Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по внеклассному чтению «В мире стихов С.Я. Маршака»»
Конспект урока по внеклассному чтению
Класс: 2
Тема: «В мире стихов С.Я. Маршака»
Цели:
Познакомить детей с жизнью и творчеством детского поэта С. Я. Маршака.
Развивать и корректировать поэтический слух, творческие способности учащихся, речь, обогащать словарный запас.
Прививать интерес к чтению, воспитывать чувство любви к книгам.
Оборудование: портрет С.Я. Маршака, выставка книг С. Я. Маршака, предметные картинки.
Ход урока:
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
II. Сообщение темы урока
- Сегодняшний урок мы посвятим творчеству замечательного детского поэта. Он верный товарищ и добрый друг детей. Автор весёлых и забавных стихов для ребят, автор загадок, песенок, стихотворных сказок и повестей.
- Вы догадались, о ком идёт речь? ( Портрет Маршака на доске).
- С. Я. Маршак родился в городе Воронеже 3 ноября 1887 года. Он прожил 77 лет. В этом году ему исполнилось бы 125 лет.
III. Биографическая справка о поэте
- Послушайте короткую биографическую справку о поэте.
Семья, где рос Маршак, была большая и дружная. Отец с матерью работали с утра до вечера и старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми. Будущий поэт рано полюбил стихи, четырёх лет от роду он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки. В одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация.
Совсем молодым человеком Маршак поехал учиться в Англию. Чтобы лучше изучить язык, чтобы слышать народную речь, он пешком совершил большое путешествие по английской провинции. Живя в Англии, он узнал и полюбил английскую поэзию и начал переводить английских поэтов. Маршак – один из лучших поэтов – переводчиков в нашей стране.
С. Я. Маршак прожил большую и славную трудовую жизнь, он умер 4 июня 1964 года, работая до последнего дня.
Родина высоко оценила литературные труды Маршака: он был награждён орденами и медалями, его книги отмечены Государственными премиями.
Книги Маршака в нашей стране издаются постоянно и очень большими тиражами, как на русском, так и на других языках.
- Итак, ребята для кого же писал стихи С. Маршак? (Он писал стихи специально для детей).
IV.Работа по стихотворению «Читатель мой особенного рода...»
(На доске под портретом С. Я. Маршака его стихотворение).
- Ребята, давайте прочитаем стихотворение С.Я. Маршака, которое написано на доске.
Читатель мой особенного рода,
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года.
- К кому обращается автор? (Автор обращается к нам – читателям).
- Прочтите строку, подсказывающую ответ на вопрос.
- Кого автор называет читателем двухтысячного года? (Читателей, которые до сих пор восхищаются его творчеством).
- Почему радостно поэту? (Потому что его стихи, сказки до сих пор живы).
- Прочтите стихотворение выразительно.
Вывод: Работы С. Я. Маршака любили читать сто лет назад, любят читать и в наше время. Автор верил, что и вы, читатели двухтысячного года, полюбите его стихи, что они и вам помогут разобраться, что такое хорошо, а что такое плохо.
V. «Доскажите словечко»
- Вспомните названия стихотворений по их началу.
1. Усатый - … (полосатый)
2. Вот какой … (рассеянный)
3. Хороший … (день)
4. Детки в ... (клетке)
6. Друзья - … (товарищи)
7. Кот и … (лодыри)
8. Мастер - … (ломастер)
9. Вчера и … (сегодня)
10. Чего … (боялся Петя?)
11. Мыльные … (пузыри)
12. Где тут Петя, … (где Серёжа?)
13. Рассказ о … (неизвестном герое)
14. Про одного ученика и … (шесть единиц)
VI. «Тест». Выбор правильных слов к отрывкам из стихотворений
(На доске варианты ответов. Дети выписывают правильный ответ в тетрадь).
1. Дама сдавала в багаж … что?
а) кровать
б) диван
(«Багаж»).
2. - Это что за остановка –
Бологое иль Поповка? –
А с платформы говорят:
- Это город …
а) Сталинград
б) Ленинград
(«Вот какой рассеянный»).
3. Мэри спрашивает льва:
- сколько будет дважды два?
Лев несёт четыре гири.
Значит, дважды два - …
а) три
б) четыре
(«Цирк»).
4. Из серебряного крана
С шумом
Брызнуло ситро.
Мне досталось
Полстакана,
А хотелось бы …
а) корыто
б) ведро
(«Хороший день»).
5. Прибежал
Чудак – … знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит.
а) восклицательный знак
б) вопросительный знак
(«Знаки препинания»).
6. Но другие ученицы
Сдали все предметы.
А у Вали – единицы …
Вот вам и …
а) приметы
б) пословицы
(«Приметы»).
VII. «Что такое перед нами?»
- С.Я. Маршак сочинил для вас много загадок.
- Попробуйте их отгадать.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь).
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами
На глазах по колесу
И седёлка на носу. (Очки).
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб. (Пила).
Всегда шагаем мы вдвоём
Похожие, как братья.
Мы за обедом –
под столом,
А ночью – под кроватью. (Сапоги). Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч).
Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И наконец, совсем исчез. (Календарь).
VIII. Работа по стихотворению «Вчера и сегодня»
(Вывешивается лист бумаги. На нём рисунки: лампа, свечка, коромысло с ведром, чернильница с пером).
- Скажите, что здесь нарисовано?
- Вспомните строчки стихотворения с этими словами.
(Лампа керосиновая,
Свечка стеариновая,
Коромысло с ведром
И чернильница с пером).
- Строчки, какого стихотворения мы вспомнили? (Вчера и сегодня).
- Что можно сказать об этих предметах? Пользуются ли ими сейчас? (Сейчас этими предметами не пользуются, так как они устарели).
- Назовите предметы нашего времени.
IX. Физкультминутка
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг – и ускакал.
X. «Найдите лишнее»
( На доске записаны отрывки из стихотворений С. Я. Маршака).
- Найдите и уберите лишние слова.
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
Ищут врачи
В нашей столице.
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати. (Рассказ о неизвестном герое).
То-то весело горят!
А ребята говорят:
- Иди,
Столяр,
Разводи
Самовар.
Ты у нас не мастер,
Ты у нас фломастер,
Ты у нас ломастер! (Мастер-ломастер).
Жила-была девочка. Как её звали?
Кто звал,
Тот и знал,
А вы не знаете.
Сколько ей было лет?
Сколько зим,
Столько лет, —
Сорока́ ещё нет,
А всего четыре года.
И был у неё… Кто у неё был?
Серый,
Усатый,
Весь полосатый.
Кто это такой? Собачонок. (Усатый – полосатый).
XI. Расскажи о книге С.Маршака по плану (на доске план):
- Ребята, а сейчас по желанию выходите к доске, берете в руки книгу и рассказываете о ней по плану.
1. Автор.
2. Название.
3. Художник.
4. Что есть в этой книге?
5. Как бы ты посоветовал другу прочитать эту книгу?
XII. Стихотворения «Пожелание друзьям»
(Читают сильные ученики).
- Послушайте, что пишет вам, читателям двухтысячного года, замечательный детский поэт С. Я. Маршак.
- Что желает вам автор этих строк? (Автор желает нам расти, цвести, крепить здоровье, чтобы все у нас было только хорошее).
XIII. Итог урока
- С творчеством, какого писателя мы сегодня с вами познакомились? (С творчеством С.Я. Маршака).
- Что вы можете сказать о стихотворениях этого автора? (Стихотворения С.Я. Маршака веселые, забавные, поучительные).
- Чему учат стихи С. Я. Маршака? (Стихи С.Я. Маршака учат трудолюбию, вежливости, как нужно вести себя и как не нужно).
Вывод: Продолжайте читать книги Маршака.
Приложение
Самуил Яковлевич Маршак
(1887 – 1964)
План рассказа о книге автора
1. Автор.
2. Название.
3. Художник.
4. Что есть в этой книге?
5. Как бы ты посоветовал другу прочитать эту книгу?