kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения. Сказка "Морской царь и Василиса Премудрая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения. Сказка "Морской царь и Василиса Премудрая"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения. Сказка "Морской царь и Василиса Премудрая"»

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

Организационный момент

Здравствуйте. Присаживайтесь..

Приветствуют учителя.


Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

На доске вы видите карточки с вопросами. Вам нужно ответить на вопрос, после чего я переворачиваю карточку и мы получаем букву. После того, как вы ответите на все вопросы, мы получим слово. А это слово будет означать то, чем мы будем сегодня заниматься на уроке.



1.Назовите действующих лиц в сказке



2. Чем занимались дочери хозяйки и Крошечка-хаврошечка?



3. Успевала ли Крошечка выполнять задания хозяйки? Каким образом?



4. К какому типу относится эта сказка? Докажите примерами.




5. Кто был настоящим другом Крошечки-хаврошечки?


6. Как помогала Крошечке-хаврошечке корова?


7. Почему старик зарезал коровушку?


8. Что делает Крошечку-хаврошечку героиней?


Какое слово у нас получилось?


Сегодня мы с вами побудем писателями, и продолжим сказку, представленную в учебнике, так как на уроке мы прочитаем ее неполную.


Какие же мы цели поставим себе на урок?











Крошечка-хаврошечка, её хозяйка, одноглазка, двуглазка, трёхглазка



У ворот сидели, на улицу глядели, Крошечка-хаврошечка работала на них: обшивала их, пряла.


Героиня не успевала бы выполнять задания хозяйки, если бы ей не помогала её помощница - коровушка.


Волшебная сказка (волшебные действия – Крошечка-хаврошечка залазила в одно ухо, а вылазила в другое, таким образом, у нее выполнялись все дела)



Рябая коровушка


Крошечка-хаврошечка залазила в одно ухо, а вылазила в другое, таким образом, у нее выполнялись все дела


Потому что ему приказала это сделать его жена



Писатель



Слушают учителя




Познакомиться с произведением «Морской царь и Василиса Прекрасная»

Научиться сочинять продолжение сказки

Развивать грамотную устную речь

Развивать память и воображение

Развивать умение слушать друг друга

Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам и учителю










На доске карточки с вопросами (на одной стороне вопросы по сказке, на другой буква)

После ответов на все вопросы открывается слово «писатель»












На доске открывается кусочки картинки































На доске цели урока

Ознакомление с новой темой урока

Посмотрите на название произведения. Как вы думаете, о чем это произведение?

А кем может являться Василиса царю?


К какому жанру может относиться это произведение?


Открою вам секрет: это действительно сказка, но какая – не скажу. Скажите, а это авторская или народная сказка? В чем отличие этих сказок?


Какие у вас предположения? К какому виду эта сказка может относиться? (какие виды сказок вы знаете?)


Это сказка – волшебная. Вспомним, какие признаки волшебных сказок вы знаете?



Что вы знаете о герое волшебных сказок?










Начнем наше знакомство с морским царем и Василисой Премудрой.

Сели ровно, спинки прямые. Сейчас сказку вам будет читать актер, вам необходимо внимательно следить.


Итак, вот мы прочитали с вами часть этой сказки. Скажите, есть ли в сказке волшебные числа?





Предлагаю побыть писателями и продолжить повествование. Как вы думаете, сколько заданий даст морской царь Иванушке?



Как вы думаете, сможет ли он их выполнить? Самостоятельно или с чьей-то помощью?




Женится ли Иван-царевич на Василисе Премудрой?

Возвратится ли он из подводного мира?


О морском царе и Василисе Премудрой

Предполагают (женой, дочерью)


Предполагают (сказка, роман, повесть)





Это народная сказка, так как у нее нет автора. Её создал народ.


Предполагают, объясняют свои предположения. (сказка о животных, бытовая, волшебная) Это волшебная сказка



Волшебные числа, волшебные герои, волшебные предметы.


Обычно самый младший ребенок или сирота, если братья и сестры ленивы, то герой трудолюбив (наоборот), если они высокие, то он мал ростом, если они умны, то он – дурачок (с их точки зрения), если у них нет связи с волшебным миром, то у героя есть: с самим волшебником, с животным или растением, с волшебным предметом. (страница 31)





Слушают прочтение сказки.





Да, 3 (3 задания давала хозяйка Крошечке-Хаврошечке, 3 раза пытались дочери хозяйки узнать, кто помогает ей выполнять работу)





3, потому что это волшебное число, обычно в сказках мы встречаем 3 (девицы под окном, 3 желания выполнила золотая рыбка)



Высказывают свою точку зрения (сможет выполнить, но опять же с помощью Василисы)


Высказывают свою точку зрения (да, женится, или не женится)

Если женится, то может быть и не вернется. А если нет, то скорее всего скоро вернется домой.



















На доске карточки с признаками волшебных сказок и героев волшебной сказки.




































Физкультминутка

Видеоматериал

Выполняют физкультминутку


Продолжение работы по теме урока

Давайте вспомним, мы с вами говорили же про признак героя волшебной сказки. Мы говорили, что у героя есть братья или сестры, а в этой сказке наш герой – единственный сын, к тому же у него есть оба родителя.

Что же это? Иванушка не герой волшебной сказки? Как вы считаете?


…, прочитай диалог Маши и Кости Погодина на странице 51.


Согласна ли вы с этим?


Хорошо, с этим мы разобрались, а как насчет судьбы Ивана-царевича? Она характерна для героя волшебной сказки? Подтвердите своё мнение примерами из текста.


Опишите волшебный мир в этой сказке. Что он представляет из себя?


Как вы думаете, можно ли задания морского царя выполнить без волшебного помощника? Какие волшебные помощники есть у Ивана-царевича? Назовите их.


Итак, мы поговорили о сказке, вспомнили ее, а теперь давайте составим план этого произведения.


На самом деле я его уже составила дома, но пока несла в школу, он перемешался и теперь он в неправильном порядке. Восстановите последовательность пунктов плана.


Проверка (итак, что было сначала? Какой второй пункт плана?..)


А теперь вернемся к целям нашего урока. 1-ую цель мы достигли?

А вторую? кто мне ее напомнит?


Приступим к достижению второй цели.


Начиная с меня, каждый будет говорить несколько предложений в продолжение сказки «Морской царь и Василиса Премудрая». Таким образом, когда слово дойдет до …, наша сказка должна закончиться. При ее составлении мы должны не забывать, что эта сказка относится к какому жанру?


Верно, значит нам обязательно нужно будет использовать какие-то признаки волшебной сказки. Мы их вспоминали в начале урока, их вы можете видеть на доске.


Итак, вам в помощь я подготовила опорные карточки, на которых написано, примерно о чем каждый из вас должен был сказать.


Главная задача каждого из нас – не отвлекаться и слушать внимательно своих одноклассников, чтобы вы не повторялись или продолжили сказку логично, чтобы все события были связаны между собой.


У человека, чья очередь отвечать будет колокольчик, и его мы передаем следующему, когда построим свои предложения.


Кому непонятно, чем мы будем заниматься?


Итак, начнем.


……..









Высказывают свои предположения



Читают диалог.



Да/нет. (в других сказках волшебные герои действительно обделены тем, что они чем-то отличались от других, здесь также Иванушка обделен тем, что с ним так несправедливо поступили его родители)





Находят описание в учебнике.




Василиса Премудрая, без нее он бы не выполнил задания.








Восстанавливают последовательность действий в тексте (пункты плана), обсуждая в парах


Ученик называет и составляет план на доске.



Отвечают


Познакомиться с произведением, да, достигли.

2 цель – сочинить продолжение сказки.











Волшебный




Смотрят на доску, вспоминают признаки волшебной сказки





Слушают учителя







Слушают учителя





Поднимают руки, если есть вопросы.



Совместно сочиняют продолжение сказки.



































Карточки с пунктами плана на доске

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Скажите, у нас получилось достигнуть 2-ой цели?


А смогли ли мы продолжить сочинять сказку, сохранив идею сказки и её жанр?


Молодцы, ребята! Действительно, у нас это получилось.



Домашнее задание

Кому интересно, можете найти дома продолжение сказки и прочитать, и сравните, наш вариант с оригиналом, потом во вторник мне расскажите.


Записываем домашнее задание.

Страницы 45-50. Читать, пересказывать.













Тема. Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая.

Цель: сформировать представление о волшебной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая».

Задачи:

образовательные:

уметь воспринимать текст с учётом поставленной цели;

уметь составлять план прочитанного произведения;

уметь определять вид сказки;

уметь называть отличие народной сказки от авторской;

уметь называть признаки волшебной сказки;

знать:

- виды сказок;

- в чем отличие авторской сказки от народной;

- признаки волшебных сказок;

развивающие:

развивать умение придумывать продолжение предложенному тексту;

развивать умение слушать друг друга;

развивать основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение;

развивать память, воображение, внимание, мышление;

развивать грамотную устную речь;

воспитательные:

воспитывать ценностное отношение и интерес к предмету;

воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, учителю.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения. Сказка "Морской царь и Василиса Премудрая"

Автор: Кукина Алина Дмитриевна

Дата: 11.11.2019

Номер свидетельства: 526641

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Н.А.Римский – Корсаков» "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-opiera-n-a-rimskii-korsakov"
    ["file_id"] => string(6) "115535"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412007797"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства