kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия "Автоматизация звука Р. Путешествие в страну знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Физическая культура", "Социализация".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Автоматизация звука Р. Путешествие в страну знаний"»

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия для школьника с ЗПР

по автоматизации звука Р с использованием элементов пескотерапии
















































Тема: Автоматизация звука Р.


Цель: Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях, тексте и связной речи.


Задачи:

Образовательные:

- Продолжать учить подбирать слова-антонимы.

- Учить отвечать на вопросы полным ответом.

- Учить пересказывать короткий текст.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

- Упражнять ребенка в правильном произношении звука Р изолированно, а также на уровне слога, слова, предложения, текста и связной речи.

- Развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, формируя умение слышать звук на фоне слова, определять место заданного звука в слове.

- Учить составлять предложения по двум опорным картинкам, а также из нескольких слов.

- Упражнять в установлении лексико-грамматических отношений между членами предложения, путем работы с деформированной фразой.

- Развивать мелкую моторику рук при раскрашивании контурных изображений.

- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление.

Воспитательные:

- Формировать положительную мотивацию на занятии.

- Воспитывать самоконтроль за речью.


Оборудование: разрезная картинка «Коврик», 10 предметных картинок: ранец, роза, ромашка, рубашка, радуга, робот, руки, рыба, рога, ручка; 7 картинок ракет, картинки Юпитер, Венера, круги с изображениями зверей: тигр, зубр, бобр, зебра, кролик, жираф, кенгуру; черно-белый рисунок «Дом и двор»; картинки 7 гномов, 7 покрывал, полоски бумаги с антонимами; кольцо с мешком, 5 мячей с картинками; 2 листа с заданиями «Замени букву» и «Перепутанные вагончики»; рассказ Ю. Б. Жихаревой-Норкиной «Друг»; картинка Красная Шапочка; световой песочный стол; фломастеры.





















  1. Орг.момент. Сообщение темы занятия.

Здравствуй, Диана! Сегодня у нас много гостей – это наши воспитатели и другие педагоги. Они пришли посмотреть и послушать, как мы с тобой будем правильно и красиво говорить слова, фразы, предложения со звуком Р.

А еще нам предстоит собрать рассыпавшийся коврик в подарок. Чтобы получить фрагмент коврика, тебе надо выполнить мои задания. (После каждого задания ребенок получает деталь коврика – разрезной картинки.)

  1. Работа с песочным световым столом. Произношение звука Р изолированно и в прямых слогах.


а) Заведи мотор машины, рисуй круги на песке. (Ребенок длительно произносит

звук Р 3 – 4 раза.)

Тигренок рычит и оставляет следы на песке, рисуй пальцами следы. (Ребенок произносит звук Р коротко, отрывисто 7 – 8 раз.)

б) Нарисуй 5 маленьких кругов, произноси слог РА. Внизу под кругами нарисуй 5 треугольников, произноси слог РУ. Нарисуй 5 квадратов, произноси слог РЫ. Нарисуй 5 овалов, произноси слог РО.

в) Шагай пальчиками по двум дорожкам, произноси слоги РА – РУ (РУ – РЫ, РЫ – РО, РО – РА.)

г) Шагай пальчиками по трем дорожкам, произноси по 3 слога РА – РУ – РЫ и т.д.

  1. Автоматизация звука Р в словах, фразах. Игра «Найди ракеты»

Диана, посмотри, на столе лежат картинки со звуком Р, под ними я спрятала ракеты, найди их. Говори так: «под ранцем ракета» и поднимай картинку. Да там ракета, доставай ее. Найди остальные. (Ребенок называет 10 картинок, звук Р в начале слова: ранец, роза, ромашка, рубашка, радуга, робот, руки, рыба, рога, ранец. И находит 7 ракет.)

  1. Автоматизация звука Р в предложении. Определение позиции звука Р в слове.

Сосчитай сколько ракет ты нашла. (7 ракет.)

Зачем нужны ракеты? (Чтобы летать в космос, изучать другие планеты.)

Что можно увидеть в космосе? (В космосе можно увидеть звезды, планеты.)

Мы отправим наши ракеты в космическое путешествие к далеким планетам на Юпитер и Венеру.

Определи, где в этих словах находится звук Р (В слове Венера звук стоит в середине слова, в слове Юпитер – в конце.)

Ракеты полетят с путешественниками, это будут животные. Назови зверей, которые полетят в ракетах. (В кругах изображения зверей: тигр, зубр, бобр, зебра, кролик, жираф, кенгуру.)

Отправь животных в космическое путешествие на Венеру и Юпитер. Те животные, в названии которых звук Р стоит в середине слова, летят на Венеру, если звук Р стоит в конце слова, то животное летит на Юпитер.

Говори так: «Бобр в ракете летит на Юпитер». (Ребенок выкладывает изображения животных на картинку ракеты и, назвав правильно предложение со звуком Р, перемещает ее к изображению нужной планеты.)

  1. Автоматизация звука Р в предложении. Работа в индивидуальной тетради. Игра «Раскрась домик».

Диана, посмотри на картинку, назови, что это? (Это дом и двор.)

Назови части дома и двора в названии которых есть звук Р, отметь их на рисунке точкой. (Слова: труба, крыша, рама, форточка, ручка двери, крыльцо, веранда, дорожка, забор, ворота.)

Наша картинка черно-белая нераскрашенная, скучная. Давай сделаем ее яркой, красивой, необычной. Раскрась части дома и двора, которые мы отметили, таким цветом, в названии которого есть звук Р. Назови эти цвета и раскрась ими банки с краской. (Цвета: красный, оранжевый, розовый, серый, черный, изумрудный.)

Выбирай любой цвет и раскрашивай картинку с домом. Говори так: «Я раскрашу крышу красной краской».

  1. Автоматизация звука Р в предложении. Подбор слов-антонимов. Игра «Укрой гномиков».

В доме, который ты раскрасила, живут 7 гномов. Прочитай их имена. (7 картинок с подписью: Рони, Руни, Рани, Роки, Броди, Бруди, Бради).

Подбери слова, противоположные по значению, слова-антонимы. (Ребенок называет антонимы, логопед выкладывает полоски бумаги с антонимами.)

Слова:


Злой – добрый

Плохой – хороший

Простодушный – хитрый

Уродливый – красивый

Ленивый – трудолюбивый

Смелый – трусливый

Маленький – огромный

Молодой – старый

Послушный – озорной

Тихий – громкий

Веселый – грустный

Ласковый – сердитый

Выбери такие слова, которые мы можем сказать про гномов, они укажут на их качества и особенности. Например, Рони добрый. (Ребенок выбирает 7 полосок с антонимами, кладет рядом с картинкой гнома.)

Назови, какие гномы.

Гномы легли спать, ночь была прохладная, им стало холодно. Укрой гномов разноцветными покрывалами. Говори так: «Я укрою хитрого Рани розовым покрывалом». (Ребенок прикладывает картинки покрывало к рисункам гномиков. Цвет покрывал: розовый, оранжевый, красный.)

  1. Физкультминутка

Раз – присели, два – привстали,

Три – согнулись и достали

Рукой правою – носок,

Рукой левой – потолок,

А теперь, давай-ка вместе

Мы попрыгаем на месте.

Давай покажем, как артисты выступают на арене цирка. Вот мячи, на каждом 2 картинки, называй их и кидай мяч в кольцо, а я буду ловить. (В обруче 5 мячей, на которых по 2 картинки со звуком Р, ребенок кидает мяч в кольцо с мешком.)

Картинки:

Груши – корзина

Кровать – картина

Грузовик – арбузы

Морковка – кролик

Жираф – зебра


А теперь составь с каждой парой картинок красивое предложение. Например: Рая собрала желтые груши в большую оранжевую корзину. (Опять кидают мяч в кольцо.)

  1. Задание на внимание и мышление. Работа с печатным словом.

а) Замени первые буквы в слове на звук Р:

танец – ранец

забота – работа

хобот – робот

нога – рога

козы – розы

б) Замени третью букву, буквой Р:

паста – парта

кошка – корка

ночка – норка

маска – марка

мушка – Мурка

в) Вставь в слово после первой буквы букву Р:

ковать – кровать

кошка – крошка

каска – краска

сочный – срочный

кот – крот

г) Прочитай слова наоборот:

равоп – повар

робаз – забор

рамок – комар

ропот – топор

рыс - сыр

  1. Работа с деформированной фразой. Игра «Перепутанные вагончики».

