II.Актуализация знаний | - Ребята, что изображено на слайде? (Слайд 1) - Что такое водоем? - Какие водоемы бывают? - Какие пресные водоемы вы знаете? -А какие водоемы есть у нас? (Слайд 2) -Какая из них самая большая? - Правильно. -Что вы знаете об этой реке? | Водоём Искусственные и естественные Пресные и соленые Реки, озёра, моря, ручьи, океаны -Пруды, река Казанка, река Волга -Волга -Это пресный водоем. Вода в нем чистая, много разных растений, животных. | П: классифицировать водоемы, различать виды водоемов К: умение выражать свои мысли Р: выполнять учебное действие, контролировать свои действия |
III.Формулирование темы урока | Читает загадку 1) Вильнет хвостом туда-сюда И нет ее, и нет следа. (Рыба) - Где живут рыбы? - Ребята, о ком же мы будем говорить сегодня на уроке? Правильно. – Давайте сформулируем тему нашего урока (Слайд4) | Отгадывают загадку. В воде или около воды. В реке Обитатели пресного водоёма. Тема нашего урока: «Обитатели пресных водоемов» | П: выделять существенные признаки предметов, обобщают знания Л: проявлять уважение к одноклассникам Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке К: выражать свои мысли |
IV. Изучение нового материала | 1. Мы сегодня отправимся в путешествие по реке, которая протекает в нашем городе. Это река….. Богат и разнообразен животный мир нашей реки. Угадайте о ком идёт речь? (Загадки сопровождаются показом слайдов) «У родителей и деток вся одежда из монеток.» Каких речных рыб вы знаете? «На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.» «Он колючий, но не еж, А речная рыба …» «Хвостом виляет, зубаста, а не лает.» (Слайд 5) . - Спасибо, ребята. Рассмотрим строение тела рыбы. Слайд (Слайды 6-9) Что скажете еще о рыбе? -Ребята, чем рыбы отличаются от животных? 1.Самостоятельная работа (проводить тест) 1.Тело у большинства рыб покрыто: - перьями -чешуей - шерстью 2. Скелет- это: - основа тела - орган движения - житель водоемов 3. Плавники- это: - основа тела - орган движения - житель водоемов 4. Место обитания рыб. - водоем - поле - лес 5. С помощью жабр рыба: - двигается - питается - получает из воды кислород 6. Жабры наполнены: - водой - кислородом - кровью 7. Житель водоемов со стоячей водой- это: - карась - щука -уклейка 8. Рыба- хищник- это: - карась -щука -сом 9. У этого насекомого огромные глаза, личинки живут в воде: - мошка - комар - стрекоза 10. «Строителями» называют: - выдр - ондатр - бобров Тест проверим по шаблону Самооценка ребенка Оцениваем своих работ ФИЗМИНУТКА (Слайд 9) Мы немного отдохнём И разминку проведём. Руки в стороны, вперёд. Мы на пляже Солнце жжёт. Побежали скорее в реку. Окунёмся, поплывём. Ах, какая благодать! Но и меру надо знать. Побежим скорее в класс. | Волга Рыбы Сом, карп, карась, щука…. Сом Ёрж Щука Щука – хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. Тело большинства рыб покрыто чешуей. Она защищает тело рыбы. Плавники, которые располагаются по бокам, сверху, и снизу – органы движения. С их помощью может плавать и менять направление движения. Важным органом являются жабры. Они находятся под жаберной крышкой. С их помощью рыба получает из воды кислород, которым дышит. Рыба имеет различные органы чувств, которые помогают ей видеть, чувствовать запах и вкус. У некоторых рыб есть специальные усики, которые помогают находить пищу на дне. -Рыбы живут под водой. Они дышат с помощью жабр. Выполнение тестов . | П: извлекать из текста необходимую информацию, анализировать и синтезировать материал, составлять модели(схемы) Р: планировать учебное действие, удерживать цель до получения результата, оценивать весомость приводимых суждений Л: применять навыки делового сотрудничества; развитие эмоционально-нравственной отзывчивости К: аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли Р: работать по плану, инструкции Р: сравнивать результаты своей работы с образцом, адекватно оценивать свою деятельность |
V. Включение в систему знаний и повторение | Работа в группах. Задание: Работайте по плану с.90-91 учебника, прочитайте текст на с. 92-93. Исследуйте и докажите: «Рыбы - это животные, которые приспособлены к жизни в воде». 1. Форма тела рыбы: ________________________________________________ 2. Части тела рыбы: _________________________________________________________ 3. Цвет тела рыбы: ________________________________________________ 4. Чем покрыто тело рыбы: _______________________________________________ 5. Как двигается, что помогает двигаться в воде: _______________________________________________ 6. Зачем рыбе жабры: 3. Карточка для работы в парах - Работа в парах. Задание: Все ли правильно обозначено на рисунке? Заполните схему: Самооценка -самопроверка .1. Работа по учебнику. - Стрекоза – это рыба? А кто? (Слайд 14) - Что узнали о стрекозе? - У личинки стрекозы есть очень длинная губа с крючками на конце. Губа складывается. И пока личинка подкарауливает добычу, губу не видно. А когда добыча оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину – словно выстреливает ею – и хватает головастика или насекомое. 2. Дополнительные сообщения детей о некоторых обитателях водоема. - А сейчас послушаем сообщения о других обитателях водоема. (Слайды 15, 16, 17) | Нет. Это насекомое. Сообщения: Клоп-водомерка Беззубка Прудовик Выступления групп. | П: выделять необходимые знания для решения задачи, проводить анализ учебного материала Р: оценивать весомость суждений |
П: извлекать из текста необходимую информацию, анализировать и синтезировать материал, составлять модели (схемы) Р: планировать учебное действие, удерживать цель до получения результата, оценивать весомость приводимых суждений Л: применять навыки делового сотрудничества (считаться с мнением другого, проявлять терпение и доброжелательность). Л: применять навыки делового сотрудничества (считаться с мнением другого, проявлять терпение и доброжелательность); развитие эмоционально-нравственной отзывчивости К: аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли |
VII. Рефлексия учебной деятельности | - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. - Если на уроке у вас всё получилось, то выберите желтую рыбку. -Если у вас возникали затруднения, то выберите зеленую рыбку. -Если вы считаете, что вам надо ещё потрудиться, не всё было удачно, то выберите красную рыбку. | Дети выбирают рыбки и заселяют водоем на доске. | Л: самооценка на основе критериев успешности Р: осуществлять итоговый контроль деятельности |
VIII. Домашнее задание | -Прочить статью учебника (ч.2, с.90-95). Подготовить рассказ о каком-нибудь обитателе водоема. Подобрать к рассказу иллюстрации. Творческое задание по желанию – подобрать загадки, пословицы, составить кроссворд об обитателях водоемов. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Л: слушать учителя, выражать положительное отношение к процессу познания |