- развивать познавательный интерес, воображение, творческую деятельность учащихся;
- воспитывать аккуратность, опрятность, формировать доброжелательные отношения к окружающим, умение понимать себя и других;
Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость чистки зубов и мытья рук; научаться отбирать из предложенных нужные предметы гигиены и объяснять их значение.
Регулятивные УУД:
формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовать практическую задачу в познавательную (правила гигиены).
Познавательные УУД:
Общеучебные: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; логические- дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.
Коммуникативные УУД:
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные УУД:
эстетические потребности, ценности и чувства; осознание ответственности человека за общее благополучие.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Игра «Кто больше?»
(Класс делится на две команды. Одни называют только овощи, другие — фрукты. Учитель следит за тем, чтобы не было ошибок и повторов.)
III. Самоопределение к деятельности
— Ребята, посмотрите, какой красивый конверт принес нам Муравьишка. Прочитайте на конверте, от кого это письмо. (От Мойдодыра.)
(Учитель читает письмо.)
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно, какой водой:
Кипяченой, ключевой,
Из реки или колодца,
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем —
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите — не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чище —
Я грязнуль не выношу!
Ю. Тувим
- Почему надо мыть руки и лицо? (Чтобы они были чистыми.)
К сожалению, не все дети выполняют это правило. Посмотрите, в конверте находится листок с домашней работой. Он весь в пятнах. Этот ученик, конечно, не из нашего класса и не знает, почему надо мыть руки.
(Учитель достает из конверта грязный листок с домашней работой и фотографию взрослого или ребенка, у которого выпали зубы.)
— Приятно ли смотреть на это лицо? Почему?
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.
— Прочитайте тему урока на с. 56 учебника. (Почему нужно чистить зубы и мыть руки?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
— Ребята, порассуждайте и попытайтесь ответить на вопрос урока: почему нужно чистить зубы и мыть руки? (Ответы детей.)
— Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 90.
— Что образуется на зубах? (Налет из микробов и остатков пищи.)
— Что появляется на руках? (Грязь и микробы.)
— Сколько раз в день нужно чистить зубы? (Два раза - утром и вечером.)
— Рассмотрите предметы на с. 56 учебника. Какие из них нужны для чистки зубов? (Зубная паста и зубная щетка.)
— А какие предметы нужны для мытья рук? (Мыло, полотенце.)
— Рассмотрите рисунки ниже. В каких случаях надо мыть руки? (Перед обедом, после какой-нибудь работы, после общения с животными, после посещения туалета.)
— А сколько раз в день надо мыть руки? (Много раз, в определенных случаях.)
(Можно проговорить все моменты, когда человек должен помыть руки. Получится более 10—15 раз в день.)
V. Физкультминутка
Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)
Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед — «ищем пропажу».)
Колпачок был непростым
Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)
Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)
Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Практическая работа в парах
— А теперь отгадайте загадки.
Хвостик из кости,
А на спинке — щетинки. (Зубная щетка.)
Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу прыгала,
Всю грязь повыгнала. (Зубная щетка.)
Я не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
По утрам всегда я
На зубы попадаю. (Зубной порошок.)
— Чем мы чистим зубы? (Зубной щеткой.)
Правильно. Она должна быть у каждого человека собственная (личная, индивидуальная).
— А как правильно чистить зубы? Посмотрите на с. 57. (Учащиеся рассматривают рисунок и обсуждают, как правильно чистить зубы. Учитель читает стихотворение.)
Надо чистить каждый зуб,
Верхний зуб, нижний зуб,
Даже самый дальний зуб,
Очень важный зуб.
Изнутри, снаружи три,
Три снаружи, изнутри...
— Расскажите, как надо чистить зубы. (Изнутри и снаружи каждый зуб.)
— Какими движениями надо чистить зубы? (Вверх-вниз снаружи и изнутри, сверху — круговыми движениями.)
(Учащиеся показывают движения.)
— А какой пастой надо чистить зубы детям? (Специальной детской зубной пастой.)
(Учитель показывает детскую зубную пасту.)
— Отгадайте еще одну загадку.
Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтобы у каждого было... (мыло).
— Чем мы моем руки? (Мылом.)
— Как правильно вымыть руки? (Намочить руки, взять мыло, намылить руки до пены, помыть, затем смыть пену водой. Если вода еще грязная, то процедуру повторить.)
(Один ученик у раковины моет руки правильно, вытирает одноразовым полотенцем или носовым платком. Учитель напоминает о том, что полотенце должно быть индивидуальное у каждого человека. Далее дети читают это правило в учебнике.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 38).
— Рассмотрите рисунок.
— Вспомните, как правильно чистить зубы.
— Выполните задание.
(Проверка в парах.)
№2 (с. 39).
— А сейчас вам предстоит побывать в роли художников-дизайнеров. Придумайте и нарисуйте новые упаковки для зубной пасты и мыла.
(Конкурс на лучшую упаковку.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 57, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Кто сегодня вечером правильно почистит зубы?
— Сколько раз в день нужно мыть руки? (Много раз, около 10—15раз и более.)
Рекомендации для занятий дома
Рассказать родителям о том, как правильно чистить зубы.