Прочитай слова, которые написаны в вагончиках. Поставь слова в нужную форму и в правильной последовательности, чтобы получились предложения. Первое слово остается на месте.

Слова:

Крот, забор, рыть, у, земля

Рома, краска, пароход, оранжевый, раскрашивать

Мама, куртка, купить, Артем, спортивная

В, крапива, овраг, высокий, растет

  1. Автоматизация звука Р в тексте. Чтение рассказа Ю. Б. Жихаревой-Норкиной «Друг», ответы на вопросы, пересказ.

Прочитай рассказ, правильно произноси слова со звуком Р.

«Друг»

У Егора есть друг. Его зовут Артем Дронов. Егор дружит с ним с первого класса. Вместе Егор и Артем делают уроки, играют в футбол и компьютерные игры.

Как-то раз Егор простудился. Врач прописал ему пить микстуру от кашля. Егор лежал дома в кровати, а Артем купил микстуру в аптеке. Всю неделю Артем навещал своего друга, рассказывал ему школьные новости.

Ответь на вопросы полным предложением.

1. Как зовут друга Егора?

2. Когда начали дружить Егор и Артем?

3. Что вместе делают друзья?

4. Что прописал врач, когда Егор простудился?

5. Кто купил микстуру в аптеке?

6. Что рассказывал Артем Егору?

Прочитай рассказ еще раз и потом перескажи. Следи за произношением звука Р.

  1. Развитие внимания, мышления. Работа с разрезной картинкой.

Диана, ты получила 9 фрагментов коврика, собери его.

Назови, что нарисовано на коврике. (Ребенок называет картинки с коврика.)

Чем нам интересен этот коврик? Что объединяет все слова? (В каждом слове есть звук Р.)

Отгадай загадку и узнаешь, для кого мы собирали в подарок коврик.

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(Красная Шапочка)

Правильно, это Красная Шапочка, мы подарим коврик ей.

Скажи, а в каких случаях дарят подарки? (На праздники: 8 Марта, Новый год, Рождество, 23 Февраля, на День Рождения, при встрече, при расставании – на прощание.)

А кому можно дарить подарки? (взрослым и детям, мужчинам и женщинам, молодым и старым, всем людям.)

А можно дарить подарки просто так? (Да.)

Зачем это делать? (Чтобы порадовать человека, сделать ему приятное, поднять настроение, чтобы человек не расстраивался, поддержать его, после выполнения какого-то трудного дела, окончания работы.)

  1. Рефлексия.

Скажи, зачем мы выполняли эти задания? Какие задания тебе показались трудными? Какие понравились?

Используемая литература:

1. Жихарева-Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь логопедических занятий с детьми. Выпуск 3. Звук Р. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС. 2008.

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р. – М., 2008.

3. Баскакина И. В., Лынская М. И. Логопедические инры. День рождения Р.. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Р. – М.: Айрис-пресс, 2008.

4. Саморокова О. П., Кругликова Т. Н. Сонорные звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ: называем и различаем. Планы-конспекты логопедических занятий с детьми 5 – 7 лет с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ, 2014.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект занятия "Автоматизация звука Р. Путешествие в страну знаний"

Автор: Тарковская Татьяна Александровна

Дата: 04.01.2021

Номер свидетельства: 569269

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект коррекционного занятия  по  автоматизации и дифференциации  звуков (р), (рь), (л), (ль). "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-korriektsionnogho-zaniatiia-po-avtomatizatsii-i-diffierientsiatsii-zvukov-r-r-l-l"
    ["file_id"] => string(6) "198500"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428412821"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект бинарного занятия в старшей логопедической группе на тему: "Путешествие в космос""
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-binarnogho-zaniatiia-v-starshiei-loghopiedichieskoi-ghruppie-na-tiemu-putieshiestviie-v-kosmos"
    ["file_id"] => string(6) "290059"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454918732"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства