(По команде «Ночь!» учащиеся кладут голову на парту и закрывают глаза. Учитель диктует пример. По команде «День!» учащиеся поднимают голову и называют ответ.)
35 + 9 + 5 + 11 (60)
27 + 16 + 4 + 23 (70)
— Как эти примеры решить быстрее? (Нужно сгруппировать слагаемые так, чтобы в сумме двух из них получалось круглое число: 35 + 9 + 5 + 11 = (35 + 5)+ (9+ 11) = 40 + 20 = 60; 27+ 16 + 4 + 23 = (27 + 23) + (16 + 4)= 50 + 20 = 70.)
— Почему вы так решали ? Каким правилом пользовались? (От перестановки слагаемых сумма не меняется.)
— Как вы думаете, что мы будем повторять сегодня на уроке? (Письменные и устные приемы сложения и вычитания.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику № 1 (с. 5).
(Первый столбик — с комментированием и записью на доске, остальные — самостоятельно. Фронтальная проверка.)
№2 (с. 5).
(Коллективное выполнение с подробным объяснением и записью на доске.)
№ 3 (с. 5).
(Устное выполнение.)
— Прочитайте условие задачи.
— Что мы узнаем, выполнив вычисления в первом выражении? (Длину головы кита.)
— Что мы узнаем, выполнив вычисления во втором выражении? (Длину кита.)
№4 (с. 5).
(Самостоятельное выполнение. Тем, кто испытывает затруднения, учитель дает карточку-помощницу с программой решения.)
1) Сколько недель Ваня был у бабушки?
... + ... = ...
2) Сколько недель Ваня был в спортивном лагере и у бабушки? ... + ... = ...
(Один ученик записывает решение на откидной доске. Проверка. Самооценка.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
№6 (с. 5).
— Можем ли мы сразу поставить нужный знак? Почему? (Нет. Сравнивать можно только одинаковые единицы, поэтому ве-личины нужно выразить в одинаковых единицах измерения.)
— Что для этого нужно вспомнить? (Соотношение единиц длины.) (Учитель закрепляет на доске таблицу.)
10 мм = 1 см 10 см = 1 дм 100 см = 1 м
(Коллективное выполнение задания с комментированием.) №5 (с. 5).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске.) Решение: