Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Пётр I. Реформы в Российском государстве."»
Тема урока: Пётр I. Реформы в Российском государстве.
Цель урока: охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества, выяснить благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе.
Задачи урока:
Формировать образное представление о России начала XVIII века.
Сформировать представления о времени правления Петра 1, его реформах.
Формировать у учащихся умения работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений.
Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, чувство любви к истории Отечества.
Прогнозируемые результаты:
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
Развивать творческие исследовательские способности учащихся через чёткое планирование своей работы, развивать умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; формировать умения двигаться к намеченной цели способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
Познавательные:
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы. Продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. Формировать умение овладевать основами синтеза. Осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников (энциклопедий, рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми.
Коммуникативные:
Строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Технологии: групповая технология, ИКТ.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы обучения: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной.
Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по “реке времени”. Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового.
- Когда мы знакомимся с историей на уроках, то пользуемся лентой времени, историческими датами. Посмотрите , сколько дат выстроилось пред нами.
II Определение темы и задач урока.
(с опорой на портрет) - Представьте себе великана, без малого трех аршин, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке. - Как вы думаете, о ком идет речь?
- Как вы думаете, почему Петра называли Великим? (Не знаем ответа на этот вопрос)
- Какие факты вам известны о Петре I? (город построил, ввёз картофель, помидоры)
- Что вам хочется узнать о Петре I ?
- Что он сделал за своё правление?
- Каким был ребёнком?
- Чему научился?
- Что изменилось в России?
III Погружение в тему урока.
-Каким мы запомнили государство при первых Романовых?
(процветали ремёсла, строилась Москва, открывались аптеки, расширялись земли на восток)
- В каких источниках можно найти информацию о Петре I?
(в учебнике, в интернет, в книгах)
IV Работа с источниками - энциклопедиями.
1, Что такое, кто такой (1672 -о рождении царя и создании флота) -Степанова Катя
2, Я познаю мир (1682- стал царём, ) Шарохин Кирилл
3, Россия (1703- Санкт-петербург, 1721-император, Великий) -Строганова Полина
-В какие игры любят играть мальчики? (в мяч, футбол, войнушку)
(250 человек кто?, сам Пётр работал и учился ремёслам)
V ФИЗМИНУТКА
3.Царь - преобразователь
Учебник с.63 - 64
(календарь, НГ 1 января, газета "Ведомости", арабские цифры, школы, лично принимал экзамены, музей Кунсткамера, первая библиотека)
(брить бороды, короткая европейская одежда, сборник правил поведения)
4. Основатель Санкт Петербурга
(европейская столица, назван в честь святого апостола Петра)
-Как вы думаете, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа?
Вывод: многие преобразования Петра I были неизбежны и необходимы, но в то же время народ, ради которого все перемены и происходили, жестоко страдал – это было ценой, которую нужно было заплатить за реформы.
VI Краеведческий материал
Петровские времена в Ореховке.
В 1706 году по указу Петра I данная земля была передана дворянину Виртембергу. Этот год приблизительно можно считать годом основания села.
Первое упоминание о церкви в Ореховке находим в 1716 году
VII . Первичное закрепление
Проверим, как заполнили карточку с характеристикой Петра I
Какие у вас личные впечатления от работы на уроке? - Оцените свою работу? Какие трудности вы испытали? - Что для вас было самым интересным? (отвечают на поставленные вопросы)
- Заслуженно ли Пётр Первый получил прозвание Великий? Выскажите своё мнение.
- Почему для России был так важен флот?
VIII Рефлексия
Выскажите своё мнение об уроке с помощью карточек.