Конспект урока по русскому языку "Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные"
Конспект урока по русскому языку "Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные"
Конспект урока по русскому языку предназначен для учащихся 1 классов. В уроке объединены и раскрыты темы "Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные"»
Конспект урока по русскому языку для 1 класса
Тема урока: Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные.
Цель урока: познакомить с однозначными и многозначными словами, развить умения употреблять в речи «вежливые» слова, распознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета, развивать речь учащихся. Задачи урока:
учить использовать в речи «вежливые» слова;
распознавать однозначные и многозначные слова; работать со словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове,
закреплять умения учащихся различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета);
классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы;
развивать речь, память, мышление, навыки грамотного и каллиграфического письма;
воспитывать чувство уважения к другим людям, формировать навыки культурного поведения, познавательный интерес к изучению родного языка.
Ход урока I. Организационный момент. - Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. От улыбки станет нам теплей. Поприветствуем гостей, поделимся хорошим настроением.
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
Пожелаем друг другу успеха и обязательно узнать что-то новое.
II. Минутка чистописания (запись на доске) Доброе слово любые ворота откроет.
- Как вы понимаете это выражение? - Назовите первую букву в предложении В древней азбуке буква Д обозначала добро. Самым главным словом была названа эта буква (Д – добро). Сегодня мы пропишем заглавную и строчную буквы Дд, а также соединение букв: Дм дл Прежде чем писать, вспомним правила: - Я тетрадь свою открою и наклонно положу Я, друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
IIІ. Актуализация знаний. - У нас сегодня гость. Он по коробу скребен, По сусеку он метен, У него румяный бок, Он веселый… (Колобок) - Что называет слово «колобок»? (это предмет) -На какой вопрос отвечают слова, называющие предметы? (кто или что) - А какой Колобок? (жёлтый) Какое слово мы добавили? - Что называет слово «жёлтый»? (признак предмета) -Что ещё могут называть слова? (действия предметов) - Какие слова, называющие действия Колобка, вы скажите? (катился, бежал, встречался)
IV. Постановка цели и задач урока - Колобок пришёл к вам за помощью. Герои его сказки, что – то потеряли. Колобок догадался, в чём дело. Но как помочь им – не знает. Вот и просит нас помочь. Вы готовы? Давайте посмотрим, что случилось?
-Колобок приглашает нас к себе в сказку. - Испекла бабушка Колобок. Слайд 2 - Устроился он на окошке, да жарко стало. Решил Колобок по лесу погулять. Слайд 3 - Побежал Колобок по дорожке, а навстречу ему Зайчик. - Поздоровался с ним Колобок, а в ответ услышал: Колобок, Колобок, я тебя съем. Не понравилась Колобку такая встреча, даже песенку не захотел он петь Зайцу. Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Волк. Слайд 4 - Поздоровался с ним Колобок, а в ответ услышал: Колобок, Колобок, я тебя съем. Не понравилась Колобку встреча, даже песенку не захотел он петь Волку. Слайд 5 Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Медведь. - Поздоровался с ним Колобок, а в ответ услышал: Колобок, Колобок, я тебя съем. Не понравилась ему такая встреча, даже песенку не захотел он петь Медведю. Слайд 6 Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Лиса. И сразу здороваться стала. Обрадовался Колобок такому обращению. Слайд 7 - Стала Лиса его просить… Слайд 8 Да так, что не смог Колобок ей отказать. - Почему же Колобок отказался петь другим героям, а Лисе согласился спеть? (Лиса хитрая была) - Может ещё по другой причине он согласился Лисе спеть? - Какие она слова ему сказала? (вежливые слова) - Что же потеряли наши герои? - Заяц, Волк и Медведь решили исправиться. А как – не знают. Просят нас, чтобы мы научили их вежливым словам.
- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? О каких словах мы будем говорить? Для чего нам нужны вежливые слова? (ответы детей)
Слайд 9 V. Работа по теме урока - Какие слова забывали говорить наши герои? научить героев сказки вежливости поможет нам учебник. 1. Работа с учебником.
-Прочитайте про себя стихотворные строки упражнения 13.
- Встретили вы слова вежливости?
Хором прочитаем их.
- Когда мы их употребляем в речи? Это слова-приветствия.
- Какие ещё вы знаете слова-приветствия?
Орфоэпическое и орфографическое чтение первых двух предложений.
Объяснение учителем этимологии слова здравствуйте.
Самостоятельное списывание учащимися двух предложений.
-Какие ещё слова вежливости вы нашли на странице учебника?
В каких случаях мы их употребляем в речи?
Объяснение учителем этимологии слов спасибо и благодарю.
2. Музыкальная физкультминутка
- Ребята, исправились наши герои.
- Поблагодарила Лиса Колобка, что научил лесных зверей вежливые слова говорить, да есть его и не стала.
Слайд 11 - Запомнили Заяц, Волк и Медведь вежливые слова. Как теперь про них можно сказать, какими они стали?
- Вежливыми. Как по – другому можно сказать? (воспитанными) - А если человек не говорит вежливые слова, то, как его назовут? (невежливый, невоспитанный) - Колобок вспомнил, что про невоспитанного человека говорят «невежа», а может быть «невежда». Вот только не помнит, какое из этих слов правильное. Как быть?
- Ребята, у нас же учебники есть. Давайте откроем на стр. 26 упр. 15.
Знакомство со школьным толковым словарём русского языка.
У нас в учебнике тоже есть толковый словарь.
Прочитав значение этих слов, мы сможем выяснить, какое из этих слов подходит к слову невоспитанный. (выполнение задания)
Чтение толкований слов невежа и невежда.
- Ребята, вы обратили внимание, что возле некоторых слов стоят цифры. Эти слова имеют несколько значений.
Вспомните, как они называются? (многозначными)
А если слово имеет одно значение? (однозначными)
-Слова невежа и невежда к какой относятся группе?
Работа в парах. Найдите и прочитайте в словаре слова, которые имеют 4 значения. (звезда и кисть)
Работа со слайдом. (с.26, упр.16)
- Какого рисунка не хватает? Прочитайте толкование этого слова.
Назовите другие многозначные слова на рисунке.
Составьте предложение со словом колокольчик в значении травянистое растение.
- Сколько значений имеют слова карандаш и грач? Как они называются?
Чтение правила с.27 учебника.
Работа в парах с карточками. Распределение слов по группам.
(Карандаш, пенал, кисть, язык, ключ, карп)
3. Словарная работа
- Орфоэпическое и орфографическое чтение слов пенал и карандаш.
Объяснение учителем этимологии слова пенал.
Списывание слов с доски.
Составление и запись на доске с комментированием предложения со словом пенал. (Мама купила пенал)
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа со словарями учебника.
- С какими словарями познакомились на уроке?
Существуют и другие словари, выполним упр.19 учебника и познакомимся с ними.
Чтение рассказа К.Ушинского. (2 человека)
- Подходит ли заголовок к тексту? Почему?
Найдите в словаре (с. 141) слово близкое по значению к слову прилежный.
- Какое слово аще употребляем в речи?
- Ленивый и прилежный – это слова близкие или противоположные по значению?
Найдите в словаре слов с противоположным значением (с. 142) слова ленивый и прилежный, другие пары слов.
Найдите в тексте упражнения ещё слова с противоположным значением.
Списывание заголовка. (Ленивый и прилежный) Орфоэпическое и орфографическое чтение слов.
- Ребята, вы очень хорошо работали сегодня на уроке. Колобок благодарит вас и прощается.
VІ. Итог урока.
Игра «Доскажи словечко»
Слова приветствия, прощания, благодарности называются …
Слова, которые имеют много значений …
Слова, которые имеют одно значение …
Мы познакомились со словарями…
VІІ. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке с помощью рук. (одна рука старался работать, две-активно работал, встать-очень доволен собой) Мы сегодня все писали.
Всё сумели! Всё смогли!
Мы сегодня МОЛОДЦЫ!
Игра «Доскажи словечко».
Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече… (Здравствуйте).
За день мы устали очень, скажем всем … (Спокойной ночи).
Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день).
Когда нас бранят за шалости, мы говорим … (Извините, пожалуйста).
Друга встретил ты в обед и сказал ему … (Привет).
Если же вечером встреча, скажем ему … (Добрый вечер).
Если девочка больна, хрипло кашляет она
И раз пять чихает снова, скажем ей мы … (Будь здорова).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
И во Франции и в Дании на прощание говорят … (До свидания).