На доске вы видите карточки с вопросами. Вам нужно ответить на вопрос, после чего я переворачиваю карточку и мы получаем букву. После того, как вы ответите на все вопросы, мы получим слово. А это слово будет означать то, чем мы будем сегодня заниматься на уроке. 1.Назовите действующих лиц в сказке 2. Чем занимались дочери хозяйки и Крошечка-хаврошечка? 3. Успевала ли Крошечка выполнять задания хозяйки? Каким образом? 4. К какому типу относится эта сказка? Докажите примерами. 5. Кто был настоящим другом Крошечки-хаврошечки? 6. Как помогала Крошечке-хаврошечке корова? 7. Почему старик зарезал коровушку? 8. Что делает Крошечку-хаврошечку героиней? Какое слово у нас получилось? Сегодня мы с вами побудем писателями, и продолжим сказку, представленную в учебнике, так как на уроке мы прочитаем ее неполную. Какие же мы цели поставим себе на урок? | Крошечка-хаврошечка, её хозяйка, одноглазка, двуглазка, трёхглазка У ворот сидели, на улицу глядели, Крошечка-хаврошечка работала на них: обшивала их, пряла. Героиня не успевала бы выполнять задания хозяйки, если бы ей не помогала её помощница - коровушка. Волшебная сказка (волшебные действия – Крошечка-хаврошечка залазила в одно ухо, а вылазила в другое, таким образом, у нее выполнялись все дела) Рябая коровушка Крошечка-хаврошечка залазила в одно ухо, а вылазила в другое, таким образом, у нее выполнялись все дела Потому что ему приказала это сделать его жена Писатель Слушают учителя Познакомиться с произведением «Морской царь и Василиса Прекрасная» Научиться сочинять продолжение сказки Развивать грамотную устную речь Развивать память и воображение Развивать умение слушать друг друга Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам и учителю | На доске карточки с вопросами (на одной стороне вопросы по сказке, на другой буква) После ответов на все вопросы открывается слово «писатель» На доске открывается кусочки картинки На доске цели урока |
Посмотрите на название произведения. Как вы думаете, о чем это произведение? А кем может являться Василиса царю? К какому жанру может относиться это произведение? Открою вам секрет: это действительно сказка, но какая – не скажу. Скажите, а это авторская или народная сказка? В чем отличие этих сказок? Какие у вас предположения? К какому виду эта сказка может относиться? (какие виды сказок вы знаете?) Это сказка – волшебная. Вспомним, какие признаки волшебных сказок вы знаете? Что вы знаете о герое волшебных сказок? Начнем наше знакомство с морским царем и Василисой Премудрой. Сели ровно, спинки прямые. Сейчас сказку вам будет читать актер, вам необходимо внимательно следить. Итак, вот мы прочитали с вами часть этой сказки. Скажите, есть ли в сказке волшебные числа? Предлагаю побыть писателями и продолжить повествование. Как вы думаете, сколько заданий даст морской царь Иванушке? Как вы думаете, сможет ли он их выполнить? Самостоятельно или с чьей-то помощью? Женится ли Иван-царевич на Василисе Премудрой? Возвратится ли он из подводного мира? | О морском царе и Василисе Премудрой Предполагают (женой, дочерью) Предполагают (сказка, роман, повесть) Это народная сказка, так как у нее нет автора. Её создал народ. Предполагают, объясняют свои предположения. (сказка о животных, бытовая, волшебная) Это волшебная сказка Волшебные числа, волшебные герои, волшебные предметы. Обычно самый младший ребенок или сирота, если братья и сестры ленивы, то герой трудолюбив (наоборот), если они высокие, то он мал ростом, если они умны, то он – дурачок (с их точки зрения), если у них нет связи с волшебным миром, то у героя есть: с самим волшебником, с животным или растением, с волшебным предметом. (страница 31) Слушают прочтение сказки. Да, 3 (3 задания давала хозяйка Крошечке-Хаврошечке, 3 раза пытались дочери хозяйки узнать, кто помогает ей выполнять работу) 3, потому что это волшебное число, обычно в сказках мы встречаем 3 (девицы под окном, 3 желания выполнила золотая рыбка) Высказывают свою точку зрения (сможет выполнить, но опять же с помощью Василисы) Высказывают свою точку зрения (да, женится, или не женится) Если женится, то может быть и не вернется. А если нет, то скорее всего скоро вернется домой. | На доске карточки с признаками волшебных сказок и героев волшебной сказки. |
Давайте вспомним, мы с вами говорили же про признак героя волшебной сказки. Мы говорили, что у героя есть братья или сестры, а в этой сказке наш герой – единственный сын, к тому же у него есть оба родителя. Что же это? Иванушка не герой волшебной сказки? Как вы считаете? …, прочитай диалог Маши и Кости Погодина на странице 51. Согласна ли вы с этим? Хорошо, с этим мы разобрались, а как насчет судьбы Ивана-царевича? Она характерна для героя волшебной сказки? Подтвердите своё мнение примерами из текста. Опишите волшебный мир в этой сказке. Что он представляет из себя? Как вы думаете, можно ли задания морского царя выполнить без волшебного помощника? Какие волшебные помощники есть у Ивана-царевича? Назовите их. Итак, мы поговорили о сказке, вспомнили ее, а теперь давайте составим план этого произведения. На самом деле я его уже составила дома, но пока несла в школу, он перемешался и теперь он в неправильном порядке. Восстановите последовательность пунктов плана. Проверка (итак, что было сначала? Какой второй пункт плана?..) А теперь вернемся к целям нашего урока. 1-ую цель мы достигли? А вторую? кто мне ее напомнит? Приступим к достижению второй цели. Начиная с меня, каждый будет говорить несколько предложений в продолжение сказки «Морской царь и Василиса Премудрая». Таким образом, когда слово дойдет до …, наша сказка должна закончиться. При ее составлении мы должны не забывать, что эта сказка относится к какому жанру? Верно, значит нам обязательно нужно будет использовать какие-то признаки волшебной сказки. Мы их вспоминали в начале урока, их вы можете видеть на доске. Итак, вам в помощь я подготовила опорные карточки, на которых написано, примерно о чем каждый из вас должен был сказать. Главная задача каждого из нас – не отвлекаться и слушать внимательно своих одноклассников, чтобы вы не повторялись или продолжили сказку логично, чтобы все события были связаны между собой. У человека, чья очередь отвечать будет колокольчик, и его мы передаем следующему, когда построим свои предложения. Кому непонятно, чем мы будем заниматься? Итак, начнем. …….. | Высказывают свои предположения Читают диалог. Да/нет. (в других сказках волшебные герои действительно обделены тем, что они чем-то отличались от других, здесь также Иванушка обделен тем, что с ним так несправедливо поступили его родители) Находят описание в учебнике. Василиса Премудрая, без нее он бы не выполнил задания. Восстанавливают последовательность действий в тексте (пункты плана), обсуждая в парах Ученик называет и составляет план на доске. Отвечают Познакомиться с произведением, да, достигли. 2 цель – сочинить продолжение сказки. Волшебный Смотрят на доску, вспоминают признаки волшебной сказки Слушают учителя Слушают учителя Поднимают руки, если есть вопросы. Совместно сочиняют продолжение сказки. | Карточки с пунктами плана на доске |