Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Б. С. Житков «Как я ловил человечков».»
Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс
Подготовила: Басанова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов, первой квалификационной категории
Дата проведения: 06.12.19 года
Тема урока: Б. С. Житков «Как я ловил человечков».
Тип урока: освоение нового материала.
Методы урока: словесные, наглядные, частично-поисковые.
Педагогические задачи: показать, что самые необычные предметы становятся под взглядом писателя чудесными, полными неожиданностей; способствовать развитию умения анализировать название произведения, различать позиции автора и героя; создать условия для формирования умения пользоваться толковым словарём для выяснения значений слов.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся: с произведением Б. С. Житкова «Как я ловил человечков»; научатся: различать сказку и рассказ; сравнивать переживания героев ранее прочитанных произведений.
Метапредметные:
Познавательные: прогнозировать содержание раздела; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Регулятивные: формулировать учебную задачу в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; оценивать свои достижения и результаты сверстников.
Коммуникативные: строить предположения на осмысление нравственной проблемы; осознавать цель своего высказывания.
Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; выражать собственное мнение по поводу более интересного способа знакомства с произведением.
Ход урока
1.Мотивационное начало.
«Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор». Жанлис Фауст.
- Как вы считаете, почему именно это высказывание я выбрала сегодня для нашего урока?
- Скажите, а так ли важно для человека в жизни уметь читать?
- А где именно мы можем применить эти умения? А какие навыки нам нужны для этого? А все ли из нас обладают этим умением?
2. Процессо-деятельностный этап.
1) Беседа.
- Хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- Давайте посмотрим на слайд. Угадайте, какое слово здесь зашифровано?
з я а т ф а н и (фантазия)
- Подберите синонимы к слову «фантазия» (неправда, выдумка, небылица, воображение).
- Образуйте от слова «фантазия» глагол отвечающий на вопрос: «Что делать?» (слайд) (Фантазировать).
Из словаря Ожегова:
Фантазировать – выдумывать что-то неправдоподобное, несбыточное.
- Как называют человека, который любит фантазировать? (слайд) (Фантазёр, выдумщик, сочинитель).
Из словаря Ожегова:
Фантазёры – это люди, которые любят фантазировать, мечтать.
- А знакомо ли вам это слово? (Предполагаемый ответ: «Да. Мы читали рассказ Н. Носова «Фантазёры»). Показ книги.
- О чём этот рассказ? (Предполагаемый ответ: «Это рассказ о двух друзьях, которые очень любили фантазировать. Однажды они сидели на лавочке и сочиняли то, чего не могло быть на самом деле).
2. Целеполагание.
-Предположите, о чём именно мы будем говорить сегодня на уроке?
В той удивительной Стране, Где я увидел свет,
Как многим, исполнялось мне
И пять, и десять лет.
В Стране Фантазий и Проказ
И озорных Затей
Когда-то каждый был из нас
Одним из тех детей.
Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года,
Однажды с этою Страной
Простились навсегда.
- Сможем ли мы с вами перенестись в страну Чужого Детства так же легко? Что нам для этого нужно? (Предполагаемый ответ: «Книга и немного фантазии»).
- Посмотрите вокруг. Что вы видите? Как вы думаете, а почему в нашем кабинете так много этих предметов? (Предполагаемый ответ: «Мы будем читать произведение, в котором говорится о корабле»).
3) Работа со скороговоркой.
Корабли лавировали-лавировали, лавировали-лавировали и не вылавировали.
-. Что вы представляете, когда видите такой маленький кораблик?
(Рассматривание мелких деталей предмета).
- Давайте попробуем предсказать, что произойдёт в тексте?
- Как называется раздел учебника, с которым мы познакомились на предыдущих уроках? («Пытаемся понять, почему люди фантазируют»).
- Как вы думаете, почему он так назван? О ком и о чём произведения в этом разделе?
- На каком произведении мы остановились? С произведением какого автора мы познакомимся сегодня?
-Да это писатель Борис Степанович Житков. Произведение, которое мы начнём сегодня читать, в основе своей автобиографичен, как, впрочем, большинство его произведений.
- Что такое «автобиография»?
4) Предположение.
- Определите цели урока, используя опорные слова: (слайд)
* Мы познакомимся с …
* Мы узнаем…
* Мы будем уметь…
* Мы сможем поразмышлять…
(Предполагаемый ответ: «Почему Борис Житков так назвал своё произведение? Рассказ это или сказка?»).
5)Работа над содержанием текста. Словарно-лексическая работа.
- Объясните значение слов: (таблички со словами вывешиваются на доску поочерёдно).
Корма – задняя часть судна, лодки.
Мачта – вертикальная конструкция на палубе.
Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна.
Полировать – натирать, придавать блестящий гладкий вид чему-нибудь.
Лакировать – покрывать лаком.
3.Первичное усвоение новых знаний.
Целевая установка: «К какому жанру относится данное произведение?».
Прослушивание аудиозаписи рассказа до слов: «Я с горя заснул».
4. Первичная проверка понимания.
- К какому жанру относится данное произведение? (рассказ) Докажите свою точку зрения.
- Каким вы представляете себе маленького Борю? (Фантазёр, исследователь)
- Знакомо ли вам такое душевное состояние, которое испытывал мальчик? (Любопытство).
- Когда вы слушали рассказ, думали ли вы, что в пароходике и на самом деле живут человечки? Почему?
- Почему бабушка, которая позволяла всё своему внуку, вдруг отказала? Выскажите свои предположения.
- Памятная вещь, которой дорожат в каждой семье, называется реликвией. (Табличку со словом прикрепить на доску).
- Какой был пароходик? Найдите в учебнике, прочитайте.
1) Динамическая пауза.
-Пофантазируем. Покажите, пожалуйста, корму, мачту, палубу у судна. Покажите, как бы вы полировали судно.
2. Продолжение работы над знакомством с произведением.
Целевая установка (проблема): Что лучше читать, слушать произведение или смотреть?
Просмотр мультфильма до слов «Надо только устроить так, чтобы остаться дома одному». (С 6 минут 09 секунд до 8 минут 30 секунд).
5. Решение учебных задач.
1) - Докажите, опираясь на этот фрагмент текста, что мальчик – очень изобретательный. Что же он придумал для того, чтобы увидеть человечков? А ещё что? Подтверди, что он делает всё продуманно.
2) - А как ты докажешь, что мальчику по-прежнему удаётся обманывать бабушку? Чем ты объяснишь то, что однажды ночью мальчик слышал шорох на пароходике, что с пароходика исчез кусочек леденца, а потом и хлеба?
3) - Давайте ответим на наш главный вопрос: «Рассказ это или сказка?».
6. Рефлексия деятельности.
- Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока.
«Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор». Жанлис Фауст.
- Поднимите руку те, кто считают, что интереснее смотреть мультфильм. Почему?
- Поднимите руку те, кто считают, что интереснее читать произведения. Почему?
- Закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему настроению в конце урока.
7. Интегрированное домашнее задание:
Высокий уровень: придумать своё продолжение рассказа;