kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру «Обитатели пресных водоемов» 2класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру "Обитатели пресных водоёмов" 2 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру «Обитатели пресных водоемов» 2класс»

Тема: «Обитатели пресных водоемов»

( 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с естественными водоемами, многообразием представителей животного мира пресного водоема и возможностью их совместного обитания; содействовать раскрытию взаимосвязи обитателей водоема;

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знакомство с разнообразием обитателей пресного водоема, особенностями приспособления животных к условиям жизни в этих водоёмах.

  • Самостоятельное и осознанное добывание информации по теме урока.

  • Развитие воображения, наблюдательности, любознательности, логического и образного мышления, расширение кругозора и словарного запаса.

Метапредметные:

  • Регулятивные: выполнение задания в соответствии с поставленной целью, соотнесение старой и новой информации, присвоение нового знания.

  • Познавательные: формирование информационной, познавательной и рефлексивной компетенций через работу с информационным текстом.

  • Коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению. Создание условий для самореализации учащихся через мини-исследования в группах.

Личностные:

  • проявление навыков сотрудничества, уважительного отношения к мнению других, формирование собственного мнения и умения находить выходы из спорных ситуаций; осознание своей значимости в решении экологических проблем.

Оборудование: презентация к уроку, информационные тексты (на каждого учащегося), задания для групп, фотографии и иллюстрации животных рек и озер.





Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат (УУД)

I.Организационный

момент

«Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Ученики слушают.






Ответы учащихся.

Л: воспринимать речь учителя,

выражать положительное

отношение к процессу

познания

К: аргументировать свои суждения

II.Актуализация

знаний

- Ребята, что изображено на слайде? (Слайд 1)

- Что такое водоем?

- Какие водоемы бывают?



- Какие пресные водоемы вы знаете?

-А какие водоемы есть у нас? (Слайд 2)

-Какая из них самая большая?

- Правильно.

-Что вы знаете об этой реке?

 





Водоём



Искусственные и естественные

Пресные и соленые


Реки, озёра, моря, ручьи, океаны

-Пруды, река Казанка, река Волга

-Волга

-Это пресный водоем. Вода в нем чистая, много разных растений, животных.


П: классифицировать водоемы,

различать виды водоемов

К: умение выражать свои

мысли

Р: выполнять учебное действие,

контролировать свои действия

III.Формулирование

темы урока


Читает загадку

1) Вильнет хвостом туда-сюда

И нет ее, и нет следа. (Рыба)

- Где живут рыбы?


- Ребята, о ком же мы будем говорить сегодня на уроке?

Правильно.

– Давайте сформулируем тему нашего урока (Слайд4)







Отгадывают загадку.

В воде или около воды.

В реке



Обитатели пресного водоёма.



Тема нашего урока: «Обитатели пресных водоемов»

П: выделять существенные

признаки предметов, обобщают

знания

Л: проявлять уважение к одноклассникам





Р: определять и формулировать

цель деятельности на уроке

К: выражать свои мысли

IV. Изучение нового

материала

1. Мы сегодня отправимся в путешествие по реке, которая протекает в нашем городе. Это река…..

Богат и разнообразен животный мир нашей реки. Угадайте о ком идёт речь? (Загадки сопровождаются показом слайдов)

«У родителей и деток

вся одежда из монеток.»

Каких речных рыб вы знаете?

«На дне, где тихо и темно,

лежит усатое бревно.»

«Он колючий, но не еж,

А речная рыба …»

«Хвостом виляет,

зубаста, а не лает.»

(Слайд 5)

.



- Спасибо, ребята. Рассмотрим строение тела рыбы. Слайд (Слайды 6-9)

Что скажете еще о рыбе?





















-Ребята, чем рыбы отличаются от животных?


1.Самостоятельная работа

(проводить тест)

1.Тело у большинства рыб покрыто:

- перьями -чешуей - шерстью

2. Скелет- это:

- основа тела - орган движения - житель водоемов

3. Плавники- это:

- основа тела - орган движения - житель водоемов

4. Место обитания рыб.

- водоем - поле - лес

5. С помощью жабр рыба:

- двигается - питается - получает из воды кислород

6. Жабры наполнены:

- водой - кислородом - кровью

7. Житель водоемов со стоячей водой- это:

- карась - щука -уклейка

8. Рыба- хищник- это:

- карась -щука -сом

9. У этого насекомого огромные глаза, личинки живут в воде:

- мошка - комар - стрекоза

10. «Строителями» называют:

- выдр - ондатр - бобров

Тест проверим по шаблону

Самооценка ребенка

Оцениваем своих работ


ФИЗМИНУТКА (Слайд 9)

Мы немного отдохнём

И разминку проведём.

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже

Солнце жжёт.

Побежали скорее в реку.

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс.


Волга








Рыбы


Сом, карп, карась, щука….





Сом



Ёрж




Щука

Щука – хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями.


Тело большинства рыб покрыто чешуей. Она защищает тело рыбы.

Плавники, которые располагаются по бокам, сверху, и снизу – органы движения. С их помощью может плавать и менять направление движения. Важным органом являются жабры. Они находятся под жаберной крышкой. С их помощью рыба получает из воды кислород, которым дышит.

Рыба имеет различные органы чувств, которые помогают ей видеть, чувствовать запах и вкус. У некоторых рыб есть специальные усики, которые помогают находить пищу на дне.

-Рыбы живут под водой. Они дышат с помощью жабр.

Выполнение тестов




.



П: извлекать из текста

необходимую информацию,

анализировать и синтезировать

материал, составлять модели(схемы)


Р: планировать учебное действие, удерживать цель

до получения результата,

оценивать весомость

приводимых суждений

Л: применять навыки

делового сотрудничества; развитие

эмоционально-нравственной

отзывчивости

К: аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли

Р: работать по плану,

инструкции

Р: сравнивать результаты своей

работы с образцом, адекватно

оценивать свою деятельность

V. Включение в систему знаний и повторение

Работа в группах.

Задание: Работайте по плану с.90-91 учебника, прочитайте текст на с. 92-93.

Исследуйте и докажите: «Рыбы - это животные, которые приспособлены к жизни в воде».

1. Форма тела рыбы: ________________________________________________

2. Части тела рыбы: _________________________________________________________

3. Цвет тела рыбы: ________________________________________________

4. Чем покрыто тело рыбы: _______________________________________________

5. Как двигается, что помогает двигаться в воде: _______________________________________________

6. Зачем рыбе жабры:


3. Карточка для работы в парах

- Работа в парах.

Задание: Все ли правильно обозначено на рисунке?

Заполните схему:




Самооценка -самопроверка

.1. Работа по учебнику.

- Стрекоза – это рыба? А кто? (Слайд 14)

- Что узнали о стрекозе?

- У личинки стрекозы есть очень длинная губа с крючками на конце. Губа складывается. И пока личинка подкарауливает добычу, губу не видно. А когда добыча оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину – словно выстреливает ею – и хватает головастика или насекомое.


2. Дополнительные сообщения детей о некоторых обитателях водоема.

- А сейчас послушаем сообщения о других обитателях водоема. (Слайды 15, 16, 17)







































Нет. Это насекомое.











Сообщения:

Клоп-водомерка

Беззубка

Прудовик






Выступления групп.




П: выделять необходимые

знания для решения задачи,

проводить анализ учебного

материала

Р: оценивать весомость

суждений


П: извлекать из текста

необходимую информацию,

анализировать и синтезировать

материал, составлять модели

(схемы)

Р: планировать учебное действие, удерживать цель

до получения результата,

оценивать весомость

приводимых суждений

Л: применять навыки

делового сотрудничества

(считаться с мнением другого, проявлять терпение и

доброжелательность).












Л: применять навыки

делового сотрудничества

(считаться с мнением другого, проявлять терпение и

доброжелательность); развитие

эмоционально-нравственной

отзывчивости

К: аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли


VI. Итог урока

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?



Ответы учащихся.

- Сегодня на уроке мы говорили о разнообразии обитателей водоема. Все они тесно связаны между собой и приспособлены к условиям жизни в водоеме.


П: обобщать знания

К: выражать свои мысли

в соответствии с нормами

речевого высказывания

VII. Рефлексия

учебной деятельности

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

- Если на уроке у вас всё

получилось, то выберите желтую рыбку.

-Если у вас возникали

затруднения, то выберите зеленую рыбку.

-Если вы считаете,

что вам надо ещё

потрудиться, не всё было

удачно, то выберите красную рыбку.

Дети выбирают рыбки и заселяют водоем на доске.

Л: самооценка на основе

критериев успешности

Р: осуществлять итоговый

контроль деятельности

VIII. Домашнее задание

-Прочить статью учебника (ч.2, с.90-95). Подготовить рассказ о каком-нибудь обитателе водоема. Подобрать к рассказу иллюстрации.

Творческое задание по желанию – подобрать загадки, пословицы, составить кроссворд об обитателях водоемов.



Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Л: слушать учителя, выражать

положительное отношение к

процессу познания























Работа в группах.

Задание: Работайте по плану с.90-91 учебника, прочитайте текст на с. 92-93.

Исследуйте и докажите: «Рыбы - это животные, которые приспособлены к жизни в воде».

1. Форма тела рыбы: _____________________________________________________________________________________

2. Части тела рыбы: ______________________________________________________________________________________

3. Цвет тела рыбы: _______________________________________________________________________________________

4. Чем покрыто тело рыбы: _______________________________________________________________________________

5. Как двигается, что помогает двигаться в воде: ______________________________________________________________





















Работа в парах.

З адание: Все ли правильно обозначено на рисунке?

Заполните схему:


















Клоп-водомерка

   Водомерки – хищники (картинка). Еды им надо много. Вот и бегают они весь день в поисках пищи. Они охотятся на комаров и другую мелкую живность. Водомерки «обуты» в особые башмачки. Не настоящие, конечно. Просто на концах ног у них есть густые волоски, смазанные жиром. Поэтому и не проваливаются ноги в воду. Зимуют на суше, забираясь под кору деревьев, под камни, мох.

Беззубка

    Беззубка- это ракушка (картинка), у которой головы нет, а есть нога, похожая на толстый клин. Высунет беззубка ногу, воткнёт её в песок, ракушка дрогнет, потом сдвинется с места. Переместится беззубка на 2-3 см., отдохнет и снова в путь, Она тихоход: за 1 час может проползти 30-40 см. Питаются эти моллюски очень интересно. Через одну трубочку беззубка втягивает воду, а через другую – выбрасывает. При этом и дышит, и ест. Ведь в каждой капле воды полно крошечных животных и растений. Их называют живыми «фильтрами», которые делают воду прозрачной. За сутки беззубка очищает 40-50 литров воды.

Прудовик

    Водяные улитки - прудовики - имеют раковины вроде витой башенки (картинка). Передвигается улитка на одной ноге с очень широкой подошвой. На подошве ноги выделяется слизь, так что поверхность, по которой ползёт улитка, становится скользкой. И улитка по ней будто на салазках катится. Прудовики питаются мельчайшими водорослями, крошечными животными, отмершими растениями.

Стрекоза

   Стрекозы и их личинки – хищники (картинка). Стрекозы охотятся в воздухе – на лету хватают насекомых. Личинки живут в воде, здесь же и еду себе добывают. Но не гоняются за добычей, а подкарауливают ее. У личинки стрекозы есть очень длинная губа с крючками на конце. Губа складывается. И пока личинка подкарауливает добычу, губу не видно. А когда добыча оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину – словно выстреливает ею – и хватает головастика или насекомое


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру «Обитатели пресных водоемов» 2класс

Автор: Сиразова Ильсия Дамировна

Дата: 31.07.2020

Номер свидетельства: 555249

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока на тему "Экология""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt_uroka_na_tiemu_ekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "455733"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518084782"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства