kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстой «Прыжок» (3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Познакомить детей с рассказом Л. Н. Толстого «Прыжок»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.
  2. Развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; развивать устную речь учащихся, развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
  3. Воспитывать нормы морали и нравственности, воспитывать взаимоуважение, взаимовыручку, умение работать дружно.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, презентация, выставка детских книг Л.Н.Толстого.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстой «Прыжок» (3 класс)»

Конспект урока по литературному чтению

Л. Н. Толстой «Прыжок»

3-й класс

Учебник «Литературное чтение», автор В. Г. Горецкий

Цели:

  1. Познакомить детей с рассказом Л. Н. Толстого «Прыжок»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

  2. Развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; развивать устную речь учащихся, развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.

  3. Воспитывать нормы морали и нравственности, воспитывать взаимоуважение, взаимовыручку, умение работать дружно.


Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, презентация, выставка детских книг Л.Н.Толстого.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнём.

Урок чтения начнём.

II. Проверка домашнего задания.

- Какое произведение мы изучили на прошлом уроке?

- Кто автор?

Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Акула» по рядам.

- Чему учит это произведение?

III. Сообщение темы и целей урока. (СЛАЙД № 1)

Сегодня на уроке мы изучим рассказ, а что это за рассказ и кто его автор вы догадаетесь, посмотрев 1 слайд презентации.

- Это имена великих русских писателей.

- Кому из них принадлежат эти произведения? ( Л.Н. Толстому.)

- И не только эти, но и те, которые вы читали, читаете и будете читать, когда станете старше. (СЛАЙД № 2)

- Как вы думаете, чему сегодня мы будем учиться на уроке? (Знакомиться с новым произведением Л. Н. Толстого).

- Что вы хотите узнать сегодня на уроке и чему научиться?

Тема сегодняшнего урока: знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Прыжок».

IV. Работа по теме урока.

1. Подготовка к восприятию текста. Рассматривание иллюстрации и чтение сведений о парусном корабле.

Парусный корабль.

Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твёрдых пород дерева, мачты возвышались над палубой на 15 – 25 метров, т.е. имели высоту 5 – 8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лестниц. (СЛАЙД № 3).

2. Первичное чтение учителем.

- Ребята, сели все правильно и приготовились к прослушиванию рассказа. Во время чтения постарайтесь понять, о чем это произведение, и кто его главные герои.


3. Беседа после чтения.


- Понравился рассказ?

- Назовите главных героев рассказа?

- Где происходит событие?

- Какие чувства вы испытали?


4. Словарная работа. (СЛАЙД № 4)

Аршин - старая русская мера длины, равная 0.71 м.

Пушечное ядро – старинный орудийный снаряд в виде шара.

Каюта - отдельное помещение на судне (пассажирское, для членов экипажа - жилое).

V. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали.

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

VI. Вторичное чтение учениками «по цепочке» и анализ произведения.

- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? (Мы можем лучше понять настроение людей на палубе: они устали, им хочется развлечься, поэтому они обращают внимание на обезьянку).

- Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое? Найдите в тексте и зачитайте. (Ему 10 лет, он сын капитана. Его все знают на корабле, он не может подвести отца. Отвечая на выходку обезьяны, мальчик попал в неловкое положение. И старается выйти из него, не теряя достоинства).

- Как вы думаете, откуда на корабле была обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где – то в жарких странах её взяли).

- Как понять выражение «ещё больше расходилась»? (Ещё больше разбаловалась, разыгралась и т. д.)

- Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и быстро взобралась на мачту. А все стали смеяться.)

- Случайно ли это было или здесь сыграли роль, какие – то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по – своему? (СЛАЙД № 5)

- Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации? (Обезьяна – повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сын капитана, а над ним все смеялись).

- Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке? (Она - не главный герой, она лишь зачинщица конфликта. Главные герои – мальчик и люди на корабле).

- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться.)

- Как находчивость капитана спасла мальчика? Прочитайте. Что можно сказать о капитане? (Он сильный духом, решительный, умеющий сориентироваться, не растеряться в сложной, трагической для него ситуации).

- Как вы думаете, почему капитан заплакал? (он пережил слишком сильное потрясение. Он очень испугался за сына.)

- Когда вы переживали за мальчика? (Ответы детей)

- Какие эпизоды рассказа говорят о его смелости, а какие о самоуверенности, растерянности, обидчивости, самолюбии? (Дети обосновывают свои ответы, анализируя поведение мальчика, обезьяны, матросов).

- Можно ли было избежать этой ситуации? (Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации).

- Почему автор написал этот рассказ? (Л. Н. Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков, учиться управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций.)

VII. Работа в группах.

1 группа. Найти в тексте эпизоды, которые соответствуют данным иллюстрациям. (СЛАЙД № 6)

- Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

- Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шапку и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи.

- Вдруг в народе кто – то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

- В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек. Он увидел сыны на мачте и тотчас же прицелился в сына и закричал:

- В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!

2 группа. Расставь пункты плана в правильном порядке. (СЛАЙД № 7)

1. Проказы обезьяны. 1. На корабле.

2. Погоня за обезьяной. 2. Проказы обезьяны.

3. На корабле. 3. Погоня за обезьяной.

4. Решение отца. 4. На перекладине.

5. На перекладине. 5. Решение отца.

6. Прыжок. 6. Прыжок.


3 группа. Сравнить рассказы Л. Н, Толстого «Акула» и «Прыжок» по плану.

1. Где происходит действие?

2. Настроение и переживание.

3. Кто спасает детей? Какие это люди?

4. Чьё состояние показано лучше в каждом из рассказов?

5. Чему хотел нас научить автор, написав эти рассказы?

VIII. Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы и скажите, какие из них можно отнести к рассказам Л. Н. Толстого. Назовите этот рассказ.

Будь храбр по уму и сердцу.

Одним умением, без привычки, хорошо не сделаешь.

Кому потеха, а мне не до смеха.

Где смекнёт боец, там и врагу конец.

IX. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Понравился ли вам рассказ? Чему он вас научил? Какие выводы сделали для себя?

X. Домашнее задание.

Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок» от имени мальчика.

XI. Оценивание работы на уроке.















Лев Николаевич Толстой

(1828 – 1910гг.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстой «Прыжок» (3 класс)

Автор: Пушкова Маргарита Владимировна

Дата: 27.08.2020

Номер свидетельства: 556569

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по литературному чтению по теме : " Л.Н. Толстой Прыжок""
    ["seo_title"] => string(68) "konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_po_teme_l_n_tolstoi_pryzhok"
    ["file_id"] => string(6) "569699"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1610305714"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект и презентация урока литературного чтения по теме  "Л.Н. Толстой. Прыжок." "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-l-n-tolstoi-pryzhok"
    ["file_id"] => string(6) "224406"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438779346"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства