Актуализация опорных знаний Выступле-ния учеников с творчески-ми работами Проверка знаний | 15 мин. 8 мин. 7 мин. | Воспроизведение полученных знаний. Активация мыслительных операций. | - На прошлых уроках подробно изучали строение, роль и охрану дыхательной системы. -Кто из моих коллег подготовил творческое задание об охране системы дыхания? - Спасибо, моим коллегам. Все работы были очень интересными, разными, полезными. Продолжим урок. - Я подготовила для вас ещё несколько заданий для повторения систем органов. На доске вы видите задания для индивидуальной работы. (Приложение 1). Под номером 1 задания самые лёгкие: на заполнение схем систем органов. Под номером 2 задания несколько сложнее: на знание терминов организма человека, под номером 3 – самые сложные задания: предполагают подробные ответы на ряд вопросов. Подумайте: с заданием какого уровня сложности хотели бы поработать. Возьмите листочек с заданием, подпишите, в течение 5 минут ответьте, листочки сдайте. Вопросы? - Задания проверю после уроков, оценки назову завтра. Какие вопросы вызвали затруднения? (Появляются слайды с верными ответами). Кто из вас хорошо справился с заданием, ответил на все или почти на все вопросы? (Приложение 2 – примерные ответы). - Знать, как устроен и работает наш организм очень важно, не ленитесь – учитесь. | Дети выходят со стенгазетами, макетами здоровых лёгких и лёгких курильщика, знаками по охране дыхательной системы, сообщениями с интересными фактами о дыхательной системе, презентациями. Выступают у доски, если нужно, задают вопросы классу. После выступления каждого отвечающего, дети комментируют его работу. Дети подходят к доске, берут задание, выполняют его письменно, сдают листочки. - Одни дети спрашивают, другие – отвечают. Если верного ответа нет ни у кого, отвечает учитель. Дети поднимают руки. |
Установле-ние познавательной задачи (целепола-гание) | 2 мин. | Поставить задачи изучения темы | - Мы знаем, что в нашем организме есть вредные вещества. Как они удаляются? (Слайд 2). Назовите орган, какие вещества через этот орган выходят? (Аналогично о коже и прямой кишке) Откройте, пожалуйста, учебники, найдите материал сегодняшнего урока. - По какой теме будем работать? - Какие задачи изучения материала поставите перед собой? - Верно. Но есть ещё важный орган, в котором удаляются вредные вещества из крови. Может, кто – то знает, где происходит очищение или, как говорят, фильтрация крови? - Найди значок «Повтори пройденное». Прочитай задание (…А как вода удаляется из организма?) Дополни, какие знания ещё получите на уроке. | - Это лёгкие. Человек выдыхает углекислый газ. - Это кожа. Через потовые железы из нашего организма выходит вода. - Это прямая кишка. Орган пищеварительной системы. Через неё из организма удаляются не переваренные остатки пищи. Стр. 36. - Как почки удаляют из организма вредные вещества. - Познакомиться с тем, как почки удаляют из организма вредные вещества, в состав какой системы входят почки. - Выслушать предположения. - Как вода удаляется из организма. |
Изучение нового Работа в паре (по рядам) Физкульт - минутка Работа по учебнику. Фронталь - ный опрос Самостоя - тельная работа в тетради. Взаимопро-верка | 25 мин. 12 мин. 2 мин. 6 мин. 5 мин. | Познакомить с устройством мочевой системы, с назначением почек. Разви-тие навыков коммуникации Разви - тие речи Забота о здоровье детей. Получение новых знаний Форми-рование регуля-тивных навыков контро- ля и самокон-троля, комму-никации | - Приготовьте, пожалуйста, черновики для работы в паре. Задание: самостоятельно прочитайте материал на странице 36. С соседом по парте составьте ответы на вопросы. (Слайд 3). 1 – ый ряд: каковы главные органы, образующие и выделяющие мочу, на что похожи почки; роль почек. 2 – ой ряд: через какие органы вода удаляется из организма в небольшом количестве; как удаляется основная часть воды? 3 –ий ряд: как связаны кровеносная система и почки? На задание отводится 5 минут. Вопросы ко мне? Приступайте к работе. - Ребята, кто хочет продемонстрировать вашу работу в паре? Начнём со 2 ряда. (Во время ответа детей учитель показывает соответствующие слайды). Повторяю вопрос: через какие органы вода удаляется из организма в небольшом количестве; основная часть воды? - Ребята 1 ряда подготовили ответы на вопросы: каковы главные органы, образующие и выделяющие мочу, на что похожи почки; роль почек. - Совершенно верно. Про почки даже стихотворение такое: Они, как два больших боба, На связках закрепились. У позвоночного столба Уютно разместились. Фильтруют почки нашу кровь С невиданным упрямством, Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство. (Приложение 3) - Размеры одной почки составляют примерно 11,5-12,5 см в длину, 5-6 см в ширину. Примерно как смартфон. (Слайд 6). Правая почка расположена чуть ниже левой, так как над ней находится печень (Слайд 7). Почки вырабатывают 1,5 – 2 литра мочи в сутки. - Наконец, ответ 3 ряда на вопрос: как связаны кровеносная система и почки? - Удалим часть вредных веществ из организма. Физкультминутка (Приложение). - Итак, напомню, что большая часть воды удаляется с мочой. - Из чего состоит моча? Читаем по цепочке 1 абзац страницы 37. - Из чего же состоит моча? - Откуда в моче вредные вещества? - Рассмотрите схему системы, которая выводит из организма мочу. Как называется эта система? (Слайд 9). - Какова роль почек? - Какие ещё органы мочевой системы видите на схеме? - Какова роль мочевого пузыря? - Рассмотрим остальные органы мочевой системы подробнее. Куда из почек поступает моча? - Верно. А на что они похожи? - Длина этих трубочек до 30 см, а ширина – всего 6 – 15 миллиметров. Как 2 тонкие шариковые ручки! (Слайд 10). - По мочеточникам моча попадает… Знаете ли вы, что мочевой пузырь размером с грецкий орех? (Слайд 11). Мочевой пузырь может растягиваться и сжиматься. Всего мочевой пузырь у разных людей может удерживать от 350 до 800 мл мочи (по некоторым данным - от 0,5 до 1 литра). В среднем, это 2 чашки жидкости (Слайд 12). Наконец, по мочеиспускательному каналу моча выводится из организма, пока мы не накопим новую порцию мочи. - Как видите, мочевыводящая система включает немного органов. Какие органы запомнили? - Повторим составляющие мочевыделительной системы по слайду (Слайд 13). - А сейчас задание в тетради для самостоятельных работ № № 37, 38 (Приложение 4). Попробуйте выполнить их, не пользуясь учебником, если не получается, воспользуйтесь подсказками. - Обменяйтесь тетрадями. Если заметили неточности в тетрадях соседей, исправьте, докажите, какой ответ точнее. - Как выполнили задание 37? - У какой пары ошибок нет? Молодцы. - Как выполнили задание 38? - У какой пары ошибок нет? Молодцы. - Какие органы оказались лишними? | Дети читают текст индивидуально каждый или по абзацу, обсуждают вопросы, готовят устно или письменно подробный ответ на поставленный вопрос, поправляют друг друга. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Дети поднимают руки, если у них возникают затруднения. Учитель советует, как лучше поступить, как точнее составить вопросы. Пары поднимают соединённые вместе руки. Примерный ответ пары: 2 ряд: - В небольшом количестве вода испаряется из организма через кожу (когда мы потеем) и рот (когда мы дышим). Большая часть воды выходит с мочой (Слайд 4). 1 ряд: - Главные органы, образующие и выделяющие мочу – почки. (Слайд 5). Они похожи на огромные бобы. Почки нужны, чтобы удалять вредные вещества из крови. 3 ряд: - К почкам подходят кровеносные сосуды: артерии и вены. (Слайд 8). В почках кровь частично очищается и возвращается по кровеносным сосудам обратно в организм. Дежурный ученик показывает различные упражнения, дети повторяют движения под весёлую музыку. - Из воды и вредных веществ. - Из крови, которая прошла через почки и отфильтровалась. - Мочевая, мочевыводящая. - Очищение крови. - Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. - Удаление мочи из организма. - В мочеточники. - На трубочки. - В мочевой пузырь. Дети подписывают на схеме части мочевой системы; выписывают органы мочевой системы. Поднимают руки по мере завершения работы. Взаимное исправление ошибок, доказательства верного ответа. - Сверху вниз органы мочевой системы и связанные с ними кровеносные сосуды подписали так: артерия, вена, правая и левая почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. - Органы и части мочевыделительной системы: почки, мочеиспускательный канал, мочеточники, почечная вена, мочевой пузырь, почечная артерия. - Рот, кожа, трахея. |