kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению "Загадки, песенки. Русские народные потешки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка отображает работу  по изучению малых жанров устного народного творчества (загадки, песенки, потешки, небылицы) в 1 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Загадки, песенки. Русские народные потешки"»

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема урока : Загадки, песенки. Русские народные потешки.

Цели урока: познакомить детей с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками, небылицами.

Задачи урока:

  • учить детей отгадывать загадки;

  • показать напевность русских народных песен;

  • познакомить с произведениями устного народного творчества других стран;

  • учить различать жанры устного народного творчества;

  • упражнять в выразительном чтении небольших произведений;

  • развивать память, речь, мышление, воображение, умение анализировать произведение;

  • прививать интерес и любовь к произведениям народного творчества.


Оборудование: телевизор, запись русской народной песни, карточки, презентация.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Ход урока

I. Организационный момент.

- Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. От улыбки станет нам теплей. Поприветствуем гостей, поделимся хорошим настроением.


Всем-всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!


Пожелаем друг другу успеха и обязательно узнать что-то новое. 


ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Прочитайте (ШЕПОТОМ) стихотворение…


Чтоб умным человеком стать-

Учись читать, учись читать.

И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг!


-Как вы думаете, ребята, какую ценность представляют собой книги?

(Благодаря литературе мы узнаём много нового, интересного, можем прочитать о том, чего никогда не видели своими глазами.)

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

( Выразительно, правильно читать, работать с текстом, красиво говорить)


ІІІ. Актуализация знаний.

  1. Речевая разминка.

- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать и будем выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

- чистоговорка

Ва-ва-ва вот высокая трава

Вы-вы-вы даже выше головы

Ве-ве-ве васильки видны в траве

Ву-ву-ву васильков букет нарву

Ви-ви-ви только много их не рви!


- долгоговорка

Умный кролик сел за столик,

А потом в одно мгновенье

Написал стихотворенье, что … (тихо и громко)


- скороговорка

Еле-еле Елизар едет-едет на базар.


IV. Постановка целей и задач урока.


Расшифруйте название раздела, который мы с вами изучаем, прочитайте запись справа налево.


ОВТСЕЧРОВТ ЕОНДОРАН ЕОНТСУ (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО)


Работа в парах. Волшебник Дед Буквоед перепутал буквы в словах.

ЗАГАДКА ПЕСЕНКА ПОТЕШКА НЕБЫЛИЦА


ГАДКАЗА ПЕКАСЕН ПОКАТЕШ БЫНЕЦАЛИ

3 4 56 7 1 2 1 2 6 7 345 1 2 6 7 3 4 5 3 4 1 2 7 8 5 6


– Сегодня на уроке мы познакомимся с загадками, песенками, потешками, небылицами. Узнаем, для чего их создают, научимся выразительно их читать.


V. Работа по теме урока

  1. Знакомство с загадками.

- Один из этих жанров народного творчества заставляет проявить нас смекалку, сообразительность. Вы догадались, что речь идёт о загадке.

-Как бы вы объяснили, что такое загадка? (Это то, что загадывают и нужно разгадать)


Работа по учебнику.

- Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника.

Подготовка к чтению.

круг-ло-ли-ца

бе-ло-ли-ца

гля-ди-тся

ка-та-ет-ся

жжё-тся

с за-кры-ты-ми

у-са-тень-кий

мох-на-тень-кий

по-ло-са-тень-кой

Словарная работа

Портной – мастер, специалист по шитью одежды.


Дети читают загадки.


Прочитайте загадки про себя и разделите их на группы.

Выборочное чтение. Чтение загадок о крапиве.


Выводы.

- Для чего нужны загадки?


  1. Знакомство с жанром «песенки».

Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.


- Ребята, что вы сейчас прослушали? Каждый из вас не раз слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. Мамы и бабушки пели колыбельные песни маленьким детям. Раньше с песнями обращались к солнцу, дождю, ветру.


Чтение песенки «Идет матушка-Весна» учителем.

- О чём эта песня?

- О каких весенних месяцах говорится в произведении?


Словарная работа

Терем- дом в виде башни в древней Руси. 


Чтение песенки «Иди, весна» учителем.

Словарная работа

Ржаной колосок – колосья ржи.

Овсяной снопок – связка стеблей с колосьями овса.


- Чем похожи песенки?

В народе такие песенки раньше называли закличками, от слова кликать, звать. Почему? Что в них содержится?

- С какой интонацией нужно читать эту песенку?


Прочитайте самостоятельно песенку «Иди, весна».


Выразительное чтение песенки «Иди, весна»

3. Физкультминутка (музыкальная)

4. Знакомство с русскими народными потешками.
– Рассмотрите иллюстрацию к потешке.
– Как вы думаете, о ком пойдет речь в первой потешке?

Чтение потешки учителем и учеником.

-В какой форме написана потешка? Как называется разговор двух человек?

- Назовите персонажей.

Словарная работа

Мельница – в старом крестьянском быту: здание, оборудованное для размола зерна.
Молотить – извлекать, выбивать зерна из колосьев.

Подготовка к чтению

Ки-сонь-ка – му-ры-сень-ка

на мель-ни-це

пря-ни-чки

Чтение по ролям. Работа в парах.
– Прочтите потешку, обращая внимание на знаки препинания в конце предложений.

– Зачем сочиняют потешки?
5. Знакомство с небылицами.

– Прочтите название группы произведений на с. 46.
– Что обозначает слово «небылица»? Подберите близкое по значению слово. (Это вымысел, выдумка)
– Как вы думаете, для чего сочиняют небылицы? Для игры, потехи или поучения? (Укажите верный ответ.)

Чтение небылицы учителем.

Словарная работа

Давай дубасить - сильно бить.

Подготовка к чтению.

ду-ба-сить

вы-ско-чи-ла

Выразительное чтение небылицы.
– О каких чудесах прочли?

6. Зарядка для глаз

Хоровое чтение (девочки-мальчики)
– Переставьте в этих небылицах все слова так, чтобы было правильно по смыслу. Что получилось?

VI. Итог урока

- С какими жанрами устного народного творчества мы познакомились?

- Какой жанр понравился вам больше всего? Почему?
- Для чего создают потешки, небылицы и веселые стихотворения?
- Чему учились на уроке?


VII. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке с помощью рук (одна рука старался работать, две-активно работал)



Мы сегодня все читали.

Всё сумели! Всё смогли!

Мы сегодня МОЛОДЦЫ!





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока по литературному чтению "Загадки, песенки. Русские народные потешки"

Автор: Оноприенко Ирина Викторовна

Дата: 29.12.2019

Номер свидетельства: 533979

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока "Понятие о фольклоре" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-poniatiie-o-fol-klorie"
    ["file_id"] => string(6) "116918"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412655879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства