kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе Игра – путешествие «Государственная символика России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начиная с 4 ноября 2008 года в России, отмечается новый национальный праздник – День народного единства. Мы выяснили, что идея учреждения такого государственного праздника, предложенная Межрелигиозным советом России, была активно поддержана думской фракцией «Единой России». Инициатива выделения этого дня в качестве Дня Единения принадлежит главе Русской Православной Церкви Патриарху Алексию II. В этот день православные чтут память Казанской иконы Божией Матери, и память избавления России от поляков в 1612 г. Казанская икона Божией Матери была явлена в Казани 8 июля 1579 г., спустя 24 года после окончательного вхождения города в состав Российского государства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 3 классе Игра – путешествие «Государственная символика России»»

Урочная деятельность. 3 класс

Игра – путешествие

«Государственная символика России»





Цели: 

­ актуализация знаний учащихся о государственной символике РФ, об истории и значении символов в гербе и флаге РФ;

­ воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России – флагу, гербу, гимну; воспитание любви к Родине;

­ воспитание патриотических чувств.


Задачи:

• обобщить и систематизировать знания учащихся о государственных символах РФ;

• развивать у обучающихся умение самостоятельно пополнять свои знания через дополнительные источники: книги, журналы, телевидение, рассказы взрослых, очевидцев; расширить кругозор детей;

• развивать навыки связного рассказа, навыки сотрудничества друг с другом, навыки работы с коллективом;


Оборудование: 

­ государственные символы России – флаг, герб, гимн Российской Федерации; карта; текст гимна РФ; музыка гимна РФ;

­ карточки с пословицами;

­ карточки с заданиями для команд;

















Организационный момент.


При входе в класс каждый обучающийся получает карточку с одним из цветов Российского флага. Тем самым формируются команды для дальнейшего участия в мероприятии.


Начало урока


Стихотворение русского поэта С. Д. Дрожжина.

Читает ведущий.


Как мне не гордиться тобой,

О, Родина моя!

Когда над Волгою родной

Стою, недвижим я,

Когда молитвенно свой взор

Бросаю в небеса,

На твой чарующий простор,

На темные леса…

Во всей тебе и мощь видна,

И сила с красотой,

Недаром ты и названа

Великой и святой!



На доске плакат с эпиграфами:


«Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким

«Русь»

С. Есенин


Уж и есть за что

Русь могучая

Полюбить тебя,

Назвать матерью.

Стать за честь

Твою

Против недруга

За тебя в нужде

Сложить голову!





Чтец 1.

На карте мира не найдешь,

Тот дом, в котором ты живешь,

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той.

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш отчий дом.


Чтец 2.

Россия…

Как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа –

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом РУСЬ.


Чтец 3.

Если долго – долго – долго

В самолете нам лететь,

Если долго – долго – долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.




Звучит песни о Родине (www. yotube. com)


Ведущий. Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по нашей

Стране. Узнаем много нового о государственных символах России.

Ведущий. Ребята, почему мы начали занятие так необычно?

Дети. Сегодня праздник.

Ведущий. Он посвящен Дню единения России, который празднуется 4 ноября.

А вы знаете, почему он так называется?

Высказывания детей.

Ведущий. Начиная с 4 ноября 2008 года в России, отмечается новый национальный праздник – День народного единства. Мы выяснили, что идея учреждения такого государственного праздника, предложенная Межрелигиозным советом России, была активно поддержана думской фракцией «Единой России». Инициатива выделения этого дня в качестве Дня Единения принадлежит главе Русской Православной Церкви Патриарху Алексию II. В этот день православные чтут память Казанской иконы Божией Матери, и память избавления России от поляков в 1612 г. Казанская икона Божией Матери была явлена в Казани 8 июля 1579 г., спустя 24 года после окончательного вхождения города в состав Российского государства.

«4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы

Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

С 2005 года 4 ноября – День народного единства – в России государственный

выходной.

4 ноября 2008 года в нашей стране впервые отмечался новый национальный праздник – День народного единства.

История России богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа нашей Родины во имя блага и процветания страны открывало путь к укреплению независимости государства и способствовало развитию

цивилизованного общества, сохранению культурно-исторического наследия.

Этот праздник не является историческим нововведением, так как в России он отмечался, начиная с XVII века. 4 ноября еще и день Казанской иконы Божией Матери, перед которой молились ополченцы перед решающей битвой с поляками. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале XX века 8 мая (по старому стилю) поминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».

На самом деле в XVII веке русский народ был разрозненным, Русь - уязвима. Многие иноземцы хотели захватить её. Именно тогда, в 1612 году, русские князья - Минин и Пожарский выступили с пламенной речью перед народом с призывом объединиться в борьбе с поляками. Одержав победу, русский народ понял, что справиться с любой бедой можно, только объединившись.

Это единение русского народа было очень важно.

Ведущий. А для нас с вами это объединение было важно?

Дети. Конечно, да!


Ведущий. Я предлагаю вам выполнить первое задание в группах.


Задание: У вас на столах лежат «рассыпавшиеся» пословицы:

«Своя земля и в горести мила»

«Всякому мила своя сторона»

«Родина краше солнца, дороже золота»

«Родина – мать, умей за нее постоять»

«Родная землица и во сне снится»

«На чужой стороне Родина вдвойне милей»


Дети выполняют задание в группах.

Ведущий. Собрав пословицы, вы узнаете прекрасные высказывания о нашей любимой Родине!


Итогом выполнения первого задания будет ответ детей:

«Когда мы едины, мы непобедимы». «Один в поле не воин». На доске появляется плакат со словами.

Ведущий. Молодцы. Сплочённые народы объединяются в государства.

2. Символы государственной власти.

Ведущий.

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ. Олицетворяют родную землю ее символы.

Символы – условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень большое значение.

Что такое символы Родины для нас?

Есть символы, которые представляют и страну, и историю, т. е. государственные символы. Они закреплены Основным Законом нашей страны «Конституцией».


У каждого государства есть своя символика. Какая?

Дети. Гимн, герб, флаг.

Ведущий. Каждый гражданин страны должен знать историю и значение каждого символа.

Ведущий. Ребята, мы разделились на 3 группы: красные, синие и белые. Как вы думаете, с чем это связано?

Дети. На флаге нашего государства используются такие же цвета.


Ведущий. Перед вами флаг РФ.



Ведущий. А сейчас небольшой экскурс в историю.

Ведущий. Как называлось наше государство раньше?

Дети. Раньше был СССР – Союз Советских Социалистических республик.

Ведущий. Красный флаг как государственный в РСФСР и СССР.

Флаг РСФСР. Образец 1918 года.

В Советской России вплоть до середины 1918 года роль государственного и военно-морского флага выполняло простое красное полотнище. Первый флаг РСФСР был утверждён в июле 1918 года. В окантованном жёлтым кантом прямоугольнике на красном фоне располагались крестообразно буквы «РСФСР», а под ними надпись, расшифровывающая данную аббревиатуру: «Российская социалистическая федеративная советская республика».

В том же 1918 году флаг был изменён: аббревиатура РСФСР была расположена в одну строку и начертана оригинальным шрифтом. В таком виде флаг РСФСР просуществовал до 1937 года.

Флаг СССР согласно Конституции СССР от 1936 года

С образованием СССР был утвержден государственный флаг СССР, который представлял собой красное полотнище с изображением золотых серпа и молота. Над ними красная пятиконечная звезда. Эта символика оставалась официальной до распада СССР в 1991 году.

Было другое государство, соответственно, и государственная символика была другой. Посмотрите на флаг СССР. Красный цвет - цвет борьбы, серп и молот - символ рабочих и крестьян.

Ведущий. А что означают цвета на современном флаге России?


Задание. Рассказать каждой группе о своём цвете.

Дети. Красный цвет - символизирует героическое прошлое, а также решимость в принятии решения.

Синий цвет на флаге означает, что наша страна имеет выход в море, является морской державой.

Белый цвет - чистота помыслов, справедливость, благородство.


Чтец 4.


Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.


Ведущий. Молодцы. Но многие государства используют именно эти цвета в своей символике. Поэтому важно запомнить расположение цветов на нашем флаге РФ.

Ведущий. В каком году был принят флаг РФ?

Дети. 11 декабря 1993 года.


Ведущий. А какой государственный символ был принят в этом же (1993) году, 30 ноября?

Дети. Герб.

Государственный герб России



Ведущий. Что такое государственный герб?


Дети. Государственный герб — это опознавательный знак государства, его официальный символ.

Государственный герб исполняет ту же функцию, что и название страны, её флаг и гимн, — он обозначает свою страну, отличает её от других стран.


Чтец 5.


У России величавой

На гербе орел двуглавый

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.


Ведущий. Государственный герб современной России представляет собой золотого двуглавого орла на красном фоне.

Орел увенчан тремя золотыми коронами — символами государственного суверенитета нашей страны, в лапах его — скипетр (знак торжества закона) и держава (символ единения народа).

На груди орла — щит, в червленом поле которого едущий вправо для зрителя, стоящего лицом к щиту, серебряный всадник в лазоревом (синем, голубом) плаще, поражающий копьем чёрного опрокинутого и попранного конём дракона.

В своей основе современный Государственный герб нашей страны таков, каким он сформировался во второй половине XVII века.

Изменение есть только одно.

Если в XVII веке всадник на груди орла понимался как изображение царя, то сегодня всадник на Государственном гербе — это не изображение царя, а просто символический образ, воплощающий идею торжества добра над злом.


Ведущий. Где вы можем видеть похожую символику?

4.




Герб Москвы

Дети. Это герб столицы нашего государства - Москвы.

Ведущий. Один из официальных символов субъекта Российской Федерации города Москвы, наряду с флагом, гимном и знаменем.

А ещё его можно увидеть на монетах, стоимостью «одна копейка».

5.






Государственный гимн РФ


Ведущий. О каком государственном символе мы ещё не назвали?

Дети. Гимн.

Ведущий. Сейчас вновь поработаем в группах.

Задание: в конвертах, которые лежат на столах, находятся листы со словами гимна. Первые две строки четверостишия написаны, надо дописать две другие строки.

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!


От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!


Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!


Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!


Дети. Государственный гимн был принят в 8 декабря 2000 года, композитор Александров, автор текста С. Михалков.

Ведущий. Уважающий себя гражданин должен знать гимн своего государства наизусть. Государственный гимн РФ звучит в исполнении хора мальчиков 3 класса.

Ведущий. Какие чувства вы испытываете, когда исполняете гимн?

Дети. Гордость, торжественность. Хочется взяться за руки, объединиться.

Итог урока


Ведущий. Молодцы, ребята. Вы очень хорошо сегодня работали. А давайте вспомним, какой праздник будем праздновать 4 ноября?

Дети. День единения России.

Ведущий. Кто стоял у истоков этого праздника?

Дети. Русские князья, Минин и Пожарский.

Ведущий. Мы сегодня вспоминали символику СССР, читали символы герба и флага РФ. А давайте попробуем изобразить единение при помощи символов. А если вам понравился урок, то дорисуйте солнце и улыбку у людей на ваших рисунках.

Дети рисуют. Показывают рисунки.

Ведущий. А что надо сделать, чтобы они объединились?

Дети. Взяться за руки.

Каждый ребёнок выходит к доске и прикрепляет свой рисунок

Ведущий. А как почувствовать единство со всем классом?

Дети. Надо встать в круг и взяться за руки.

Все встают в круг и, держась за руки, говорят хором пословицу: «Когда мы едины, мы непобедимы».

Ведущий. Благодарю за работу!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тезякова Светлана Геннадьевна

Дата: 12.01.2023

Номер свидетельства: 622869

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект рока обществознания в 5 классе "Госдарственные символы России" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-roka-obshchiestvoznaniia-v-5-klassie-gosdarstviennyie-simvoly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "134512"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416756810"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства