Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)
Коммуникативные:
учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
развитие самостоятельности;
развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться “Доброе утро”
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
Поприветствуйте гостей улыбкой, пожелайте мысленно себе удачи и тихонечко садитесь за парты.
Дорога у нас будет непростая, встретятся трудности, а что нужно для того, чтобы преодолевать трудности? (дружба, взаимовыручка)
Правильно только вместе, только дружно можно всё преодолеть.
Прочитайте девиз нашего урока:
Ничто нам не трудно,
Ничто нам не страшно
Горячим сердцам молодым.
Не боимся мы ошибок
Вместе мы исправим их».
Наш урок начнём с небольшого выступления детей.
«Интервью - шутка»
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы. Послушайте вопросы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
– Что вы больше всего любите?
-Люблю действовать.
Что вы больше всего не любите?
Не люблю предлоги и известную всем частицу.
Что бы вы пожелали ребятам?
Чтобы русский все ребята.
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
О какой части речи мы будем говорить на уроке? (О глаголе.)
Можно ли сказать что это тема совсем новая для вас?
Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
Тема нашего урока “Портрет глагола”. Слайд №1
«Глагол самая огнепышущая, самая живая часть речи». Это слова известного писателя, литературоведа 20 века Алексея Кузьмича Югова ( 1902 – 1972)
Обратимся к вашему домашнему заданию. "Толковый словарь" Владимира Ивановича Даля открывает значение слова "глагол". Кто посмотрел в словарь и расскажет об этом нам (слово, речь).
А знаете ли вы, что название части речи образовалось от русского слова «глаголити» – говорить, оказывается слово «глагол» это - стилистический синоним таких слов, как « слово, речь », у А.С. Пушкина есть такие прекрасные слова: «...но лишь божественный глагол до уха чуткого коснется…»
Но у А.С. Пушкина есть и другое выражение «Глаголом жги сердца людей».
Что означает это выражение? ( словом).
Как можно назвать глагол? ( необыкновенной частью речи).
Необыкновенна она тем, что обозначает бесчисленное количество действий, сопровождающих его деятельность, если все глаголы убрать,то исчезнет эмоциональность действия.
Выдвижение проблемы: доказать, что глагол самая необыкновенная часть речи. Слайд №2
Работа в тетрадях
1. Число, классная работа, тема урока.
ЧИСТОПИСАНИЕ (на доске)
- А сейчас внимание на доску.
ем ешь ете ет ут ют им ишь ите ит ат ят
Что это за соединения?
Как называются эти окончания?(Личные)
Почему?(Глаголы изменяются по лицам.)
В каких случаях пишутся окончания 1 строки?(когда глагол 1 спр. )
А второй? ( когда глагол 2 спр)
Девочки записывают окончания 1 спряжения, а мальчики – 2 спряжения.
Словарная работа( 10 слов) . Взаимопроверка. Дети меняются тетрадями и проверяют. Кто справился на 5 , на 4?
Работа в парах , проверка по Слайду3
Физкультурная пауза. Цель минутки. Воспитательный момент о сохранении здоровья.Работа в группахГруппа 1
Слайд с проверкой
- На каком месте по употреблению стоит глагол? (на втором, после им.сущ.)
А знаете ли вы!
Учёные подсчитали, что самыми употребляемыми глаголами являются:
МОЧЬ СКАЗАТЬ ГОВОРИТЬ ЗНАТЬ СТАТЬ ВИДЕТЬ
2. Группаа 2 Игра называется «Продолжи фразу». Сейчас вы получите задания и внимательно прочитаете все неоконченные предложения, подумайте и дайте ответ.
Проверка по слайду .
1) Глаголы изменяются по (временам, лицам, числам), а в прошедшем времени (по родам)
2) Не с глаголами пишется (отдельно) 3) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы (что делать?, что сделать?) 4) Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы (ть, ти,чь)
5) В предложении глагол является (сказуемым). 6) Спряжение – это (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).
8) Глагол обозначает (действие предмета).
3. Группа 3Составить синквейн на тему «Глагол» Слайд
4. Группа 4 Игра в таблице. «Найди глагол»
Вини- Пух и Пятачок спрятали в таблице слова. Найдите глаголы. Определите время,число,лицо, спряжение.
Проверка по слайду
5. Группа 5. Составить рассказ на тему « Мой день», используя одни глаголы. Молодцы, ребята вы показали прекрасные знания по теме глагол, а теперь давайте расскажем всем присутствующим, каким образом мы достигли таких результатов. Слайд Инсценировка стихотворения. Подведение итогов.
Я пришел из школы,
Я учу глаголы…..
Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
« Кричать» - кричу,
« Вертеть» - верчу,
« Двигать» - двигаю
« Прыгать» - прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!…
Открываю: наш сосед….
( Он живет под нами).
Не причёсан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Уважаемый сосед,
никого в квартире нет,
Я пришёл из школы
И учу глаголы….
Вот каким тяжёлым трудом достаются знания. Наш урок подходит к концу. Понравился он вам? Мне тоже очень понравилось, как вы работали.
И в заключении давайте подведём итог . Кластер « Осеннее дерево»
( На доске дерево с надписью «Глагол», дети прикрепляют осенние листья с подтемами глагола)
Рефлексия
Чем же мы занимались сегодня на уроке? Отвечать можно только, используя глаголы.
Дети : думали, играли , смеялись, трудились….
Выберите для себя подходящее высказывание:
Я не умею определять спряжение глагола…
Я не умею определять время глагола….
Я не умею определять число глагола…..
Я не испытываю затруднений по теме « Портрет глагола»….