kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Роль фонемы в образовании слов." в 1 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока русского языка" в 1 классе по теме "Звуки /б/, /в/, буквы Б, б, В, в. Роль фонемы в образовании слов" по программе 21 век.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Роль фонемы в образовании слов." в 1 классе.»

Фрагмент урока обучения грамоте в 1 классе.



Тема: звуки /б/, /в/ и буквы Б, в, В, в. Роль фонемы в образовании слов.

Цель урока: познакомить учащихся с новыми звуками и буквами, учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах, читать слова с новыми буквами. Находить буквы в словах, читать слова с новыми буквами; способствовать формированию навыков правильного чтения; развивать устную и письменную речь, фонетический слух.























Ход урока.

I. Подготовка к новому материалу.

У. – Назовите буквы, которые написаны на доске.

На доске: а Л Р у о Ы и э м Н й

У. – Что вы можете сказать об этих буквах?

Дети: Они обозначают гласные и согласные звуки,

Их можно разделить на две группы:

1 – буквы, которые обозначают гласные звуки;

2 – буквы, которые обозначают согласные звуки;

1 – большие и маленькие буквы:

1 – буква ы написана неправильно, в русском языке нет слов, начинающихся на букву ы, поэтому нет большой буквы.

1 – буква и лишняя, все буквы печатные, а и – письменная.



Урок начинается с «урока» - то есть «оргмоментом» служит конкретное задание, которое направлено и на актуализацию знаний.

Формулировка вопроса побуждает детей к активной мыслительной деятельности: набор букв подвергается всестороннему анализу (познавательное). При этом все найденные детьми закономерности и все подмеченные особенности верные – так активизируется самостоятельность, создается ситуация успеха (личностное), готовность допускать существование разных точек зрения (коммуникативное). Кроме того, дети работают с информацией, представленной в неявном виде, довольно долгое время удерживают и сохраняют учебную задачу, они также в уме выполняют учебные действия, осуществляют контроль (регулятивное), формулируют выводы по результатам наблюдений (познавательное).

Демонстрируя свои реакции детям, учитель создает атмосферу доброжелательности, принятие каждого ответа, значимости каждого мнения.

У. Разделите эти буквы на две группы, обозначающие гласные и согласные звуки.


Легкое задание: такую работу дети уже делали, поэтому они выполняют с удовольствием. Однако они проводят классификацию по заданным параметрам, группируют объекты (познавательное); мотивированны на достижение цели познания (личностное); контролируют действия одноклассников: внимательно слушают ответы , в вежливой и корректной форме высказывают несогласие (коммуникативное); осуществляют итоговый контроль, осуществляют действия с учебным материалом в уме (регулятивное).


Дети: Буквы гласных звуков: а, о, у, э, и. Буквы согласных звуков: л, р, м, н, й.

У. – Теперь составьте слова из букв второй группы.

(Дети начинают работать. Недоумение. Перешептывания. Улыбки.)

Дети: Мы не можем это сделать, потому что здесь нет гласных.


Учитель создал ситуацию: в ней проявляются типы поведения детей, их личностные качества, которые учитель может наблюдать и фиксировать в памяти. Дети анализируют объекты, строят высказывания в устной форме; подвергают сомнению возможность решения задачи (познавательное); долго сохраняют учебную задачу (регулятивное); готовы допустить существование других точек зрения или принять чужие, формулируют собственное мнение (коммуникативное); они мотивированы на процесс познания (личностное).


У. – Как можно выполнить это задание?

Дети: Если мы возьмем буквы из первой группы.

У. – Приведите пример.

Дети: Например, мир. В этом слове буква и из первой группы.



Дети осуществляют поиск нужной информации, строят устное высказывание, устанавливают причинно – следственные связи, анализируют объекты, интерпретируют информацию, преобразовывают ее ( познавательное); учитывают данные ориентиры, сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль (регулятивное); приходят к общему решению, используют речь для регуляции действий (коммуникативное); у них формируются способность к самооценке, мотивация достижения, интерес к учебному материалу (личностное).


Дети создают несколько слов устно.

Прежде чем начнем читать , проведем ритмическую гимнастику. Встаньте, положите руку на брюшной пресс, вдохните через нос, произнесите звук У долго на одном дыхании.

На доске: а ууууу

У. – Вдохните, коротко на одном выдохе произнесите звук каждой буквы. А теперь вдохните, пропойте звуком э мелодию песни «В траве сидел кузнечик».

II. Работа с новым материалом.

У. – Мы хорошо подготовили свой речевой аппарат к работе, и сейчас будем читать слова, записанные на доске. Первая буква в этих словах «спряталась». Прочитайте шепотом первый столбик, догадайтесь, какие буквы спрятались.

На доске: …арабан ...ерёза

Дети читают. Называют букву. Учитель вписывает букву в слова.

У. – Прочитайте второй столбик, догадайтесь, какие буквы спрятались.

На доске: …олк …ишня

Дети читают шепотом. Называют букву. Учитель вписывает букву в слова.

Проблемная ситуация: нужно догадаться, какой буквы не хватает в слове. Для не читающих детей это задание высокого уровня сложности, однако вполне посильное – их речевой опыт помогает «достроить» слова, вычленить и назвать звук. Кроме того, для не читающих детей это пропедевтическое задание – им потребуется помощь читающих одноклассников, которые и вычленят незнакомые буквы из произнесенных слов. Поэтому дети определяют область своего знания и незнания и обращаются за помощью к читающим одноклассникам – так организуется взаимодействие между детьми в классе.

В процессе выполнения задания дети анализируют материал, выделяют главное; осуществляют синтез, поиск нужной информации; упорядочивают и обобщают информацию (познавательное); учитывают выделенные ориентиры, осуществляют контроль, выполняют учебное действие в уме (регулятивное); допускают существование разных точек зрения, формулируют собственное мнение и озвучивают его, используют речь для регуляции своего действия (коммуникативное); в результате выполнения задания формируется способность к самооценке, мотивация к познанию (личностное).

У. – Вы уже, наверное, догадались о каких новых буквах и звуках мы будем говорить на уроке. Еще раз прочитайте хором первый столбик, послушайте и сравните первые звуки в словах. Что вы можете сказать об этих звуках?

Дети: Барабан – первый звук /б/ - воздух проходит с преградами, значит он согласный, твердый.

- Вишня – первый звук /в^/ - согласный мягкий.

Учитель на доске обозначает цветом твердые и мягкие звуки под вписанными буквами.


Анализ звуков, проводимый детьми, - применение имеющихся знаний и умений в новых условиях. Дети анализируют объекты. Высказываются в устной форме, выделяют главное, проводят классификацию, понимают информацию, представленную в неявном виде, формулируют выводы по результатам наблюдений, определяют последовательность действий (познавательное); учитывают данные ориентиры, осуществляют пошаговый и итоговый контроль, и выполняют учебные действия в уме (регулятивное); формулируют собственное мнение, контролируют действия партнера (коммуникативное); ориентируются на понимание причин успеха в учении, формируют способность к самооценке (личностное); используют разные виды чтения (вслух – хором и индивидуально, про себя).


У. – посмотрите на доску. Восстановите в памяти образ букв Б б В в.

На доске: Б б В в

Почти все дети в классе уже знают буквы.

У. – Откройте самый последний разворот Азбуки и найдите эти буквы. Прочитайте правильно название букв, которые на письме обозначают звуки /б/ и /в/. Какая буква в алфавите стоит перед буквой Б? После буквы В?

Дети: Перед буквой Б в алфавите стоит буква А, а после буквы В – буква Г.

У. – прочитайте первые две строчки алфавита хором. Кто знает наизусть, читайте наизусть. Откройте форзац. Найдите буквы Б и В. Прочитайте слова, в которых есть буква Б.

Дети: бабушка, колобок.



Работа с учебником «Азбука», дети осуществляют поиск информации; используют знаки и символы; используют знаки и символы; учатся смысловому чтению

Почему эти два рисунка нарисованы рядом? Кого встречал колобок на своем пути?

Дети отвечают.

У. – Прочитайте слова, которые рядом с буквой В.

Дети: цветы, вода.

У. – Как связаны эти два слова?

Дети: Букет цветов всегда ставят в вазу с водой.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Роль фонемы в образовании слов." в 1 классе.

Автор: Осадчих Валерия Павловна

Дата: 03.06.2020

Номер свидетельства: 552405

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока обучения грамоте по теме: "Звуки [б], [б’]  буквы Б, б, Роль фонемы в образовании слов." "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-po-tiemie-zvuki-b-b-bukvy-b-b-rol-foniemy-v-obrazovanii-slov"
    ["file_id"] => string(6) "125996"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415104964"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства