kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру «Обитатели пресных водоемов» 2класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру "Обитатели пресных водоёмов" 2 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру «Обитатели пресных водоемов» 2класс»

Тема: «Обитатели пресных водоемов»

( 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с естественными водоемами, многообразием представителей животного мира пресного водоема и возможностью их совместного обитания; содействовать раскрытию взаимосвязи обитателей водоема;

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знакомство с разнообразием обитателей пресного водоема, особенностями приспособления животных к условиям жизни в этих водоёмах.

  • Самостоятельное и осознанное добывание информации по теме урока.

  • Развитие воображения, наблюдательности, любознательности, логического и образного мышления, расширение кругозора и словарного запаса.

Метапредметные:

  • Регулятивные: выполнение задания в соответствии с поставленной целью, соотнесение старой и новой информации, присвоение нового знания.

  • Познавательные: формирование информационной, познавательной и рефлексивной компетенций через работу с информационным текстом.

  • Коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению. Создание условий для самореализации учащихся через мини-исследования в группах.

Личностные:

  • проявление навыков сотрудничества, уважительного отношения к мнению других, формирование собственного мнения и умения находить выходы из спорных ситуаций; осознание своей значимости в решении экологических проблем.

Оборудование: презентация к уроку, информационные тексты (на каждого учащегося), задания для групп, фотографии и иллюстрации животных рек и озер.





Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат (УУД)

I.Организационный

момент

«Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Ученики слушают.






Ответы учащихся.

Л: воспринимать речь учителя,

выражать положительное

отношение к процессу

познания

К: аргументировать свои суждения

II.Актуализация

знаний

- Ребята, что изображено на слайде? (Слайд 1)

- Что такое водоем?

- Какие водоемы бывают?



- Какие пресные водоемы вы знаете?

-А какие водоемы есть у нас? (Слайд 2)

-Какая из них самая большая?

- Правильно.

-Что вы знаете об этой реке?

 





Водоём



Искусственные и естественные

Пресные и соленые


Реки, озёра, моря, ручьи, океаны

-Пруды, река Казанка, река Волга

-Волга

-Это пресный водоем. Вода в нем чистая, много разных растений, животных.


П: классифицировать водоемы,

различать виды водоемов

К: умение выражать свои

мысли

Р: выполнять учебное действие,

контролировать свои действия

III.Формулирование

темы урока


Читает загадку

1) Вильнет хвостом туда-сюда

И нет ее, и нет следа. (Рыба)

- Где живут рыбы?


- Ребята, о ком же мы будем говорить сегодня на уроке?

Правильно.

– Давайте сформулируем тему нашего урока (Слайд4)







Отгадывают загадку.

В воде или около воды.

В реке



Обитатели пресного водоёма.



Тема нашего урока: «Обитатели пресных водоемов»

П: выделять существенные

признаки предметов, обобщают

знания

Л: проявлять уважение к одноклассникам





Р: определять и формулировать

цель деятельности на уроке

К: выражать свои мысли

IV. Изучение нового

материала

1. Мы сегодня отправимся в путешествие по реке, которая протекает в нашем городе. Это река…..

Богат и разнообразен животный мир нашей реки. Угадайте о ком идёт речь? (Загадки сопровождаются показом слайдов)

«У родителей и деток

вся одежда из монеток.»

Каких речных рыб вы знаете?

«На дне, где тихо и темно,

лежит усатое бревно.»

«Он колючий, но не еж,

А речная рыба …»

«Хвостом виляет,

зубаста, а не лает.»

(Слайд 5)

.



- Спасибо, ребята. Рассмотрим строение тела рыбы. Слайд (Слайды 6-9)

Что скажете еще о рыбе?





















-Ребята, чем рыбы отличаются от животных?


1.Самостоятельная работа

(проводить тест)

1.Тело у большинства рыб покрыто:

- перьями -чешуей - шерстью

2. Скелет- это:

- основа тела - орган движения - житель водоемов

3. Плавники- это:

- основа тела - орган движения - житель водоемов

4. Место обитания рыб.

- водоем - поле - лес

5. С помощью жабр рыба:

- двигается - питается - получает из воды кислород

6. Жабры наполнены:

- водой - кислородом - кровью

7. Житель водоемов со стоячей водой- это:

- карась - щука -уклейка

8. Рыба- хищник- это:

- карась -щука -сом

9. У этого насекомого огромные глаза, личинки живут в воде:

- мошка - комар - стрекоза

10. «Строителями» называют:

- выдр - ондатр - бобров

Тест проверим по шаблону

Самооценка ребенка

Оцениваем своих работ


ФИЗМИНУТКА (Слайд 9)

Мы немного отдохнём

И разминку проведём.

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже

Солнце жжёт.

Побежали скорее в реку.

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс.


Волга








Рыбы


Сом, карп, карась, щука….





Сом



Ёрж




Щука

Щука – хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями.


Тело большинства рыб покрыто чешуей. Она защищает тело рыбы.

Плавники, которые располагаются по бокам, сверху, и снизу – органы движения. С их помощью может плавать и менять направление движения. Важным органом являются жабры. Они находятся под жаберной крышкой. С их помощью рыба получает из воды кислород, которым дышит.

Рыба имеет различные органы чувств, которые помогают ей видеть, чувствовать запах и вкус. У некоторых рыб есть специальные усики, которые помогают находить пищу на дне.

-Рыбы живут под водой. Они дышат с помощью жабр.

Выполнение тестов




.



П: извлекать из текста

необходимую информацию,

анализировать и синтезировать

материал, составлять модели(схемы)


Р: планировать учебное действие, удерживать цель

до получения результата,

оценивать весомость

приводимых суждений

Л: применять навыки

делового сотрудничества; развитие

эмоционально-нравственной

отзывчивости

К: аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли

Р: работать по плану,

инструкции

Р: сравнивать результаты своей

работы с образцом, адекватно

оценивать свою деятельность

V. Включение в систему знаний и повторение

Работа в группах.

Задание: Работайте по плану с.90-91 учебника, прочитайте текст на с. 92-93.

Исследуйте и докажите: «Рыбы - это животные, которые приспособлены к жизни в воде».

1. Форма тела рыбы: ________________________________________________

2. Части тела рыбы: _________________________________________________________

3. Цвет тела рыбы: ________________________________________________

4. Чем покрыто тело рыбы: _______________________________________________

5. Как двигается, что помогает двигаться в воде: _______________________________________________

6. Зачем рыбе жабры:


3. Карточка для работы в парах

- Работа в парах.

Задание: Все ли правильно обозначено на рисунке?

Заполните схему:




Самооценка -самопроверка

.1. Работа по учебнику.

- Стрекоза – это рыба? А кто? (Слайд 14)

- Что узнали о стрекозе?

- У личинки стрекозы есть очень длинная губа с крючками на конце. Губа складывается. И пока личинка подкарауливает добычу, губу не видно. А когда добыча оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину – словно выстреливает ею – и хватает головастика или насекомое.


2. Дополнительные сообщения детей о некоторых обитателях водоема.

- А сейчас послушаем сообщения о других обитателях водоема. (Слайды 15, 16, 17)







































Нет. Это насекомое.











Сообщения:

Клоп-водомерка

Беззубка

Прудовик






Выступления групп.




П: выделять необходимые

знания для решения задачи,

проводить анализ учебного

материала

Р: оценивать весомость

суждений


П: извлекать из текста

необходимую информацию,

анализировать и синтезировать

материал, составлять модели

(схемы)

Р: планировать учебное действие, удерживать цель

до получения результата,

оценивать весомость

приводимых суждений

Л: применять навыки

делового сотрудничества

(считаться с мнением другого, проявлять терпение и

доброжелательность).












Л: применять навыки

делового сотрудничества

(считаться с мнением другого, проявлять терпение и

доброжелательность); развитие

эмоционально-нравственной

отзывчивости

К: аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли


VI. Итог урока

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?



Ответы учащихся.

- Сегодня на уроке мы говорили о разнообразии обитателей водоема. Все они тесно связаны между собой и приспособлены к условиям жизни в водоеме.


П: обобщать знания

К: выражать свои мысли

в соответствии с нормами

речевого высказывания

VII. Рефлексия

учебной деятельности

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

- Если на уроке у вас всё

получилось, то выберите желтую рыбку.

-Если у вас возникали

затруднения, то выберите зеленую рыбку.

-Если вы считаете,

что вам надо ещё

потрудиться, не всё было

удачно, то выберите красную рыбку.

Дети выбирают рыбки и заселяют водоем на доске.

Л: самооценка на основе

критериев успешности

Р: осуществлять итоговый

контроль деятельности

VIII. Домашнее задание

-Прочить статью учебника (ч.2, с.90-95). Подготовить рассказ о каком-нибудь обитателе водоема. Подобрать к рассказу иллюстрации.

Творческое задание по желанию – подобрать загадки, пословицы, составить кроссворд об обитателях водоемов.



Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Л: слушать учителя, выражать

положительное отношение к

процессу познания























Работа в группах.

Задание: Работайте по плану с.90-91 учебника, прочитайте текст на с. 92-93.

Исследуйте и докажите: «Рыбы - это животные, которые приспособлены к жизни в воде».

1. Форма тела рыбы: _____________________________________________________________________________________

2. Части тела рыбы: ______________________________________________________________________________________

3. Цвет тела рыбы: _______________________________________________________________________________________

4. Чем покрыто тело рыбы: _______________________________________________________________________________

5. Как двигается, что помогает двигаться в воде: ______________________________________________________________





















Работа в парах.

З адание: Все ли правильно обозначено на рисунке?

Заполните схему:


















Клоп-водомерка

   Водомерки – хищники (картинка). Еды им надо много. Вот и бегают они весь день в поисках пищи. Они охотятся на комаров и другую мелкую живность. Водомерки «обуты» в особые башмачки. Не настоящие, конечно. Просто на концах ног у них есть густые волоски, смазанные жиром. Поэтому и не проваливаются ноги в воду. Зимуют на суше, забираясь под кору деревьев, под камни, мох.

Беззубка

    Беззубка- это ракушка (картинка), у которой головы нет, а есть нога, похожая на толстый клин. Высунет беззубка ногу, воткнёт её в песок, ракушка дрогнет, потом сдвинется с места. Переместится беззубка на 2-3 см., отдохнет и снова в путь, Она тихоход: за 1 час может проползти 30-40 см. Питаются эти моллюски очень интересно. Через одну трубочку беззубка втягивает воду, а через другую – выбрасывает. При этом и дышит, и ест. Ведь в каждой капле воды полно крошечных животных и растений. Их называют живыми «фильтрами», которые делают воду прозрачной. За сутки беззубка очищает 40-50 литров воды.

Прудовик

    Водяные улитки - прудовики - имеют раковины вроде витой башенки (картинка). Передвигается улитка на одной ноге с очень широкой подошвой. На подошве ноги выделяется слизь, так что поверхность, по которой ползёт улитка, становится скользкой. И улитка по ней будто на салазках катится. Прудовики питаются мельчайшими водорослями, крошечными животными, отмершими растениями.

Стрекоза

   Стрекозы и их личинки – хищники (картинка). Стрекозы охотятся в воздухе – на лету хватают насекомых. Личинки живут в воде, здесь же и еду себе добывают. Но не гоняются за добычей, а подкарауливают ее. У личинки стрекозы есть очень длинная губа с крючками на конце. Губа складывается. И пока личинка подкарауливает добычу, губу не видно. А когда добыча оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину – словно выстреливает ею – и хватает головастика или насекомое


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру «Обитатели пресных водоемов» 2класс

Автор: Сиразова Ильсия Дамировна

Дата: 31.07.2020

Номер свидетельства: 555249

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока на тему "Экология""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt_uroka_na_tiemu_ekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "455733"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518084782"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства