- Упражнять ребенка в правильном произношении звука Р изолированно, а также на уровне слога, слова, предложения, текста и связной речи.
- Развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, формируя умение слышать звук на фоне слова, определять место заданного звука в слове.
- Учить составлять предложения по двум опорным картинкам, а также из нескольких слов.
- Упражнять в установлении лексико-грамматических отношений между членами предложения, путем работы с деформированной фразой.
- Развивать мелкую моторику рук при раскрашивании контурных изображений.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- Формировать положительную мотивацию на занятии.
- Воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: разрезная картинка «Коврик», 10 предметных картинок: ранец, роза, ромашка, рубашка, радуга, робот, руки, рыба, рога, ручка; 7 картинок ракет, картинки Юпитер, Венера, круги с изображениями зверей: тигр, зубр, бобр, зебра, кролик, жираф, кенгуру; черно-белый рисунок «Дом и двор»; картинки 7 гномов, 7 покрывал, полоски бумаги с антонимами; кольцо с мешком, 5 мячей с картинками; 2 листа с заданиями «Замени букву» и «Перепутанные вагончики»; рассказ Ю. Б. Жихаревой-Норкиной «Друг»; картинка Красная Шапочка; световой песочный стол; фломастеры.
Орг.момент. Сообщение темы занятия.
Здравствуй, Диана! Сегодня у нас много гостей – это наши воспитатели и другие педагоги. Они пришли посмотреть и послушать, как мы с тобой будем правильно и красиво говорить слова, фразы, предложения со звуком Р.
А еще нам предстоит собрать рассыпавшийся коврик в подарок. Чтобы получить фрагмент коврика, тебе надо выполнить мои задания. (После каждого задания ребенок получает деталь коврика – разрезной картинки.)
Работа с песочным световым столом. Произношение звука Р изолированно и в прямых слогах.
в) Шагай пальчиками по двум дорожкам, произноси слоги РА – РУ (РУ – РЫ, РЫ – РО, РО – РА.)
г) Шагай пальчиками по трем дорожкам, произноси по 3 слога РА – РУ – РЫ и т.д.
Автоматизация звука Р в словах, фразах. Игра «Найди ракеты»
Диана, посмотри, на столе лежат картинки со звуком Р, под ними я спрятала ракеты, найди их. Говори так: «под ранцем ракета» и поднимай картинку. Да там ракета, доставай ее. Найди остальные. (Ребенок называет 10 картинок, звук Р в начале слова: ранец, роза, ромашка, рубашка, радуга, робот, руки, рыба, рога, ранец. И находит 7 ракет.)
Автоматизация звука Р в предложении. Определение позиции звука Р в слове.
Сосчитай сколько ракет ты нашла. (7 ракет.)
Зачем нужны ракеты? (Чтобы летать в космос, изучать другие планеты.)
Что можно увидеть в космосе? (В космосе можно увидеть звезды, планеты.)
Мы отправим наши ракеты в космическое путешествие к далеким планетам на Юпитер и Венеру.
Определи, где в этих словах находится звук Р (В слове Венера звук стоит в середине слова, в слове Юпитер – в конце.)
Ракеты полетят с путешественниками, это будут животные. Назови зверей, которые полетят в ракетах. (В кругах изображения зверей: тигр, зубр, бобр, зебра, кролик, жираф, кенгуру.)
Отправь животных в космическое путешествие на Венеру и Юпитер. Те животные, в названии которых звук Р стоит в середине слова, летят на Венеру, если звук Р стоит в конце слова, то животное летит на Юпитер.
Говори так: «Бобр в ракете летит на Юпитер». (Ребенок выкладывает изображения животных на картинку ракеты и, назвав правильно предложение со звуком Р, перемещает ее к изображению нужной планеты.)
Автоматизация звука Р в предложении. Работа в индивидуальной тетради. Игра «Раскрась домик».
Диана, посмотри на картинку, назови, что это? (Это дом и двор.)
Назови части дома и двора в названии которых есть звук Р, отметь их на рисунке точкой. (Слова: труба, крыша, рама, форточка, ручка двери, крыльцо, веранда, дорожка, забор, ворота.)
Наша картинка черно-белая нераскрашенная, скучная. Давай сделаем ее яркой, красивой, необычной. Раскрась части дома и двора, которые мы отметили, таким цветом, в названии которого есть звук Р. Назови эти цвета и раскрась ими банки с краской. (Цвета: красный, оранжевый, розовый, серый, черный, изумрудный.)
Выбирай любой цвет и раскрашивай картинку с домом. Говори так: «Я раскрашу крышу красной краской».
Автоматизация звука Р в предложении. Подбор слов-антонимов. Игра «Укрой гномиков».
В доме, который ты раскрасила, живут 7 гномов. Прочитай их имена. (7 картинок с подписью: Рони, Руни, Рани, Роки, Броди, Бруди, Бради).
Подбери слова, противоположные по значению, слова-антонимы. (Ребенок называет антонимы, логопед выкладывает полоски бумаги с антонимами.)
Слова:
Злой – добрый
Плохой – хороший
Простодушный – хитрый
Уродливый – красивый
Ленивый – трудолюбивый
Смелый – трусливый
Маленький – огромный
Молодой – старый
Послушный – озорной
Тихий – громкий
Веселый – грустный
Ласковый – сердитый
Выбери такие слова, которые мы можем сказать про гномов, они укажут на их качества и особенности. Например, Рони добрый. (Ребенок выбирает 7 полосок с антонимами, кладет рядом с картинкой гнома.)
Назови, какие гномы.
Гномы легли спать, ночь была прохладная, им стало холодно. Укрой гномов разноцветными покрывалами. Говори так: «Я укрою хитрого Рани розовым покрывалом». (Ребенок прикладывает картинки покрывало к рисункам гномиков. Цвет покрывал: розовый, оранжевый, красный.)
Физкультминутка
Раз – присели, два – привстали,
Три – согнулись и достали
Рукой правою – носок,
Рукой левой – потолок,
А теперь, давай-ка вместе
Мы попрыгаем на месте.
Давай покажем, как артисты выступают на арене цирка. Вот мячи, на каждом 2 картинки, называй их и кидай мяч в кольцо, а я буду ловить. (В обруче 5 мячей, на которых по 2 картинки со звуком Р, ребенок кидает мяч в кольцо с мешком.)
Картинки:
Груши – корзина
Кровать – картина
Грузовик – арбузы
Морковка – кролик
Жираф – зебра
А теперь составь с каждой парой картинок красивое предложение. Например: Рая собрала желтые груши в большую оранжевую корзину. (Опять кидают мяч в кольцо.)
Задание на внимание и мышление. Работа с печатным словом.
а) Замени первые буквы в слове на звук Р:
танец – ранец
забота – работа
хобот – робот
нога – рога
козы – розы
б) Замени третью букву, буквой Р:
паста – парта
кошка – корка
ночка – норка
маска – марка
мушка – Мурка
в) Вставь в слово после первой буквы букву Р:
ковать – кровать
кошка – крошка
каска – краска
сочный – срочный
кот – крот
г) Прочитай слова наоборот:
равоп – повар
робаз – забор
рамок – комар
ропот – топор
рыс - сыр
Работа с деформированной фразой. Игра «Перепутанные вагончики».
Прочитай слова, которые написаны в вагончиках. Поставь слова в нужную форму и в правильной последовательности, чтобы получились предложения. Первое слово остается на месте.
Слова:
Крот, забор, рыть, у, земля
Рома, краска, пароход, оранжевый, раскрашивать
Мама, куртка, купить, Артем, спортивная
В, крапива, овраг, высокий, растет
Автоматизация звука Р в тексте. Чтение рассказа Ю. Б. Жихаревой-Норкиной «Друг», ответы на вопросы, пересказ.
Прочитай рассказ, правильно произноси слова со звуком Р.
«Друг»
У Егора есть друг. Его зовут Артем Дронов. Егор дружит с ним с первого класса. Вместе Егор и Артем делают уроки, играют в футбол и компьютерные игры.
Как-то раз Егор простудился. Врач прописал ему пить микстуру от кашля. Егор лежал дома в кровати, а Артем купил микстуру в аптеке. Всю неделю Артем навещал своего друга, рассказывал ему школьные новости.
Ответь на вопросы полным предложением.
1. Как зовут друга Егора?
2. Когда начали дружить Егор и Артем?
3. Что вместе делают друзья?
4. Что прописал врач, когда Егор простудился?
5. Кто купил микстуру в аптеке?
6. Что рассказывал Артем Егору?
Прочитай рассказ еще раз и потом перескажи. Следи за произношением звука Р.
Развитие внимания, мышления. Работа с разрезной картинкой.
Диана, ты получила 9 фрагментов коврика, собери его.
Назови, что нарисовано на коврике. (Ребенок называет картинки с коврика.)
Чем нам интересен этот коврик? Что объединяет все слова? (В каждом слове есть звук Р.)
Отгадай загадку и узнаешь, для кого мы собирали в подарок коврик.
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)
Правильно, это Красная Шапочка, мы подарим коврик ей.
Скажи, а в каких случаях дарят подарки? (На праздники: 8 Марта, Новый год, Рождество, 23 Февраля, на День Рождения, при встрече, при расставании – на прощание.)
А кому можно дарить подарки? (взрослым и детям, мужчинам и женщинам, молодым и старым, всем людям.)
А можно дарить подарки просто так? (Да.)
Зачем это делать? (Чтобы порадовать человека, сделать ему приятное, поднять настроение, чтобы человек не расстраивался, поддержать его, после выполнения какого-то трудного дела, окончания работы.)
Рефлексия.
Скажи, зачем мы выполняли эти задания? Какие задания тебе показались трудными? Какие понравились?
Используемая литература:
1. Жихарева-Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь логопедических занятий с детьми. Выпуск 3. Звук Р. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС. 2008.
2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р. – М., 2008.
3. Баскакина И. В., Лынская М. И. Логопедические инры. День рождения Р.. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Р. – М.: Айрис-пресс, 2008.
4. Саморокова О. П., Кругликова Т. Н. Сонорные звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ: называем и различаем. Планы-конспекты логопедических занятий с детьми 5 – 7 лет с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ, 2014.