I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Задача: подготовка учащихся к работе | Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой и установка на продуктивную учебную деятельность. -Добрый день, ребята, меня зовут Татьяна Вадимовна, и сегодня я проведу у вас урок. Но я буду в роли Даши Путешественницы. Герои мультфильма: Башмачок, Рюкзак, Волшебная Карта помогут нам свершить увлекательное путешествие по стране «Математика». Талисманом удачи предлагаю выбрать известные строки великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Прочитайте, что написано на слайде. -Кто сможет прочитать? (читает один обучающийся вслух) -О каких открытиях говорит поэт? -Посмотрите, пожалуйста, на свои рабочие места, готовы ли мы к путешествию? Ручка, простой карандаш, линейка, тетрадь, поднимите руки, у кого все готово. -С собой в путешествие мы, конечно же, возьмем наши знания. Именно они помогут нам преодолеть препятствия, сделать новые открытия. -Положите перед собой листочки. Сядьте прямо и прочитайте сегодняшнюю дату. -Запишите аккуратным почерком в тетради дату и слова «Классная работа». -Пока вы пишите, хочу открыть вам тайну, оказывается, в 1949 году 2 марта впервые в мире было совершено беспосадочное путешествие вокруг земного шара! -Положите открытые тетради (листочки) на край парты. -Как вы думаете, каким математическим термином можно назвать словосочетание «беспосадочный перелет», с каким действием оно связано? (С каким процессом?) -Где мы встречались с движением в математике? (В задачах на движение). -Знания, полученные ранее о решении задач пригодятся нам сегодня в нашем увлекательном путешествии по стране Математика. | (Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку) (Слушают учителя) -«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» -О знаниях (дети глазами проверяют наличие данных предметов на своем рабочем месте) -Второе марта. -Беспосадочный перелет можно обозначить словом «движение». - Мы встречались с этим словом при решении задач. -Задачи на движение. |
II. Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Задача: создание ситуации противоречия | - Жулик и Башмачок, совсем забыли об основных величинах в задачах на движение, напомним им. Возьмите в руки карту путешественника,(демонстрация) положите их на стол перед собой и найдите первое задание. Перед вами кроссворд. Прочитайте определение слова по вертикали под цифрой один. -Что это за величина? -Молодцы, ребята, давайте впишем это слово в наши кроссворды. -Прочитаем второе определение слова по вертикали. -Запишем это слово. - Но посмотрите на слово «одновременное», корень какого слова там спрятался? Давайте обведем его карандашиком. -Ну и наконец, прочитаем определение третьего слова, прочитай, пожалуйста. -Как же вы думаете? -Давайте впишем это слово. -Ребята, мы заполнили все клеточки. Назовем еще раз величины, которые нам встретились. -Вспомним взаимосвязь между этими величинами. -Что мы можем найти, зная скорость и время? -Зная расстояние и скорость, что мы можем найти? -Зная расстояние и время, что мы можем найти? -Ребята, опустите глаза вниз, на следующее задание, Рюкзак просит нас о помощи. Прочитайте задание. - Возьмите в руки карандаши и установите соответствия. -Ребята, назовите самый медленный объект. С какой скоростью он движется. -Кто быстрее черепахи? Кто самый быстрый? -А что движется медленнее ракеты, но тоже очень быстро? -С какой скоростью он движется? -Сравним скорость велосипедиста и пешехода? Кто движется быстрее? С какой скоростью? -С какой скоростью движется пешеход? Ключ: Черепаха | Пешеход | Самолет | Ракета | Велосипедист | 0,37км/ч | 5км/ч | 500км/ч | 4км/с | 15 км/ч | -Молодцы, ребята! -Следующее задание для нас подготовила Волшебная Карта! -Посмотрите, здесь представлены две схемы: -Ребята, сравните эти схемы, в чем их сходство и отличие? В каком направлении объекты двигаются? Как объекты двигаются: одновременно или в разное время начинают движение? -Как мы можем назвать эти виды движений? -Так вот сегодня мы узнаем, как называются такие виды движения. | (Работают с кроссвордом) (Один обучающийся читает определение первого слова по вертикали) - 1) Расстояние, которое Башмачок проходит в единицу времени. -Скорость. (вписывают слово) -Как назвать движение, которое начинается в одно и то же время? -Одновременное. 2 | | | | | | | о | | | | | 1 | | | | | д | | | | | с | | | | | н | | | | | к | | | | | о | | | | | о | | | | | в | | | | | р | | | | | р | | | | | о | | | | | е | | | | | с | | | | | м | | | | | т | | | | | е | | | | | ь | | | | | н | | | | | | | | | | н | | | | | | | | | | о | | | | | | | | | | е | | | -Корень слова время. Корень – врем. (Дети обводят корень слова карандашом). -Как по-другому назвать путь? -Это расстояние. 2 | | | | | | | о | | | 3 | | 1 | | | | | д | | | р | а | с | с | т | о | я | н | и | е | | | к | | | | | о | | | | | о | | | | | в | | | | | р | | | | | р | | | | | о | | | | | е | | | | | с | | | | | м | | | | | т | | | | | е | | | | | ь | | | | | н | | | | | | | | | | н | | | | | | | | | | о | | | | | | | | | | е | | | -Скорость, время, расстояние. -Зная скорость и время, мы можем найти расстояние. -Зная расстояние и скорость, мы можем найти время. -Зная расстояние и время, мы можем найти скорость. -2. Установите соответствие между примерной скоростью и объектом движения. Черепаха | Пешеход | Самолет | Ракета | Велосипедист | 4км/с | 15 км/ч | 0,37км/ч | 5км/ч | 500км/ч | -Черепаха. Черепаха движется со скоростью 4 мк/ч. -Пешеход, самолет, ракета, велосипедист. -Ракета, она движется со скоростью 4км/с. -Самолет -Со скоростью 500км/ч -Велосипедист быстрее, он движется со скоростью 15 км/ч. -Со скоростью 5км/ч. -Сходство: движение одновременное. -Различия: объекты могут двигаться навстречу друг другу и в противоположных направлениях. -В первом случае пешеход и велосипедист движутся навстречу друг другу, во втором случае они движутся в разные стороны. - Одновременное противоположное движение и одновременное встречное движение. (затруднение в деятельности) (Ответы обучающихся) |
VI. Совместное открытие новых знаний (построение и реализация проекта выхода из затруднения). Задача: решение проблемы | -Ну что, ребята, мы отдохнули, а теперь пора отправляться в путь за новыми знаниями, впереди нас ждут открытия. -Читаем следующее задание, которое приготовил нам Башмачок. -О чем говориться в задаче? В каком направлении двигаются пешеходы? Что мы знаем про первого пешехода? А про второго? -Что нам нужно узнать? -Соотнесите условие задачи со схемами, представленными выше на ваших листочках, какая из них соответствует условию данной задачи? Почему вы так считаете? -Давайте поисследуем, что происходит с расстоянием. -Сколько километров первый пешеход прошел за первый час? Отметим карандашиком на схеме. -А сколько за это время прошел второй пешеход? -Что происходит с расстоянием? -Отметим, сколько километров прошел первый пешеход за второй час? А за два часа вместе? А сколько они прошли вместе? -А второй? -Ну а за три часа, сколько прошел первый пешеход? -А второй? -Ребятки, а что происходит с расстоянием? -Как узнать нам, сколько всего километров они прошли? -На каком расстоянии находятся поселки друг от друга? -Верно, мы с вами решили эту задачку устно теперь проговорим: -Первое действие, что мы узнавали? -Второе действие, что мы нашли? -Что узнали в третьем действии? -Молодцы, теперь давайте прочитаем про себя задачу № 125 в учебнике на странице 33. -Сравним эти задачи, чем они похожи, чем отличаются? Какая схема подойдет для этой задачи из тех, которые есть у вас на листочках? -Что нам известно в условии данной задачи? -Что нам нужно найти? -Давайте посмотрим, что здесь происходит с расстоянием? Отметим, сколько километров первый пешеход прошел за первый час? Отметим карандашиком на схеме. -А сколько за это время прошел второй пешеход? -Что происходит с расстоянием, посмотрите на схему? -Сколько километров первый и второй пешеходы прошли вместе? -Отметим, сколько километров прошел первый пешеход за второй час? А за два часа вместе? -А второй? -Ну а за три часа, сколько прошел первый пешеход? -А второй? -Ребятки, а что происходит с расстоянием? -Как же нам узнать, на каком расстоянии будут пешеходы друг от друга через 3 часа? -Оформим решения этой задачи. Положите тетрадочки перед собой, запишите, отступив одну клеточку вниз, «Задача № 125(1)». - (Имя), выходи, пожалуйста, к доске и реши задачу. Запишем первое действие. Все остальные ребятки, записывают решение в рабочие тетради и проверяют. Мы с вами не будем записывать пояснения, оформим только краткое обозначение в скобках. -Итак, как мы найдем расстояние, пройденное первым пешеходом за три часа? -Записывай, что получаем? -Ребята, все согласны? Хорошо, следующее действие, что мы теперь найдем? -Следующее действие. -Запишем ответ, сколько километров между двумя поселками? -Записываем краткий ответ: 27 километров. -Ребята, а какую мы цель сейчас реализовали? Что мы продолжали делать, что учились выполнять? -Как вы думаете, можно ли решить эту задачу короче? -Ребята, можем ли узнать общую скорость движения двух пешеходов? -А почему мы можем так сделать? | -Из поселка вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Скорость одного пешехода 5км/ч, скорость другого 4км/ч. До встречи пешеходы шли три часа. На каком расстоянии друг от друга находятся два поселка? -Пешеходы двигаются навстречу друг другу. -Скорость первого пешехода равна 5км/ч, скорость другого 4км/ч. -Расстояние на котором находятся два поселка друг от друга. -Подходит первая схема. -Потому что в условии говорится, пешеходы движутся навстречу друг другу. Берут в руки раздаточный материал и карандаши. Отмечают дугами на схеме. - 5 километров прошел первый пешеход за один час. - 4 километра прошел второй пешеход за 1 час. -Оно уменьшается. - 10 километров за два часа прошел первый пешеход. - Получаем 8 километров прошел второй пешеход за 2 час, а за два часа он прошел 8 км. - 15, километров прошел первый пешеход за три часа. - 12, километров прошел второй пешеход за три часа. -Оно уменьшается. -Нужно к 15 прибавить 12, получаем 27. -Поселки находятся на расстоянии 27 километров. -Скорость первого пешехода. -Скорость второго пешехода. -Расстояние между двумя поселками. Читают про себя: из посёлка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Скорость одного пешехода 5км/ч, скорость другого 4км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 часа? - Сходства: пешеходы движутся одновременно, скорости совпадают. -Различия: в первой задаче пешеходы движутся навстречу друг другу, а во второй они движутся в разных направлениях. К данной задаче подходит вторая схема, так как пешеходы движутся в разных направлениях. -Нам известна скорость движения пешеходов и время движения. -Нужно найти расстояние. - 5 километров прошел первый пешеход за один час. - 4 километра прошел второй пешеход за 1 час. -Оно увеличивается. -Вместе они прошли 9 км. - 10 километров за два часа прошел первый пешеход. - 8 километров прошел второй пешеход за 2 час. - 15, километров прошел первый пешеход за три часа. - 12, километров прошел второй пешеход за три часа. -Оно увеличивается. -Нужно к 15 прибавить 12, получаем 27. -Поселки находятся на расстоянии 27 километров. Кладут перед собой рабочие тетради, проверяют посадку, записывают слова «Задача № 125(1)». Один обучающийся выходит к доске, записывает решение задачи. -Нужно 5 умножить на три, получим 15. -5*3 = 15(км) -Найдем расстояние, которое прошел второй пешеход. -4*3 = 12(км) -Нужно к 15 прибавить 12. -15 + 12 = 27(км) -27 километров. -Мы продолжали решать задачи на встречное одновременное движение. Учились выполнять вычисления. Предлагают варианты. -Можем. -Потому что движение начитается одновременно. |
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Задача: первичное закрепление новых знаний и умений | -Для этого обобщим, как называются задачи, которые мы сейчас прорешали? -Что происходит с расстоянием, когда движение встречное? -А когда противоположное? -Ребята, вы большие молодцы, теперь наши неказистые путешественники Жулик и Башмачок, знают, как нужно решать такие непростые задачи. -Ребята, теперь я предлагаю вам продолжить путешествие по страницам учебника, и решить задачу под цифрой 2 более коротким способом. -Женя, прочитай, пожалуйста, задачу вслух. -Ребята, на какое движение эта задача? -Молодцы, а как нам найти время? -Можем ли мы найти общую скорость движения пешеходов? Как нам это сделать? -Через сколько часов расстояние между пешеходами будет равно 27 километрам? -Молодцы, теперь запишем решение этой задании новым способом. -Запишите в своих тетрадях «Задача № 125 (2)». -(Имя), выходи, пожалуйста, к доске и запиши решение данной задачи. -Какое будет первое действие? -Что мы нашли? -Какое будет второе действие? -Что мы узнали? -Проговорим полный ответ, а запишем его кратко. -Молодцы, прочитаем про себя задачу под цифрой 3. - Сравните 2 и 3 задачу, что общего вы можете выделить? - Что нам нужно найти? -Как вы думаете, можем ли мы сразу её найти? -А какую скорость тогда, мы можем найти из данного условия (вспомните решение прошлой задачи, оно будет для вас подсказкой) - Давайте запишем решение этой задачи. (Имя), выходи к доске, пожалуйста. -Какое будет первое действие? -Что мы нашли. -Теперь