нами в путешествие отправится любознательная Капелька (показ Капельки) (Слайд1) Вспомним, о каких формах земной поверхности мы узнали на прошлом уроке? Как различить на карте горы и равнины? Фронтальный опрос - Ровные или почти ровные участки земной поверхности. - Возвышенности на равнинах называются… - Эти чудо – великаны Носят каменные кафтаны. Белые шапки на макушках, До облаков достают верхушкой -У горы, у холма он бывает крутой или пологий. - Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или -Самая высокая часть холма или горы. - Горы, расположенные рядами, называют - Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами. -Что делают люди для того, чтобы овраги не увеличивались? -Какая поверхность земли в нашей местности? Молодцы! Ваши ответы понравились Капельке (Слайд2) -Если на карту Земли посмотреть, Земли на Земле всего одна треть. Странный вопрос возникает тогда: “Планета должна называться …“Вода”?” -Почему поэт предложил переименовать планету? - О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а о водных богатствах. - Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему? Сформулируйте тему урока? - Какую цель поставим на урок? Какие вопросы можем задать? - Где можно найти информацию о водоемах? Земля богата водными богатствами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки: (Слайды 3,4,5,6,7) 1.Не проедешь, не пройдешь – Обойдешь сторонкой. И водицы не попьёшь С синеватой плёнкой. 2. Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьётся. Из него воды не пьётся, Потому что не вкусна – И горька, и солона. 3. Молодые берёзки свои перед ним Поправляют причёски. И месяц, и звёзды – В нём всё отражается… Как это зеркало называется? 4. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий - в море. 5. К маме-речке бегу И молчать не могу. Я её сын родной, А родился — весной. - Болото, море, озеро, река - как можно назвать одним словом? А как образовались эти водоемы? Значит, какие это водоемы? (Слайд 8) | Учащиеся слушают учителя Мы узнали о равнинах и горах, холмах и оврагах. Равнины обозначают зеленым цветом. Горы обозначают коричневым цветом Учащиеся отвечают Равнины Холмы Горы Склон Подножье Вершина Горные хребты Овраг Люди сажают деревья и кустарники В основном - равнина, но встречаются холмы и овраги. Потому что на нашей планете мы видим много воды. Мы будем говорить о водоемах Вода нужна всем живым существам Без воды нет жизни на земле Тема нашего урока «Водные богатства» (ответы учащихся) Мы познакомимся с водными богатствами -Какие бывают водоемы? - На какие группы делятся водоемы? Строение реки Как охранять водоемы? Познакомиться с водными богатствами нашей страны В учебнике, спросить у взрослого, по телевизору, в Интернете 1.Болото 2.Море 3.Озеро 4.Река 5.Ручей Это водоемы Эти водоемы создала природа Это естественные водоемы | Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока, волевая саморегуляция Познавательные: ориентироваться в системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
3.Выявление места и причины затруднения | 3мин | Продолжаем наше путешествие Откройте учебник на стр.82 задание 2 Какая группа водоемов бывает еще? Как образовались такие водоемы? - Какие это водоемы по способу образования? ( работа в паре) Догадайтесь, что пропущено в описании (Слайды9,10) | Учащиеся читают текст Бывают искусственные водоемы. Их создали люди. Искусственные Подставляют в текст нужное слово 1. Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди утроили запруду, и на этом месте появился пруд. Теперь в нем разводят рыбу. 2.Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось водохранилище. Сейчас из него берут воду для города. 3. -Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился канал. Теперь из одной реки на теплоходе можно поплыть в другую. Учащиеся формируют вывол мы узнали, что составляет водные богатства, какие бывают водоемы. | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию; подведение под понятие. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом учебной ситуации; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться |
4.Построение проекта выхода из затруднения | 5мин | - Задумывались ли вы когда-нибудь над таким вопросом: Откуда и куда текут реки? Вода появляется из ручейка. Ручьи по пути собирает река. Река полноводно течет на просторе, Пока наконец не вливается в море. Моря пополняют запас океана, Над ним формируются клубы тумана. Они поднимаются выше пока Не превращаются в облака. А облака, проплывая над ними, Дождем проливаются, сыплют снегами. Весной соберется вода в ручейки, Они потекут до ближайшей реки. А какие части у реки? Откройте учебники на стр.83 рассмотрите схему реки, прочитайте текст Как называют начало реки?
- Как называют место, где река впадает в другую реку, в озеро?
- Как называют углубление, по которому течёт река?
- Как называют другие реки, которые впадают в главную реку?
(Слайд11,12) ФИЗМИНУТКА | (ответы учащихся) Реки берут начало из родников, ручейков, ледников и впадают в озера, моря (Подготовленный ученик читает стихотворение) ( ЗАТРУДНЕНИЕ) Учащиеся открывают учебник, рассматривают схему реки и читают текст | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию; подведение под понятие. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом учебной ситуации; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться |
5. Реализация построенного проекта | 10мин | Работа в группах по физической карте России (Слайд13) - Ребята, сейчас мы совершим небольшое путешествие по карте нашей страны. Увидим разнообразие водоемов России. Капельке очень хочется узнать о водоемах нашей страны Учитель дает группам задание 1группа- находят реки нашей страны и названия записывают на карточке 2группа-находят моря и названия записывают на листочке 3группа Составить рассказ о водоемах родного края 1группа «Реки России» 2группа « Река Пышма» Есть еще водоемы в нашем селе? Карпов Е. и Пыслер Д. рисуют рисунок «Водоемы нашего села» 3группа Моря Показ слайдов «Красота моря» (Слайд 14,15,16,17,18,20) На карте нашей страны есть озера. Самое глубокое в мире- озеро Байкал. В нем огромные запасы пресной воды. Впадает в озеро более 300 рек, вытекает одна река-Ангара. В водах Байкала обитает тюлень- нерпа. ( Слайд 21,22,23,24,25,26,27) Хотели бы вы побывать на море , озере? | Работа в группах На партах лежат карточки Обучающиеся приступают к выполнению задания Обучающиеся приступают к выполнению задания Обучающиеся приступают к выполнению задания Обучающиеся зачитывают работу Обучающиеся зачитывают работу Учащиеся зачитывают подготовленное задание Ученик читает стих Учащиеся просматривают слайды «Озеро Байкал» (Учащиеся высказывают свое мнение) | Познавательные: построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
6. Первичное закрепление | 3мин | - Мы много говорили о водных богатствах страны, и, говоря о них, нельзя не сказать об экологии, о защите и сохранении этих богатств. Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России. Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы. Свой вклад должен внести каждый. Как вы можете охранять водоемы? | (рассуждения учащихся) Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг | Познавательные: подведение под понятие. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устном виде |
7. Самостоятельная работа взаимопроверкапо эталону | 5мин | (Слайд28) - А сейчас Капелька проверит как вы запомнили материал, изученный на уроке. Если вы внимательно слушали на уроке, то легко справитесь с заданиями на проверочных листах. 1. Болото, реки, ручьи, море, океан- это_______ водоёмы 2. Пруд, водохранилище, канал – это ________ водоемы. 3.Подчеркни правильный ответ. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это (устье, исток, русло) 4. Начало реки это _____. 5. Подчеркни правильный ответ. На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают свою воду, называются (Руслом, притоками, берегами). | Учащиеся выполняют тест, вписывают недостающее слово - Меняются работами с соседом, проверяют ответы на слайде. Каждый правильный ответ – 1 балл. Критерии: 5б.-5, 4б.-4, 3б.-3 | Регулятивные: определять степень успешности выполнения своей работы Познавательные: перерабатывать информацию, извлекать из текста необходимую информацию, обобщение полученных знаний Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли в письменном виде, уважительно относиться к позиции другого |
9.Рефлексия учебной деятельности | 4мин | (Слайд 29) - Скажите, ребята, можно ли на Земле прожить без водоемов? Верно утверждение: Водоемы- это водные богатства? (слайд) Проведем рефлексию учебной деятельности: Я узнал… Я задумался… Я удивился… Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Все вы очень постарались. Вам понравилось, друзья Капельки прикрепите к облачку и пусть добрым весенним дождиком они упадут на землю | (ответы учащихся) -Они дают воду, без них Земля высохла бы. -Это дом для живых организмов (растений и животных). -Это дорога для водного транспорта. - Место отдыха Да Учащиеся отвечают Да Учащиеся прикрепляют капельки к облачку | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
10. Домашнее задание | 1мин | Р.т стр. 51-53 ( по выбору выполнить 2-3 задания», разгадать кроссворд ( по желанию) (Слайд 30) И закончим урок словами французского писателя Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»
Урок окончен. Спасибо за работу | Слушают учителя | Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебной ситуации |