kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОПК в 4 классе по теме: "Православная молитва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок помогает обучающимся осмыслить понятие «молитва», как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.  получат возможность познакомиться с главной молитвой православных христиан «Отче наш»,обогатить культурологический словарь, расширить представление о православной культуре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОПК в 4 классе по теме: "Православная молитва"»

МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №4»










Урок-презентация

по предмету


«Основы религиозных

культур и светской этики»

(модуль ОПК)
















Автор:

Винидиктова Юлия Николаевна,

учитель начальных классов ,

высшая квалификационная категория









г. Рыльск


Сценарный план урока

УМК: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/А.В.Кураев. – М. :Просвещение, 2012.



Тема урока «  Православная молитва».

Цель урока. Помочь обучающимся осмыслить понятие «молитва», как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом. 

Планируемые результаты

Личностные:

-стремление к познанию нового;

- умение самостоятельно делать выводы.

Познавательные:

-обучающийся получит возможность познакомиться с главной молитвой православных христиан «Отче наш»;

- обогатить культурологический словарь;

-расширить представление о православной культуре.

Коммуникативные:

-контролировать свои действия;

-вступать в диалог с одноклассниками и учителем.

Регулятивные:

-принимать учебную задачу;

-умение работать по предложенному плану.

Формы и виды деятельности. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ,   участие в учебном диалоге, работа в парах.

Ключевые понятия. «Православие», «молитва», «благодать», « святые»

Ресурсы. Мультимедийный проектор, компьютер, фильм «Детская молитва», запись музыки Г.В.Свиридова «Романс» из к/ф «Метель», стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва», выставка книг «Загляни в мир православной книги», молитвослов, учебник А.В.Кураева «Основы религиозных культур и светской этики» (Основы православной культуры 4-5) М.: «Просвещение» 2012г., карточки №1, №2, толковые словари С.И.Ожегова, Т.Ф.Ефремовой.

Программное обеспечение. Презентация «Православная молитва».



Ход урока.

I. Самоопределение к деятельности.


Учитель читает стихотворение.


Я прошу Тебя, Господи, тихо в ночи

Ты любимых моих от всех бед береги…

Пусть не знают печали родные глаза,

Пусть блестит лишь от радости счастья слеза…

Дай им веру, надежду… конечно, любовь…

Эти строки молитвы шепчу вновь и вновь…

Учитель. – Как вы думаете, ребята, о чём будем говорить на уроке? (О молитве.)

II. Актуализация знаний

Учитель. - Но сначала проверим домашнее задание. Что выполняли мальчики? (Подбирали к слову Бог имена существительные.) Проверяю.

- Что выполняли девочки? (Подбирали имена прилагательные к слову Бог).

- Теперь вы знаете, как православные называют Бога, перечислили свойства Божьи.

- Кто оказал вам помощь в выполнении домашнего задания? (Мама, тётя, сестра, бабушка….)

- Как вы обращались к ним, что говорили? («Мама или бабушка, помоги мне, пожалуйста».) Православные люди тоже обращаются к Богу за помощью в своих молитвах. Сформулируйте тему нашего урока . («Православная молитва»). Слайд 1.


Эпиграфом к уроку мы возьмём пословицу «Свет в церкви от свечи, а в душе – от молитвы»

- Как вы понимаете смысл этих строк?

III. Постановка учебной задачи

- Что хочется узнать о молитве? (Какие бывают молитвы у православных христиан? Какая у них главная молитва? На каком языке пишется молитва?......)

- Сегодня на уроке мы с вами постараемся найти ответы на следующие вопросы. Слайд №2.

1. Что такое православие?

2. Что такое молитва?

3. Кто такие святые?

4. О молитве «Отче наш».


IV. Открытие новых знаний


1. Работа над понятием «православие». Создание проблемной ситуации.

Учитель. - Давайте внимательно не спеша прочитаем слово «православие». Из каких слов состоит оно? Слайд 3 («право» и «славие».) Подберите однокоренные слова к слову право - правый - правильный. К слову славие - славить, т. е. говорить.

- С кем говорят православные? (С Богом.)

-При помощи чего они говорят с Богом? (При помощи молитвы.)

Вывод. Слайд 4. Слово православие означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться. 2. Работа над понятием «молитва». Работа с толковым словарём.

- Придумайте однокоренные слова к слову молиться. (Молитва, молить, мольба, моление, молитвенник.)

-На столе у вас лежит карточка №1 – выписка из Толкового словаря С.И.Ожегова – значение этих слов давайте зачитаем вслух.


Карточка №1.


Молитва – установленный текст, читаемый при обращении к Богу, Святым.

Молитва – обращение человека к Богу.

Молить – просить, умолять.

Мольба – горячая просьба.

Моление – мольба, страстная просьба.

Молитвослов – сборник молитв.


Работа с выставкой книг «Загляни в мир православной книги».


Учитель. – Ребята, часто на уроке мы обращаемся к этим книгам, посмотрите, есть среди них незнакомая вам книга? (Да). Это молитвослов – сборник молитв. – Ребята, а где вы слышали молитвы?

Слайд №5.

Молитва – обращение человека к Богу.

Слушание стихотворения Ю.М.Лермонтова «Молитва».

Учитель. – Однажды М.Ю.Лермонтов услышал молитву «Богородице Дево, радуйся» и написал стихотворение, которое назвал «Молитва». Ученица читает наизусть стихотворение под музыку Г.В.Свиридова «Романс». Слайд №6.


3. Работа по учебнику А.В.Кураева «ОПК».


Учитель. – У православных есть три вида молитвы. Добудем знания из учебника и узнаем, какие бывают молитвы. С.12 - 13 Слайд №7.

4.Беседа по прочитанному.

- О чём же люди просят Бога?

-Как мы можем сформулировать, что такое молитва?

-А чем же молитва отличается от обычного разговора?

Слайд №8. Для тех, кто хочет знать больше.

Учитель. – Вот так пишется текст молитвы в церковных книгах. Попробуйте прочитать текст. (Трудно.) Потому что молитва пишется церковнославянскими буквами.

- Ребята, знаете ли вы, как называется главная молитва у православных христиан? («Отче наш».) Давайте послушаем её.


Слайд № 9. Просмотр фильма.


-Дети, знакома вам эта молитва? Она звучит на старинном церковнославянском языке, который и сегодня принят в Русской православной церкви. Давайте разберём непонятные нам слова и осмыслим эту молитву. Слайд №10.

- Молитву «Отче наш» часто называют «Молитва Господня», потому что сам Бог дал православным её. Во время службы эта молитва всегда исполняется в храме.

-Ребята, кто из вас знает эту молитву? С кем вы её учили? Молодцы!!!

V. Первичное закрепление

  1. Работа по учебнику с. 13. Комментированное чтение.


Учитель. - Ребята, узнаем как молятся православные люди.


Ученик – Православный человек может молиться в беде и в радости, в одиночестве и вместе с другими людьми, про себя и вслух. Он может молиться на любом языке и в любом месте: в храме, дома, на природе, в автобусе. Находясь среди людей, человек может молиться про себя, и этот его внутренний разговор с Богом никому не будет заметен.

-На доске у меня записана фраза, продолжите её. Христиане молятся, потому что хотят


- показать, как молятся,

- потому что хотят стать ближе к Богу


Учитель. - Теперь, когда вы знаете, как звучит православная молитва, надо понять, какая молитва считается неправильной. Неправильно желать в молитве зла и боли другим людям. Послушайте, какую молитву составила одна маленькая девочка. «Спаси, Господи, и помилуй всех людей. Если кто болеет – исцели, если кто воюет – помири. Господи, замени всё плохое на всё хорошее».

– Ребят, это правильная молитва или неправильная? Докажите свой ответ.


2. Работа над понятиями «благодать», «святые». Учитель. - Если человек молится искренне и правильно, то он, как говорит опыт православной культуры, прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать (добрый дар). Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь, называются святые.

Слайд №11.


«Святой – это тот, кто провёл жизнь в служении Богу и после смерти признан христианской церковью покровителем верующих». (из толк. словаря Т.Ф. Ефремовой).


Учитель. – Ребята, каких святых знаете вы?

Слайд №12, №13, №14, №15 Кирилл и Мефодий, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Серафим Саровский…….


- Наиболее известный святой, наш земляк преподобный Серафим Саровский. Послушайте небольшое сообщение о нём. Ученик рассказывает. Учитель. - Ребята, как вы думаете, что может молитва? Выберите правильный ответ.

Молитва может ….


защитить человека,

утомить человека,

напугать человека.


Учитель. – Конечно, защитить, и я вам сейчас приведу пример из истории нашей Родины. Слайд №16 . (Работа по картине С.Симакова «Молитва перед боем».)


3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


1. Работа в парах.

- Говорят «одна голова хорошо, а две лучше», поработайте парами по карточке №2.

Проверка. Слайд №17.


Выступление Благочинного Рыльского церковного округа протоиерея В.Ефремоваа


VI. Итог урока.


Что нового узнали на уроке?

- Что такое молитва?

- Что такое православие?

- Кто такие святые?

- Как называется главная молитва у православных христиан?



VII.Рефлексия.

Учитель. – Выйдите к доске и оцените свою работу на уроке. (На доске прикреплены карточки со словами.)

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё- таки учиться!


Домашнее задание. С. 12 – 15, составить свою молитву

Слайд №18.

Учитель – Дети, я вам всем говорю « спасибо за урок!» А какая в этом слове буква главная? Вы ответите: «Ну, конечно же, заглавная». А вот и неправильно! Раньше, да и сейчас нередко верующие люди говорят вместо спасибо – «спаси тебя Бог!». Понимаете теперь, какая здесь главная буква? Иначе можно сказать : «Спаси вас Господь». Или : «Спаси вас Христос». Это тоже молитва, самая настоящая. Поэтому, если благодаришь кого-нибудь, благодари от всего сердца, желая спасения доброму человеку : Спаси Вас Бог!





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по ОПК в 4 классе по теме: "Православная молитва"

Автор: Винидиктова Юлия Николаевна

Дата: 10.09.2020

Номер свидетельства: 557302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по курсу «Основы православной культуры», "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-kursu-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "242793"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445536719"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства