kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению по ТЕМЕ: Мухтар Ауэзов «Возвращение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) знакомство с биографией писателя, обеспечить усвоение содержания произведения, формирование навыков осознанного, правильного, выразительного чтения; умение анализировать и давать оценку прочитанному тексту; давать характеристику герою, учить уч-ся делать элементарный анализ художественного произведения;

2) развитие речи уч-ся, развитие у уч-ся устойчивого интереса к чтению; обогащение словарного запаса, внимание, память, умение анализировать, сравнивать.

3) содействовать привитию любви к Родине, родному селу, животному и растительному миру, красоте степи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению по ТЕМЕ: Мухтар Ауэзов «Возвращение»»

Конспект урока по литературному чтению

ТЕМА: Мухтар Ауэзов «Возвращение»


1.Создание положительного эмоционального настроя

Литература-прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих, это будет или рассказ,

Вы учите их – они учат вас!


Целеполагание:

-Чему учат нас уроки лит\чтения? (высказывать свое мнение к прочитанному; описывать героев произведений; давать характеристику героям; определять жанр произведений)

-Каким вы хотите видеть наш урок? (интересным, полезным)

-Ребята, какие цели вы поставите перед собой? (узнать что-то новое; научиться работать с текстом; отвечать на вопросы; определять тему и основную мысль произведения)

-Предлагаю разгадать ребус: Р1а (РОДИНА)

ФО «Да-Нет»


-Что для вас Родина? (ответы детей)

-Какие пословицы вы знаете о Родине?

ФО «Погладьте себя по голове те, кто знает хоть одну пословицу о Родине»


-Какие однокоренные слова можно подобрать к слову "Родина"? (родной, родненький, родимый, род, родовой, родня, народ, народный, родинка, родитель, рождение, родиться, родственный).


-Послушайте, что говорит о Родине казахский писатель М.Ауэзов: «Родина - это город, в котором родился, аул-где ты вырос, школа-где ты учился. Они нужны тебе, как воздух и вода».

ФО «Да-Нет». Кто согласен с этим высказыванием, дайте знать.


-Давайте познакомимся с творчеством этого известного писателя.

Слайд: М.Ауэзов- казахский писатель и ученый. Он рано остался без родителей и воспитывался в семье дяди. Его семья была в близком родстве с Абаем Кунанбаевым.

Слайд: М.Ауэзов написал роман «Путь Абая». Этот роман переведен на 30 языков народов мира.

Сегодня на уроке мы:

- познакомимся с рассказом, который называется «Возвращение». Это-отрывок из романа «Путь Абая», в котором речь идет о детстве Абая Кунанбаева;

-научимся определять, как меняется настроение героя в процессе развития сюжета;

-придумаем стихотворение, используя опорные слова.


Словарная работа:

-Во время чтения вам встретятся непонятные слова:

Слайд: Медресе, Урочище, Лощина, Сопка, Бабки, Нега.


-Откройте учебник на стр.20

-Отгадайте загадку, и вы узнаете, где происходили события в рассказе М.Ауэзова «Возвращение».

Загадка. Отгадка- степь.

-События происходят в степи.

-«Возвращение» - так называется рассказ, который мы сейчас прочитаем. Предположите по названию, о чем будет этот рассказ?

-Во время чтения постарайтесь определить сюжет рассказа и понять настроение главного героя. Читайте вместе со мной (пальчиком, глазками следите, читайте про себя)


Читаю 1 абзац

Вопросы:

1.Кто главный герой рассказа? (мальчик Абай)

2.Где ночевал мальчик с родственниками? НОЧЁВКА В КОРЫКЕ.

3.Какое было настроение у мальчика? (взволнованное; у него было огромное желание как можно быстрее оказаться в родном ауле)

4.Предположите, что произойдет дальше? (ответы)


-Продолжим чтение. Читаю 2 абзац

Вопросы:

-О чем тосковал в городе мальчик? Найдите и прочитайте из текста (по родному аулу, по проведенным дням в Есембае).

-Какое было настроение Абая? (не терпится поскорее встретиться с родными)

-Как вы думаете, трудно ли жить вдалеке от Родины?

Да: (почему?) нет родных и близких рядом.

Нет: (почему?) некогда скучать, учеба, новые друзья.

Работа в парах:

-Что нужно делать, чтобы меньше тосковать? Обсудите это в парах. (1 мин). Ответы детей.

ФО «Похвалите тех детей, чей ответ вам показался правильным»


-Продолжим чтение. Читаю 3 абзац

Вопросы:

1.Куда прибыли путники вечером? АУЛ КУНАНБАЯ.

2.Какое настроение было у мальчика? (радостное волнение)

3.Сбылось ли наше предположение?


Слайд: Давайте посмотрим на таблицу, как же менялось настроение героя в процессе развития сюжета:

Вот он спешит за 3 дня доехать до аула, уговаривает своих спутников выехать, едва занялась заря. Вот он подгоняет коня и несется впереди своих спутников. Ему даже не страшны разбойники, которые могут оказаться в Есембаевском овраге. Так сильнО его желание быть поскорее дома, в родном ауле. Любовь к родным местам придает мальчику силу и смелость. ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!!!


-Определите основную мысль этого произведения.

Основная мысль- безмерная, безграничная любовь к Родине.


-Давайте немного отдохнем в степи.


ФИЗМИНУТКА

А в степи растут цветы (разводят руками)

Небывалой красоты (руки к груди)

К солнцу тянутся цветы (встают на носочки)

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда (руки вверху, раскачивают плавно)

Только это-не беда.

Наклоняются цветочки, (наклоны)

Опускают лепесточки. (приседают)

А потом, опять встают (встают)

И по-прежнему, цветут. (руки на пояс)


-стр.21. Посмотрите на картину Николая ХлУдова «На жайляу». Что изображено на картине? (Зеленая степь. Посреди степи стоит юрта. Пасутся домашние животные: лошади, верблюды, овцы. Люди занимаются домашними делами: жители аула слушают акына, звуки певучей домбры).

- Найдите в тексте описание степного пейзажа (абзац № 2-3)

ФО «Да-Нет»


ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Мы гимнастику для глаз (закрыли ладошками глаза)

Выполняем каждый раз. (открыли)

Вправо-влево-кругом-вниз,

Повторить ты не ленись. (повторяем 3 строчку)

Укрепляем мышцы глАза (закрыли)

Видеть лучше будем сразу! (открыли)


Уч.стр.23 зад.7 Придумайте стихотворение о степи. Используйте опорные слова. (на доске: ШИРОКАЯ, ОНА ЗЕЛЁНЫМИ, БЕГУТ, ЛЕТАЮТ)


Запишем стихотворение в рабочую тетрадь (стр.18)

ФО «Щелкните пальчиком»


-Вспомните, о таком литературном приеме, как СРАВНЕНИЕ (сравниваем с чем -либо, употребляя слова: КАК, СЛОВНО, БУДТО) ПРИМЕР: (облака, как вата)

- Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы, например, способность мыслить и чувствовать, это….ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. ПРИМЕР: (домбра поет, родник бежит)

-Что такое ЭПИТЕТ-это слово или целое выражение, которое помогает последующему слову обрести красочность, выразительность. Часто отвечает на вопрос: Какой? Какая? Какое? Какие? ПРИМЕР: (Лютый мороз, золотая осень…)


Работа в группе

Предлагаю разбиться на 3 группы. Каждой группе будет дан отрывок из рассказа. Одной группе нужно будет найти в тексте и подчеркнуть цветным карандашом СРАВНЕНИЕ; второй группе-ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ; третьей-ЭПИТЕТЫ.

Защита.

ФО «Большой палец»


Итог: -С каким произведением мы сегодня познакомились? -Кто автор этого произведения?

-Чему мы научились на уроке? (научились определять настроение главного героя; определять основную мысль произведения)


Рефлексия «СТЕПЬ»:

Взгляните на картинку. Что она вам напоминает? (степь). В степи растут красивые цветы.

Зеленые -я все понял, мне было интересно;

Желтые – нужно еще немного постараться;

Красные – ничего не понял, было скучно.

Прикрепите свой тюльпанчик на картинку.


Спасибо за урок!
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению по ТЕМЕ: Мухтар Ауэзов «Возвращение»

Автор: Жук Светлана Николаевна

Дата: 26.05.2022

Номер свидетельства: 608133

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока литературного чтения на тему: Мухтар Ауэзов "Возвращение"."
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniianatiemumukhtarauezovvozvrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "272648"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452015959"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства