Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.
Оборудование:
Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 4класс, карточки для проектной деятельности, блок-схемы, компьютер, медиа проектор, мультимедийная презентация, карта России.
Ход урока
Организационный момент.
Развитие внимания, речи.
Рыдают буквы на каждой строчке От наших букв одни кусочки У всех у нас одно начало,
И, как назло, оно пропало
Но если вы его найдёте, то Сразу все слова прочтёте.
(корм) -ушка (корм) -ит (корм) -илец
Что общего у этих слов? (У этих слов общий корень.)
Как можно назвать эти слова? (Однокоренными.)
Для чего люди делают кормушки для птиц поздней осенью и зимой?
А вы помогаете птицам?
Давайте попробуем стать поэтами. Нужно подобрать слова, которые подходят по рифме в четверостишье:
Ребята принесли в лукошке
Овёс, гречиху, просо .
Снегирь, синица, воробей Благодарят за корм .
(Прочтите медленно, быстро, по слогам, весело.)
Обратите внимание на слово кормилец. Это старинное слово и обозначает оно обеспечивает едой, покровительствует.
Как вы думаете, кто для вас является кормильцем?
А что делают для вас ваши родители? (Воспитывают, любят.)
А вы как должны отвечать на их заботу и любовь? (Не огорчать своих родителей, любить их, не совершать необдуманных поступков.)
Я прошу вас всегда помнить об этом. И хочу вам напомнить, что этот год у нас в стране является годом семьи.
Тема и цели урока.
На прошлом уроке мы говорили о семье Чечевицыных. Сегодня на уроке мы поговорим о главных героях рассказа А.П.Чехова «Мальчики», оценим их поступок.
Проверка домашнего задания.
Давайте вспомним слова над значением, которых работали на прошлом уроке. Чтение хором:
(старое название ненцев и некоторых других северных народов)
БИЗОН
(дикий североамериканский бык)
ПАМПАСЫ (южноамериканские степи)
МУСТАНГ
(одичавшая домашняя лошадь)
ЧЕЧЕВИЦА
(растение семейства бобовых)
УРЯДНИК
(чин уездной полиции)
МАЙНРИД (английский писатель)
Дома вы делили текст на отдельные эпизоды. Какие эпизоды вы выделили?
Первый приезд Володи.
Действие в столовой.
Действие в детской.
Диалог Чечевицына с Катей.
Девочки подслушивают разговор.
Прощание с родными.
Диалог Чечевицына с Володей.
Поиск мальчиков.
Второй приезд Володи.
Отъезд Чечевицына.
Работа с текстом произведения.
Назовите главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын - его друг.)
Характеристика Чечевицына.
Как появился Чечевицын в доме Королёвых?
Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. (Стр.127-128)
Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них показался загадочным, т.к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.)
Давайте посмотрим сценку, которую приготовили для нас ребята и ответим на вопрос:
Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.)
Как он себя называет? (Монтогимо Ястребиный Коготь)
А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? (Не называют, т.к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына.)
С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из чечевицы, т.к. для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не Монтогимо Ястребиный Коготь.)
Каким казался Чечевицын Кате и Соне? (Стр.134)
Почему он казался Кате и Соне героем? (Он был для них неустрашимым человеком,
который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.)
Физминутка.
Характеристика Володи Королёва.
А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв.
Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега? (Стр.132)
Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил.)
Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос:
Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?
(Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)
Выберете какими чертами характера обладал Володя?
А сейчас давайте поговорим об их поступке. Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? (Мальчики собирались бежать в Америку.)
Зачитайте план побега. (Стр.129)
Проверка домашней задачи.
Давайте посмотрим на карту. Я отметила вам путь, который решили совершить мальчики. Масштаб карты 1см = 470км. До Америки 30см, а от Америки до Коллифорнии ещё 11см. Я вас просила подсчитать, сколько км должны были преодолеть мальчики, чтобы достигнуть намеченной цели? (19 270км)
Реален ли был их план, и знали ли дети географию?
Характеристика поступка.
Что они приготовили для побега? Зачитайте. (Стр.131)
Как вы думаете, достаточно ли этого для их путешествия?
Как представлял Чечевицын жизнь в Америке? (Стр.130,131)
Могли ли сбыться их мечты?
Чем закончился побег мальчиков? (Постыдным возвращением.)
-Как вы думаете, могло ли их путешествие закончиться иначе?
Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким?
Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?
V.. Закрепление.
Проверочный тест.
Имя одного из главных героев:
А) Чибисов; Б) Черепицын; В) Чечевицын.
Мальчиков встречали:
А) 4 человека и пёс; Б) 6 человек; В) 7 человек и пёс.