Конспект урока по литературному чтению по ТЕМЕ: Мухтар Ауэзов «Возвращение»
Конспект урока по литературному чтению по ТЕМЕ: Мухтар Ауэзов «Возвращение»
1) знакомство с биографией писателя, обеспечить усвоение содержания произведения, формирование навыков осознанного, правильного, выразительного чтения; умение анализировать и давать оценку прочитанному тексту; давать характеристику герою, учить уч-ся делать элементарный анализ художественного произведения;
2) развитие речи уч-ся, развитие у уч-ся устойчивого интереса к чтению; обогащение словарного запаса, внимание, память, умение анализировать, сравнивать.
3) содействовать привитию любви к Родине, родному селу, животному и растительному миру, красоте степи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению по ТЕМЕ: Мухтар Ауэзов «Возвращение»»
Конспект урока по литературному чтению
ТЕМА: Мухтар Ауэзов «Возвращение»
1.Создание положительного эмоционального настроя
Литература-прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих, это будет или рассказ,
Вы учите их – они учат вас!
Целеполагание:
-Чему учат нас уроки лит\чтения? (высказывать свое мнение к прочитанному; описывать героев произведений; давать характеристику героям; определять жанр произведений)
-Каким вы хотите видеть наш урок? (интересным, полезным)
-Ребята, какие цели вы поставите перед собой? (узнать что-то новое; научиться работать с текстом; отвечать на вопросы; определять тему и основную мысль произведения)
-Предлагаю разгадать ребус: Р1а (РОДИНА)
ФО «Да-Нет»
-Что для вас Родина? (ответы детей)
-Какие пословицы вы знаете о Родине?
ФО «Погладьте себя по голове те, кто знает хоть одну пословицу о Родине»
-Какие однокоренные слова можно подобрать к слову "Родина"? (родной, родненький, родимый, род, родовой, родня, народ, народный, родинка, родитель, рождение, родиться, родственный).
-Послушайте, что говорит о Родине казахский писатель М.Ауэзов: «Родина - это город, в котором родился, аул-где ты вырос, школа-где ты учился. Они нужны тебе, как воздух и вода».
ФО «Да-Нет». Кто согласен с этим высказыванием, дайте знать.
-Давайте познакомимся с творчеством этого известного писателя.
Слайд: М.Ауэзов- казахский писатель и ученый. Он рано остался без родителей и воспитывался в семье дяди. Его семья была в близком родстве с Абаем Кунанбаевым.
Слайд: М.Ауэзов написал роман «Путь Абая». Этот роман переведен на 30 языков народов мира.
Сегодня на уроке мы:
- познакомимся с рассказом, который называется «Возвращение». Это-отрывок из романа «Путь Абая», в котором речь идет о детстве Абая Кунанбаева;
-научимся определять, как меняется настроение героя в процессе развития сюжета;
-придумаем стихотворение, используя опорные слова.
-Отгадайте загадку, и вы узнаете, где происходили события в рассказе М.Ауэзова «Возвращение».
Загадка. Отгадка- степь.
-События происходят в степи.
-«Возвращение» - так называется рассказ, который мы сейчас прочитаем. Предположите по названию, о чем будет этот рассказ?
-Во время чтения постарайтесь определить сюжет рассказа и понять настроение главного героя. Читайте вместе со мной (пальчиком, глазками следите, читайте про себя)
Читаю 1 абзац
Вопросы:
1.Кто главный герой рассказа? (мальчик Абай)
2.Где ночевал мальчик с родственниками? НОЧЁВКА В КОРЫКЕ.
3.Какое было настроение у мальчика? (взволнованное; у него было огромное желание как можно быстрее оказаться в родном ауле)
4.Предположите, что произойдет дальше? (ответы)
-Продолжим чтение. Читаю 2 абзац
Вопросы:
-О чем тосковал в городе мальчик? Найдите и прочитайте из текста (по родному аулу, по проведенным дням в Есембае).
-Какое было настроение Абая? (не терпится поскорее встретиться с родными)
-Как вы думаете, трудно ли жить вдалеке от Родины?
Да: (почему?) нет родных и близких рядом.
Нет:(почему?) некогда скучать, учеба, новые друзья.
Работа в парах:
-Что нужно делать, чтобы меньше тосковать? Обсудите это в парах. (1 мин). Ответы детей.
ФО «Похвалите тех детей, чей ответ вам показался правильным»
-Продолжим чтение. Читаю 3 абзац
Вопросы:
1.Куда прибыли путники вечером? АУЛ КУНАНБАЯ.
2.Какое настроение было у мальчика? (радостное волнение)
3.Сбылось ли наше предположение?
Слайд: Давайте посмотрим на таблицу, как же менялось настроение героя в процессе развития сюжета:
Вот он спешит за 3 дня доехать до аула, уговаривает своих спутников выехать, едва занялась заря. Вот он подгоняет коня и несется впереди своих спутников. Ему даже не страшны разбойники, которые могут оказаться в Есембаевском овраге. Так сильнО его желание быть поскорее дома, в родном ауле. Любовь к родным местам придает мальчику силу и смелость. ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!!!
-Определите основную мысль этого произведения.
Основная мысль- безмерная, безграничная любовь к Родине.
-Давайте немного отдохнем в степи.
ФИЗМИНУТКА
А в степи растут цветы (разводят руками)
Небывалой красоты (руки к груди)
К солнцу тянутся цветы (встают на носочки)
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда (руки вверху, раскачивают плавно)
Только это-не беда.
Наклоняются цветочки, (наклоны)
Опускают лепесточки. (приседают)
А потом, опять встают (встают)
И по-прежнему, цветут. (руки на пояс)
-стр.21. Посмотрите на картину Николая ХлУдова «На жайляу». Что изображено на картине? (Зеленая степь. Посреди степи стоит юрта. Пасутся домашние животные: лошади, верблюды, овцы. Люди занимаются домашними делами: жители аула слушают акына, звуки певучей домбры).
- Найдите в тексте описание степного пейзажа (абзац № 2-3)
ФО «Да-Нет»
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Мы гимнастику для глаз (закрыли ладошками глаза)
Выполняем каждый раз. (открыли)
Вправо-влево-кругом-вниз,
Повторить ты не ленись. (повторяем 3 строчку)
Укрепляем мышцы глАза (закрыли)
Видеть лучше будем сразу! (открыли)
Уч.стр.23 зад.7 Придумайте стихотворение о степи. Используйте опорные слова. (на доске: ШИРОКАЯ, ОНА ЗЕЛЁНЫМИ, БЕГУТ, ЛЕТАЮТ)
Запишем стихотворение в рабочую тетрадь (стр.18)
ФО «Щелкните пальчиком»
-Вспомните, о таком литературном приеме, как СРАВНЕНИЕ (сравниваем с чем -либо, употребляя слова: КАК, СЛОВНО, БУДТО) ПРИМЕР: (облака, как вата)
- Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы, например, способность мыслить и чувствовать, это….ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. ПРИМЕР: (домбра поет, родник бежит)
-Что такое ЭПИТЕТ-это слово или целое выражение, которое помогает последующему слову обрести красочность, выразительность. Часто отвечает на вопрос: Какой? Какая? Какое? Какие? ПРИМЕР: (Лютый мороз, золотая осень…)
Работа в группе
Предлагаю разбиться на 3 группы. Каждой группе будет дан отрывок из рассказа. Одной группе нужно будет найти в тексте и подчеркнуть цветным карандашом СРАВНЕНИЕ; второй группе-ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ; третьей-ЭПИТЕТЫ.
Защита.
ФО «Большой палец»
Итог: -С каким произведением мы сегодня познакомились? -Кто автор этого произведения?
-Чему мы научились на уроке? (научились определять настроение главного героя; определять основную мысль произведения)
Рефлексия «СТЕПЬ»:
Взгляните на картинку. Что она вам напоминает? (степь). В степи растут красивые цветы.