kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку предназначен для учащихся 1 классов. В уроке объединены и раскрыты темы "Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные"»

Конспект урока по русскому языку для 1 класса

Тема урока: Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные.

Цель урока: познакомить с однозначными и многозначными словами, развить умения употреблять в речи «вежливые» слова, распознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета, развивать речь учащихся.
Задачи урока:

учить использовать в речи «вежливые» слова;

распознавать однозначные и многозначные слова;
работать со словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове,

закреплять умения учащихся различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета);

классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы;

развивать речь, память, мышление, навыки грамотного и каллиграфического письма;

воспитывать чувство уважения к другим людям, формировать навыки культурного поведения, познавательный интерес к изучению родного языка.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: телевизор, карточки, презентация, предметные рисунки.

Ход урока
I. Организационный момент. 
- Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. От улыбки станет нам теплей. Поприветствуем гостей, поделимся хорошим настроением.

Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок? 
Все ль на месте, все ль в порядке? 
Книжка, ручка и тетрадка? 
Проверили? Садитесь! 
С усердием трудитесь! 


Пожелаем друг другу успеха и обязательно узнать что-то новое. 


II. Минутка чистописания 
(запись на доске) 
Доброе слово любые ворота откроет. 

- Как вы понимаете это выражение?
- Назовите первую букву в предложении
В древней азбуке буква Д обозначала добро. Самым главным словом была названа эта буква (Д – добро). Сегодня мы пропишем заглавную и строчную буквы Дд, а также соединение букв:
Дм дл 
Прежде чем писать, вспомним правила:
- Я тетрадь свою открою и наклонно положу
Я, друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.


IIІ. Актуализация знаний. 
- У нас сегодня гость. 
Он по коробу скребен,
По сусеку он метен,
У него румяный бок,
Он веселый…
(Колобок) 
- Что называет слово «колобок»? 
(это предмет) 
-На какой вопрос отвечают слова, называющие предметы? 
(кто или что) 
- А какой Колобок? 
(жёлтый) 
Какое слово мы добавили? 
- Что называет слово «жёлтый»? 
(признак предмета) 
-Что ещё могут называть слова? 
(действия предметов) 
- Какие слова, называющие действия Колобка, вы скажите? 
(катился, бежал, встречался) 

IV. Постановка цели и задач урока
- Колобок пришёл к вам за помощью. Герои его сказки, что – то потеряли. Колобок догадался, в чём дело. Но как помочь им – не знает. Вот и просит нас помочь. Вы готовы? Давайте посмотрим, что случилось? 


-Колобок приглашает нас к себе в сказку. 
- Испекла бабушка Колобок. 
Слайд 2
- Устроился он на окошке, да жарко стало. Решил Колобок по лесу погулять. 
Слайд 3
- Побежал Колобок по дорожке, а навстречу ему Зайчик. 
- Поздоровался с ним Колобок, а в ответ услышал: Колобок, Колобок, я тебя съем. 
Не понравилась Колобку такая встреча, даже песенку не захотел он петь Зайцу. Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Волк. 
Слайд 4
- Поздоровался с ним Колобок, а в ответ услышал: Колобок, Колобок, я тебя съем. 
Не понравилась Колобку встреча, даже песенку не захотел он петь Волку. 
Слайд 5
Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Медведь. 
- Поздоровался с ним Колобок, а в ответ услышал: Колобок, Колобок, я тебя съем. 
Не понравилась ему такая встреча, даже песенку не захотел он петь Медведю. 
Слайд 6
Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Лиса. И сразу здороваться стала. Обрадовался Колобок такому обращению. 
Слайд 7
- Стала Лиса его просить… 
Слайд 8
Да так, что не смог Колобок ей отказать. 
- Почему же Колобок отказался петь другим героям, а Лисе согласился спеть? 
(Лиса хитрая была) 
- Может ещё по другой причине он согласился Лисе спеть? 
- Какие она слова ему сказала? 
(вежливые слова) 
- Что же потеряли наши герои? 
- Заяц, Волк и Медведь решили исправиться. А как – не знают. Просят нас, чтобы мы научили их вежливым словам.

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? О каких словах мы будем говорить? Для чего нам нужны вежливые слова?
(ответы детей) 

Слайд 9
V. Работа по теме урока
- Какие слова забывали говорить наши герои? 
научить героев сказки вежливости поможет нам учебник.
1. Работа с учебником.

-Прочитайте про себя стихотворные строки упражнения 13.

- Встретили вы слова вежливости?

Хором прочитаем их.

- Когда мы их употребляем в речи? Это слова-приветствия.

- Какие ещё вы знаете слова-приветствия?


Орфоэпическое и орфографическое чтение первых двух предложений.

Объяснение учителем этимологии слова здравствуйте.


Самостоятельное списывание учащимися двух предложений.


-Какие ещё слова вежливости вы нашли на странице учебника?

В каких случаях мы их употребляем в речи?


Объяснение учителем этимологии слов спасибо и благодарю.


2. Музыкальная физкультминутка


- Ребята, исправились наши герои. 

- Поблагодарила Лиса Колобка, что научил лесных зверей вежливые слова говорить, да есть его и не стала. 

Слайд 11
- Запомнили Заяц, Волк и Медведь вежливые слова. Как теперь про них можно сказать, какими они стали?  


- Вежливыми. Как по – другому можно сказать? 
(воспитанными) 
- А если человек не говорит вежливые слова, то, как его назовут? 
(невежливый, невоспитанный) 
- Колобок вспомнил, что про невоспитанного человека говорят «невежа», а может быть «невежда». Вот только не помнит, какое из этих слов правильное. Как быть? 

- Ребята, у нас же учебники есть. Давайте откроем на стр. 26 упр. 15.


Знакомство со школьным толковым словарём русского языка.

У нас в учебнике тоже есть толковый словарь.


Прочитав значение этих слов, мы сможем выяснить, какое из этих слов подходит к слову невоспитанный. 
(выполнение задания)


Чтение толкований слов невежа и невежда.


- Ребята, вы обратили внимание, что возле некоторых слов стоят цифры. Эти слова имеют несколько значений.

Вспомните, как они называются? (многозначными)

А если слово имеет одно значение? (однозначными)

-Слова невежа и невежда к какой относятся группе?


Работа в парах. Найдите и прочитайте в словаре слова, которые имеют 4 значения. (звезда и кисть)


Работа со слайдом. (с.26, упр.16)

- Какого рисунка не хватает? Прочитайте толкование этого слова.

Назовите другие многозначные слова на рисунке.

Составьте предложение со словом колокольчик в значении травянистое растение.


- Сколько значений имеют слова карандаш и грач? Как они называются?


Чтение правила с.27 учебника.


Работа в парах с карточками. Распределение слов по группам.

(Карандаш, пенал, кисть, язык, ключ, карп)


3. Словарная работа

- Орфоэпическое и орфографическое чтение слов пенал и карандаш.

Объяснение учителем этимологии слова пенал.

Списывание слов с доски.


Составление и запись на доске с комментированием предложения со словом пенал. (Мама купила пенал)


4. Пальчиковая гимнастика.


5. Работа со словарями учебника.

- С какими словарями познакомились на уроке?

Существуют и другие словари, выполним упр.19 учебника и познакомимся с ними.

Чтение рассказа К.Ушинского. (2 человека) 

- Подходит ли заголовок к тексту? Почему?

Найдите в словаре (с. 141) слово близкое по значению к слову прилежный.

- Какое слово аще употребляем в речи?

- Ленивый и прилежный – это слова близкие или противоположные по значению?

Найдите в словаре слов с противоположным значением (с. 142) слова ленивый и прилежный, другие пары слов.

Найдите в тексте упражнения ещё слова с противоположным значением.


Списывание заголовка. (Ленивый и прилежный)
Орфоэпическое и орфографическое чтение слов.


- Ребята, вы очень хорошо работали сегодня на уроке. Колобок благодарит вас и прощается.


VІ. Итог урока. 

Игра «Доскажи словечко»

  • Слова приветствия, прощания, благодарности называются …

  • Слова, которые имеют много значений …

  • Слова, которые имеют одно значение …

  • Мы познакомились со словарями…

VІІ. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке с помощью рук. (одна рука старался работать, две-активно работал, встать-очень доволен собой)
Мы сегодня все писали.

Всё сумели! Всё смогли!

Мы сегодня МОЛОДЦЫ!




Игра «Доскажи словечко». 

Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече… (Здравствуйте).

За день мы устали очень, скажем всем … (Спокойной ночи).

Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день).

Когда нас бранят за шалости, мы говорим … (Извините, пожалуйста).

Друга встретил ты в обед и сказал ему … (Привет).

Если же вечером встреча, скажем ему … (Добрый вечер).

Если девочка больна, хрипло кашляет она

И раз пять чихает снова, скажем ей мы … (Будь здорова).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

И во Франции и в Дании на прощание говорят … (До свидания).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные"

Автор: Оноприенко Ирина Викторовна

Дата: 22.12.2019

Номер свидетельства: 533147

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока по теме: "Лексика. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы""
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-tiemie-lieksika-obshchieupotriebitiel-nyie-slova-profiessionalizmy-dialiektizmy"
    ["file_id"] => string(6) "250054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447006815"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства