Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению" Ландыш белый"»
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе
Тема. « Ландыш Белый».
Цели:
Познакомить детей с образом весенних цветов в литературно- этическом и лирических текстах. Учить видеть художественные образные средства текста. Анализировать текст.
Развивать память , мышление, технику выразительного чтения, логическое мышление.
Воспитывать уважение друг к другу, интерес к искусству слова.
Оборудование: Изображения цветов, карточки с напечатанными стихотворениями.
ХОД УРОКА
Организационный момент
- Прозвенел для нас звонок,
- Начинается урок.
II. Актуализация знаний учеников
– Ребята на прошлом уроке вы получили домашнее задание написать сочинение о цветке. – Давайте сейчас посмотрим , какие у вас получились сочинения. ( опрос 3 человек).
- На прошлом уроке вы говорили о цветках, а именно об одуванчиках.
III. Изучение нового материала
– А сегодня мы с вами будем говорить о таком скромном , и красивом цветке, как ландыш.
– ландыши в основном растут на дачах. Например, у меня, ландыш растет в углу у старых вишен. А именно в их тени. У них широкие , зеленые листья. Очень приятно на него смотреть. Ног нет никакого желания срывать этот удивительный цветок.
- А как вы думаете? Когда цветут ландыши?
- Верно, ландыши цветут ( в конце мая).
- А вот теперь , давайте и откроем страницу мая.
- Сейчас мы прочитаем легенду про ландыш. Но прежде чем начать слушать легенду, я вам расскажу предысторию о ландыше.
Многим народам известен ландыш. Он растет по всей Европе., кроме крайнего Севера. Есть много разновидностей ландыша- на Кавказе в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, в Северном Китае., в Северной Америке. С ландышем связано большое количество поэтических легенд, традиционных, народных обычаев.
Древние германцы посвятили ландыш богине зари- вестнице весны Остари. Юноши и девушки с ландышами в рукам плясали у костров, а с зарею бросали увядающие ландыши , как жертву, богине в огонь.
С Древних времен существовал праздник ландышей во Франции- первое майское воскресенье. Юноша приглашал свою избранницу на танец, дарил ей ландыш как признание в любви.
Есть легенда родившаяся на Русской Новгородской Земле. Очень красивая , поэтичная , окутанная светлой грустью . Связана она с именем Садко и девушки Волховы, царицы вод, рек и озер. Полюбила царевна удалого гусляра Садко, но Садко любит земную девушку Любаву.
Садко и Любава любили поля, луга, леса. И вот вышла на берег Волхова и заплакала. И там куда падали её слезы , вырастали – ландыши – память о нежной , верной девичьей любви.
- Что нового узнали?
-Кто является героем это легенды?
- Как вы думаете, почему листья начали называть . ландышами?
-Имя ландыш у всех народов поэтично. Оно говорит о весне , о мае о красивых душистых цветках.
- А как вы думаете , какое русское слово послужило названием русского ландыша.
- в настоящее время нет единого мнения.
- Некоторые думают , что ландыш пошел от название ладона или ланда – это благоухание.
-Еще одно мнение, что произошло от лань- ухо лани.
-Что нового узнали?
-Давайте теперь внимательно вслушаемся в стихотворение Фета. Как он говорит о Ландыше.
Чего больше в этом стихотворении ( подлежащих, сказуемых, прилагательных) Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен подарок
Воспламеняющей весны.
( А.Фет).
- Как представлен Ландыш в этом стихотворении?
- Теперь нам Саша расскажет еще одно стихотворение. Автор его Серов. И попробуем ответить на вопросы по стихотворению.
Родился ландыш в майский день, и
И лес его хранит
Мне кажется, его задень-
Он тихо зазвонит.
И этот звон услышат луг,
И птицы , и цветы.
Давай послушаем, а вдруг
Услышим, я и ты.?
( Серов)
- Из этого стихотворения мы видим, что это очень замечательный и красивый цветок. И именно этот цветок не оставил равнодушным известного композитора Чайковского, который раньше писал музыку, а увидев этот цветок он написал стихотворение о Ландыше.
- Вместе прослушаем стихотворение Чайковского.
О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы роскошной и пашней,
И ярче краски в них, и веселей узоры,-
Но прелести в них нет таинственней твоей- не знаю.
Но меня твое благоуханье,
Как винная струя, и греет и пьянит
А счастлив я , пока цветешь ты, ландыш скромный.
( П.И.Чайковский)
- эти стихотворения впоследствии были положены на музыку композитором, Аренским.
-Молодцы, ребята.
IV. Итог урока.
- А теперь вспомните, с каким цветком мы сегодня с вами познакомились?
- Каких поэтов написавших стихи про ландыш, вы сегодня узнали?
- А сейчас открываем тетради и записываем домашнее задание.
-Написать сочинение или сочинить , стихотворение про ландыш.
-Сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое сочинила девочка и вы по подобию его выполните домашнее задание.