Ход урока. I. Подготовка к новому материалу. У. – Назовите буквы, которые написаны на доске. На доске: а Л Р у о Ы и э м Н й У. – Что вы можете сказать об этих буквах? Дети: Они обозначают гласные и согласные звуки, Их можно разделить на две группы: 1 – буквы, которые обозначают гласные звуки; 2 – буквы, которые обозначают согласные звуки; 1 – большие и маленькие буквы: 1 – буква ы написана неправильно, в русском языке нет слов, начинающихся на букву ы, поэтому нет большой буквы. 1 – буква и лишняя, все буквы печатные, а и – письменная. | Урок начинается с «урока» - то есть «оргмоментом» служит конкретное задание, которое направлено и на актуализацию знаний. Формулировка вопроса побуждает детей к активной мыслительной деятельности: набор букв подвергается всестороннему анализу (познавательное). При этом все найденные детьми закономерности и все подмеченные особенности верные – так активизируется самостоятельность, создается ситуация успеха (личностное), готовность допускать существование разных точек зрения (коммуникативное). Кроме того, дети работают с информацией, представленной в неявном виде, довольно долгое время удерживают и сохраняют учебную задачу, они также в уме выполняют учебные действия, осуществляют контроль (регулятивное), формулируют выводы по результатам наблюдений (познавательное). Демонстрируя свои реакции детям, учитель создает атмосферу доброжелательности, принятие каждого ответа, значимости каждого мнения. |
У. Разделите эти буквы на две группы, обозначающие гласные и согласные звуки. | Легкое задание: такую работу дети уже делали, поэтому они выполняют с удовольствием. Однако они проводят классификацию по заданным параметрам, группируют объекты (познавательное); мотивированны на достижение цели познания (личностное); контролируют действия одноклассников: внимательно слушают ответы , в вежливой и корректной форме высказывают несогласие (коммуникативное); осуществляют итоговый контроль, осуществляют действия с учебным материалом в уме (регулятивное). |
Дети: Буквы гласных звуков: а, о, у, э, и. Буквы согласных звуков: л, р, м, н, й. У. – Теперь составьте слова из букв второй группы. (Дети начинают работать. Недоумение. Перешептывания. Улыбки.) Дети: Мы не можем это сделать, потому что здесь нет гласных. | Учитель создал ситуацию: в ней проявляются типы поведения детей, их личностные качества, которые учитель может наблюдать и фиксировать в памяти. Дети анализируют объекты, строят высказывания в устной форме; подвергают сомнению возможность решения задачи (познавательное); долго сохраняют учебную задачу (регулятивное); готовы допустить существование других точек зрения или принять чужие, формулируют собственное мнение (коммуникативное); они мотивированы на процесс познания (личностное). |
У. – Как можно выполнить это задание? Дети: Если мы возьмем буквы из первой группы. У. – Приведите пример. Дети: Например, мир. В этом слове буква и из первой группы. | Дети осуществляют поиск нужной информации, строят устное высказывание, устанавливают причинно – следственные связи, анализируют объекты, интерпретируют информацию, преобразовывают ее ( познавательное); учитывают данные ориентиры, сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль (регулятивное); приходят к общему решению, используют речь для регуляции действий (коммуникативное); у них формируются способность к самооценке, мотивация достижения, интерес к учебному материалу (личностное). |
Дети создают несколько слов устно. Прежде чем начнем читать , проведем ритмическую гимнастику. Встаньте, положите руку на брюшной пресс, вдохните через нос, произнесите звук У долго на одном дыхании. На доске: а ууууу У. – Вдохните, коротко на одном выдохе произнесите звук каждой буквы. А теперь вдохните, пропойте звуком э мелодию песни «В траве сидел кузнечик». II. Работа с новым материалом. У. – Мы хорошо подготовили свой речевой аппарат к работе, и сейчас будем читать слова, записанные на доске. Первая буква в этих словах «спряталась». Прочитайте шепотом первый столбик, догадайтесь, какие буквы спрятались. На доске: …арабан ...ерёза Дети читают. Называют букву. Учитель вписывает букву в слова. У. – Прочитайте второй столбик, догадайтесь, какие буквы спрятались. На доске: …олк …ишня Дети читают шепотом. Называют букву. Учитель вписывает букву в слова. | Проблемная ситуация: нужно догадаться, какой буквы не хватает в слове. Для не читающих детей это задание высокого уровня сложности, однако вполне посильное – их речевой опыт помогает «достроить» слова, вычленить и назвать звук. Кроме того, для не читающих детей это пропедевтическое задание – им потребуется помощь читающих одноклассников, которые и вычленят незнакомые буквы из произнесенных слов. Поэтому дети определяют область своего знания и незнания и обращаются за помощью к читающим одноклассникам – так организуется взаимодействие между детьми в классе. В процессе выполнения задания дети анализируют материал, выделяют главное; осуществляют синтез, поиск нужной информации; упорядочивают и обобщают информацию (познавательное); учитывают выделенные ориентиры, осуществляют контроль, выполняют учебное действие в уме (регулятивное); допускают существование разных точек зрения, формулируют собственное мнение и озвучивают его, используют речь для регуляции своего действия (коммуникативное); в результате выполнения задания формируется способность к самооценке, мотивация к познанию (личностное). |
У. – Вы уже, наверное, догадались о каких новых буквах и звуках мы будем говорить на уроке. Еще раз прочитайте хором первый столбик, послушайте и сравните первые звуки в словах. Что вы можете сказать об этих звуках? Дети: Барабан – первый звук /б/ - воздух проходит с преградами, значит он согласный, твердый. - Вишня – первый звук /в^/ - согласный мягкий. Учитель на доске обозначает цветом твердые и мягкие звуки под вписанными буквами. | Анализ звуков, проводимый детьми, - применение имеющихся знаний и умений в новых условиях. Дети анализируют объекты. Высказываются в устной форме, выделяют главное, проводят классификацию, понимают информацию, представленную в неявном виде, формулируют выводы по результатам наблюдений, определяют последовательность действий (познавательное); учитывают данные ориентиры, осуществляют пошаговый и итоговый контроль, и выполняют учебные действия в уме (регулятивное); формулируют собственное мнение, контролируют действия партнера (коммуникативное); ориентируются на понимание причин успеха в учении, формируют способность к самооценке (личностное); используют разные виды чтения (вслух – хором и индивидуально, про себя). |
У. – посмотрите на доску. Восстановите в памяти образ букв Б б В в. На доске: Б б В в Почти все дети в классе уже знают буквы. У. – Откройте самый последний разворот Азбуки и найдите эти буквы. Прочитайте правильно название букв, которые на письме обозначают звуки /б/ и /в/. Какая буква в алфавите стоит перед буквой Б? После буквы В? Дети: Перед буквой Б в алфавите стоит буква А, а после буквы В – буква Г. У. – прочитайте первые две строчки алфавита хором. Кто знает наизусть, читайте наизусть. Откройте форзац. Найдите буквы Б и В. Прочитайте слова, в которых есть буква Б. Дети: бабушка, колобок. | Работа с учебником «Азбука», дети осуществляют поиск информации; используют знаки и символы; используют знаки и символы; учатся смысловому чтению |
Почему эти два рисунка нарисованы рядом? Кого встречал колобок на своем пути? Дети отвечают. У. – Прочитайте слова, которые рядом с буквой В. Дети: цветы, вода. У. – Как связаны эти два слова? Дети: Букет цветов всегда ставят в вазу с водой. | |