мы можем узнать скорость второго пешехода? -Молодцы ребята, давайте проговорим ответ. | -Задачи на одновременное встречное и противоположное движение. -Расстояние уменьшается. -Увеличивается. (Читают текст задач под номерами 2) -Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Скорость одного пешехода 5км/ч, скорость другого 4км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 27 км? -На одновременное противоположное движение. -Нужно расстояние разделить на скорость. -Да, можем. Нужно сложить скорости движения двух пешеходов. Скорость равна 9 км/ч. -Нужно расстояние разделить на скорость. -27 разделить на 9 равно 3. Через 3 часа. -5+4= 9 (км/ч) -Общую скорость движения двух пешеходов. -27:9=3 (ч) -Мы узнали, сколько часов они пройдут 27 километров. -Через 3 часа расстояние между пешеходами будет 27 километров. -Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Через 3 ч расстояние между ними было 27 км. Первый пешеход шел со скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел второй пешеход? -В этой задаче тоже одновременное противоположное движение, одинаковое расстояние, которое прошли пешеходы, одинакова скорость первого. -Скорость второго пешехода. -Мы можем найти общую скорость движения пешеходов. А потом найти и скорость второго пешехода. -Нужно расстояние разделить на время. -Мы разделим 27 на три, получим 9 км/ч. -Это общая скорость пешеходов. -Нужно из общей скорости вычесть известную скорость, то есть из 9 вычесть 5, получим 4, 4 км/ч скорость второго пешехода. -Скорость второго пешехода равна 4 км/ч. |
1VIII. Самостоятельная работа. Задача: закрепление новых знаний и умений | -Ребята, посмотрите, в нашей карте осталось всего одно задание! Что нам нужно сделать, давайте прочитаем. -Какие величины нам даны в этой задаче? -Какая величина должна быть неизвестной в вопросе? -Итак, какой вопрос мы можем составить к этой задаче? -Я попрошу составить и решить эту задачу в своих тетрадочках самостоятельно и составить к ней схему. -Кто решил, проверьте внимательно, на все ли вопросы задачи вы нашли ответ. Проверьте краткую запись и схему. -Теперь я прошу поменяться тетрадями с вашим соседом по парте и проверить, правильно ли он решил задачу и составил схему к ней. -Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. -Если все правильно поставьте карандашом плюсик. -Кто допустил ошибку, исправьте ее. -Поменяйтесь обратно. -Поднимите ручку те, у кого не было ошибок и все выполнено верно. -Молодцы! -Ребята, те, кто допустил ошибку, не расстраивайтесь, вы тоже большие молодцы, что заметили ее и исправили! В следующий раз у вас все обязательно получится! -Ребята, мы такие молодцы! Мы выполнили все задания наших друзей: Волшебного рюкзака и Карты! Мы молодцы, мы сделали это! | -Жулик и Башмачок договорились встретиться у Пещеры сокровищ через три часа, из своих домиков они выдвинулись одновременно навстречу друг другу. Жулик двигался со скоростью 7 км/ч, а Башмачок со скоростью – 5 км/ч. Составьте вопрос к условию задачи и решите ее. -Нам даны, время и скорость. -Нужно узнать расстояние. Предлагают варианты вопросов. (Примерный вопрос: на каком расстояние находится домик Жулика от домика Башмачка?) (Решают задачу каждый в своей тетради) (Выполняют взаимопроверку по эталону. Оценивают работу одноклассников) В зависимости от правильности решения поднимают руку. |
IX. Рефлексивно оценочные действия. Задача: обобщение и выводы по учебной проблеме | -Мы проделали огромную работу! -Давайте вспомним сами и напомним нашим путешественникам чем мы сегодня занимались? -А с какими видами задач мы сегодня работали? -Ребята, какая величина изменяется в таких задачах? -Молодцы, что вам показалось трудным при решении данных задач? -А про какое открытие вы сегодня узнали в начале урока? -Эта информация была для вас интересна? А мы с вами совершили сегодня новые открытия? -Ребята, наше путешествие подошло к концу, надеюсь, вам было интересно! Спасибо большое за такое увлекательное путешествие в страну математики! | -Мы решали задачи. -Задачи на одновременное встречное и одновременное противоположное движение. -Изменяется расстояние. Когда движение встречное оно уменьшается, а когда противоположное, расстояние увеличивается. (Ответы обучающихся) -Мы узнали, что 2 марта был совершен беспосадочный полет вокруг земного шара. -Да. Мы научились решать задачи на одновременное встречное и одновременное противоположное движение и сравнивать их. |