Конспект урока по ОПК в 4 классе по теме: "Православная молитва"
Конспект урока по ОПК в 4 классе по теме: "Православная молитва"
Данный урок помогает обучающимся осмыслить понятие «молитва», как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом. получат возможность познакомиться с главной молитвой православных христиан «Отче наш»,обогатить культурологический словарь, расширить представление о православной культуре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОПК в 4 классе по теме: "Православная молитва"»
МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №4»
Урок-презентация
по предмету
«Основы религиозных
культур и светской этики»
(модуль ОПК)
Автор:
Винидиктова Юлия Николаевна,
учитель начальных классов ,
высшая квалификационная категория
г. Рыльск
Сценарный план урока
УМК: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/А.В.Кураев. – М. :Просвещение, 2012.
Тема урока «Православная молитва».
Цель урока. Помочь обучающимся осмыслить понятие «молитва», как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.
Планируемые результаты
Личностные:
-стремление к познанию нового;
- умение самостоятельно делать выводы.
Познавательные:
-обучающийся получит возможность познакомиться с главной молитвой православных христиан «Отче наш»;
- обогатить культурологический словарь;
-расширить представление о православной культуре.
Коммуникативные:
-контролировать свои действия;
-вступать в диалог с одноклассниками и учителем.
Регулятивные:
-принимать учебную задачу;
-умение работать по предложенному плану.
Формы и виды деятельности. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ, участие в учебном диалоге, работа в парах.
Ресурсы. Мультимедийный проектор, компьютер, фильм «Детская молитва», запись музыки Г.В.Свиридова «Романс» из к/ф «Метель», стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва», выставка книг «Загляни в мир православной книги», молитвослов, учебник А.В.Кураева «Основы религиозных культур и светской этики» (Основы православной культуры 4-5) М.: «Просвещение» 2012г., карточки №1, №2, толковые словари С.И.Ожегова, Т.Ф.Ефремовой.
Учитель. – Как вы думаете, ребята, о чём будем говорить на уроке? (О молитве.)
II. Актуализация знаний
Учитель. - Но сначала проверим домашнее задание. Что выполняли мальчики? (Подбирали к слову Бог имена существительные.) Проверяю.
- Что выполняли девочки? (Подбирали имена прилагательные к слову Бог).
- Теперь вы знаете, как православные называют Бога, перечислили свойства Божьи.
- Кто оказал вам помощь в выполнении домашнего задания? (Мама, тётя, сестра, бабушка….)
- Как вы обращались к ним, что говорили? («Мама или бабушка, помоги мне, пожалуйста».) Православные люди тоже обращаются к Богу за помощью в своих молитвах. Сформулируйте тему нашего урока . («Православная молитва»). Слайд 1.
Эпиграфом к уроку мы возьмём пословицу «Свет в церкви от свечи, а в душе – от молитвы»
- Как вы понимаете смысл этих строк?
III. Постановка учебной задачи
- Что хочется узнать о молитве? (Какие бывают молитвы у православных христиан? Какая у них главная молитва? На каком языке пишется молитва?......)
- Сегодня на уроке мы с вами постараемся найти ответы на следующие вопросы. Слайд №2.
1. Что такое православие?
2. Что такое молитва?
3. Кто такие святые?
4. О молитве «Отче наш».
IV. Открытие новых знаний
1. Работа над понятием «православие». Создание проблемной ситуации.
Учитель. - Давайте внимательно не спеша прочитаем слово «православие». Из каких слов состоит оно? Слайд 3 («право» и «славие».) Подберите однокоренные слова к слову право - правый - правильный. К слову славие - славить, т. е. говорить.
- С кем говорят православные? (С Богом.)
-При помощи чего они говорят с Богом? (При помощи молитвы.)
Вывод.Слайд 4. Слово православие означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться. 2. Работа над понятием «молитва». Работа с толковым словарём.
- Придумайте однокоренные слова к слову молиться. (Молитва, молить, мольба, моление, молитвенник.)
-На столе у вас лежит карточка №1 – выписка из Толкового словаря С.И.Ожегова – значение этих слов давайте зачитаем вслух.
Карточка №1.
Молитва – установленный текст, читаемый при обращении к Богу, Святым.
Молитва – обращение человека к Богу.
Молить – просить, умолять.
Мольба – горячая просьба.
Моление – мольба, страстная просьба.
Молитвослов – сборник молитв.
Работа с выставкой книг «Загляни в мир православной книги».
Учитель. – Ребята, часто на уроке мы обращаемся к этим книгам, посмотрите, есть среди них незнакомая вам книга? (Да). Это молитвослов – сборник молитв. – Ребята, а где вы слышали молитвы?
Слайд №5.
Молитва – обращение человека к Богу.
Слушание стихотворения Ю.М.Лермонтова «Молитва».
Учитель. – Однажды М.Ю.Лермонтов услышал молитву «Богородице Дево, радуйся» и написал стихотворение, которое назвал «Молитва».Ученица читает наизусть стихотворение под музыку Г.В.Свиридова «Романс». Слайд №6.
3. Работа по учебнику А.В.Кураева «ОПК».
Учитель. – У православных есть три вида молитвы. Добудем знания из учебника и узнаем, какие бывают молитвы. С.12 - 13 Слайд №7.
4.Беседа по прочитанному.
- О чём же люди просят Бога?
-Как мы можем сформулировать, что такое молитва?
-А чем же молитва отличается от обычного разговора?
Слайд №8. Для тех, кто хочет знать больше.
Учитель. – Вот так пишется текст молитвы в церковных книгах. Попробуйте прочитать текст. (Трудно.) Потому что молитва пишется церковнославянскими буквами.
- Ребята, знаете ли вы, как называется главная молитва у православных христиан? («Отче наш».) Давайте послушаем её.
Слайд № 9. Просмотр фильма.
-Дети, знакома вам эта молитва? Она звучит на старинном церковнославянском языке, который и сегодня принят в Русской православной церкви. Давайте разберём непонятные нам слова и осмыслим эту молитву. Слайд №10.
- Молитву «Отче наш» часто называют «Молитва Господня», потому что сам Бог дал православным её. Во время службы эта молитва всегда исполняется в храме.
-Ребята, кто из вас знает эту молитву? С кем вы её учили? Молодцы!!!
V. Первичное закрепление
Работа по учебнику с. 13. Комментированное чтение.
Учитель. - Ребята, узнаем как молятся православные люди.
Ученик – Православный человек может молиться в беде и в радости, в одиночестве и вместе с другими людьми, про себя и вслух. Он может молиться на любом языке и в любом месте: в храме, дома, на природе, в автобусе. Находясь среди людей, человек может молиться про себя, и этот его внутренний разговор с Богом никому не будет заметен.
-На доске у меня записана фраза, продолжите её.Христиане молятся, потому что хотят…
- показать, как молятся,
- потому что хотят стать ближе к Богу
Учитель. - Теперь, когда вы знаете, как звучит православная молитва, надо понять, какая молитва считается неправильной. Неправильно желать в молитве зла и боли другим людям.Послушайте, какую молитву составила одна маленькая девочка. «Спаси, Господи, и помилуй всех людей. Если кто болеет – исцели, если кто воюет – помири. Господи, замени всё плохое на всё хорошее».
– Ребят, это правильная молитва или неправильная? Докажите свой ответ.
2. Работа над понятиями «благодать», «святые». Учитель. - Если человек молится искренне и правильно, то он, как говорит опыт православной культуры, прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать (добрый дар). Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь, называются святые.
Слайд №11.
«Святой – это тот, кто провёл жизнь в служении Богу и после смерти признан христианской церковью покровителем верующих». (из толк. словаря Т.Ф. Ефремовой).
Учитель. – Ребята, каких святых знаете вы?
Слайд №12, №13, №14, №15 Кирилл и Мефодий, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Серафим Саровский…….
- Наиболее известный святой, наш земляк преподобный Серафим Саровский. Послушайте небольшое сообщение о нём. Ученик рассказывает. Учитель. - Ребята, как вы думаете, что может молитва? Выберите правильный ответ.
Молитва может ….
защитить человека,
утомить человека,
напугать человека.
Учитель. – Конечно, защитить, и я вам сейчас приведу пример из истории нашей Родины. Слайд №16 . (Работа по картине С.Симакова «Молитва перед боем».)
3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1. Работа в парах.
- Говорят «одна голова хорошо, а две лучше», поработайте парами по карточке №2.
Проверка. Слайд №17.
Выступление Благочинного Рыльского церковного округа протоиерея В.Ефремоваа
VI. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
- Что такое молитва?
- Что такое православие?
- Кто такие святые?
- Как называется главная молитва у православных христиан?
VII.Рефлексия.
Учитель. – Выйдите к доске и оцените свою работу на уроке. (На доске прикреплены карточки со словами.)
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё- таки учиться!
Домашнее задание. С. 12 – 15, составить свою молитву
Слайд №18.
Учитель – Дети, я вам всем говорю « спасибо за урок!» А какая в этом слове буква главная? Вы ответите: «Ну, конечно же, заглавная». А вот и неправильно! Раньше, да и сейчас нередко верующие люди говорят вместо спасибо – «спаси тебя Бог!». Понимаете теперь, какая здесь главная буква? Иначе можно сказать : «Спаси вас Господь». Или : «Спаси вас Христос». Это тоже молитва, самая настоящая. Поэтому, если благодаришь кого-нибудь, благодари от всего сердца, желая спасения доброму человеку : Спаси Вас Бог!