Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру " Освоение человеком космоса" ( 1 класс).»
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Освоение человеком космоса »
Цели: систематизировать и расширить представления детей о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли, с космическими научными станциями и их ролью в жизни современного человека.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся рассказывать о освоении космоса человеком; моделировать экипировку космонавта; получат возможность научиться высказывать предположения по вопросам учебника, проводить самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия :
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные:ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу;оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные:осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Актуализация знаний
— Какие правила безопасности нужно соблюдать в автомобиле?
— Какие правила безопасности нужно соблюдать в поезде и на железной дороге?
— Какие спасательные средства имеются на корабле?
— Какие правила безопасности нужно соблюдать в самолете?
— Для чего нужно соблюдать все эти правила?
III. Самоопределение к деятельности
— Сегодня наш друг Муравьишка приглашает нас в необычное путешествие. Почему необычное? Догадайтесь сами.
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд. (Ракета.)
Он — не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт.)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке,и в какое путешествие приглашает нас Муравьишка. (О космосе. Муравьишка приглашает нас в космическое путешествие.)
— Прочитайте тему урока на с. 68 учебника. (Зачем люди осваивают космос?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
- Рассмотрите рисунок на с. 68. Что вы знаете об освоении человеком космоса? Расскажите об этом, пользуясь рисунком.
(Учащиеся рассказывают, учитель дополняет их ответы.)
12 апреля 1961 г. планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли — гражданином Советского Союза Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. С орбиты он докладывал:
— Полет проходит нормально. Вижу горизонт Земли. Такой красивый ореол!
Голос его из космоса звучал спокойно, уверенно.
Больше часа, а именно 108 мин (1 ч 48 мин), длился первый полет человека в космос. За это время корабль облетел весь земной шар и опустился точно в заданном районе. Ю. Гагарин вернулся на Землю живым и здоровым, и ученые решили, что человек может жить и работать в космосе.
(Ученики в учебнике находят портрет Ю. Гагарина.)
— Рассмотрите космический корабль «Восток» на с. 73 и современную космическую научную станцию на с. 72. Они отличаются и по размеру и по устройству. Как вы думаете, почему? (Корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли, а современная космическая станция находится в космосе много лет, это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев.)
— Вы уже знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник. Как он называется? (Луна.)
— А как вы поняли, для чего человек создал еще и искусственные спутники Земли? (Ответы детей.)
— Найдите на рисунке на с. 73 первый искусственный спутник Земли, рассмотрите его.
Этот спутник создали и запустили в космос в нашей стране. Произошло это 4 октября 1957 г., в этот день радиостанции всего мира прервали свои передачи, чтобы сообщить самую главную новость. Русское слово «спутник» вошло во все языки мира.
Что там за родственник Луны,
Племянник или внучек,
Мелькает между тучек?
— Да это спутник!
— Вот те раз!
— Он спутник каждого из нас
И в целом — всей Земли.
Руками спутник сотворен,
А после на ракете
Доставлен в дали эти.
Ю. Яковлев
Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников.
- Кто знает, как называется специальная одежда космонавтов? (Скафандр.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 36).
- Рассмотрите фотографии. Постарайтесь подобрать к каждой фотографии подпись.
— Выполните задание.
(Проверка в парах.)
№2 (с. 36).
(Работа в парах.)
— Найдите приложение к заданию. Оденьте мальчика в специальную одежду для космонавтов.
V. Физкультминутка «Ракета»
Если очень захотеть,
Можно в космос полететь.
Чтоб отправиться в полет,
Нужен нам не самолет.
К звездам улетим легко
Не в трамвае, не в метро,
Не в такси, не на мопеде,
А в космической ракете.
Тех, кого в полет берут,
Космонавтами зовут.
Полететь готов не каждый,
Только сильный и отважный.
А ракета выше дома,
Улетает с космодрома,
Жителям других планет
Передать с Земли привет.
(Дети повторяют движения за учителем)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
(Работа в группах. Чтение и обсуждение вопросов на с. 69
2. Творческая работа
— Представьте, что вы — космонавты и полетели в космос. Что вас там может ожидать, что вы могли бы там увидеть? Выполните рисунок.
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 69, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— О чем вы узнали сегодня на уроке?
— Испытываете ли вы чувство гордости за нашу страну?