– Сегодня на уроке мы познакомимся с загадками, песенками, потешками, небылицами. Узнаем, для чего их создают, научимся выразительно их читать.
V. Работа по теме урока
Знакомство с загадками.
- Один из этих жанров народного творчества заставляет проявить нас смекалку, сообразительность. Вы догадались, что речь идёт о загадке.
-Как бы вы объяснили, что такое загадка? (Это то, что загадывают и нужно разгадать)
Работа по учебнику.
- Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника.
Подготовка к чтению.
круг-ло-ли-ца
бе-ло-ли-ца
гля-ди-тся
ка-та-ет-ся
жжё-тся
с за-кры-ты-ми
у-са-тень-кий
мох-на-тень-кий
по-ло-са-тень-кой
Словарная работа
Портной – мастер, специалист по шитью одежды.
Дети читают загадки.
Прочитайте загадки про себя и разделите их на группы.
Выборочное чтение. Чтение загадок о крапиве.
Выводы.
- Для чего нужны загадки?
Знакомство с жанром «песенки».
Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.
- Ребята, что вы сейчас прослушали? Каждый из вас не раз слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. Мамы и бабушки пели колыбельные песни маленьким детям. Раньше с песнями обращались к солнцу, дождю, ветру.
Чтение песенки «Идет матушка-Весна» учителем.
- О чём эта песня?
- О каких весенних месяцах говорится в произведении?
Словарная работа
Терем- дом в виде башни в древней Руси.
Чтение песенки «Иди, весна» учителем.
Словарная работа
Ржаной колосок – колосья ржи.
Овсяной снопок – связка стеблей с колосьями овса.
- Чем похожи песенки?
В народе такие песенки раньше называли закличками, от слова кликать, звать. Почему? Что в них содержится?
- С какой интонацией нужно читать эту песенку?
Прочитайте самостоятельно песенку «Иди, весна».
Выразительное чтение песенки «Иди, весна»
3. Физкультминутка (музыкальная)
4. Знакомство с русскими народными потешками. – Рассмотрите иллюстрацию к потешке. – Как вы думаете, о ком пойдет речь в первой потешке?
Чтение потешки учителем и учеником.
-В какой форме написана потешка? Как называется разговор двух человек?
- Назовите персонажей.
Словарная работа
Мельница – в старом крестьянском быту: здание, оборудованное для размола зерна. Молотить – извлекать, выбивать зерна из колосьев.
Подготовка к чтению
Ки-сонь-ка – му-ры-сень-ка
на мель-ни-це
пря-ни-чки
Чтение по ролям. Работа в парах. – Прочтите потешку, обращая внимание на знаки препинания в конце предложений.
– Зачем сочиняют потешки? 5. Знакомство с небылицами.
– Прочтите название группы произведений на с. 46. – Что обозначает слово «небылица»? Подберите близкое по значению слово. (Это вымысел, выдумка) – Как вы думаете, для чего сочиняют небылицы? Для игры, потехи или поучения? (Укажите верный ответ.)
Чтение небылицы учителем.
Словарная работа
Давай дубасить - сильно бить.
Подготовка к чтению.
ду-ба-сить
вы-ско-чи-ла
Выразительное чтение небылицы. – О каких чудесах прочли?
6. Зарядка для глаз
Хоровое чтение (девочки-мальчики) – Переставьте в этих небылицах все слова так, чтобы было правильно по смыслу. Что получилось?
VI. Итог урока
- С какими жанрами устного народного творчества мы познакомились?
- Какой жанр понравился вам больше всего? Почему? - Для чего создают потешки, небылицы и веселые стихотворения? - Чему учились на уроке?
VII. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке с помощью рук (одна рука старался работать, две-активно работал)