kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения Чехов "Мальчики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал используется при обучении по программе "Шола России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения Чехов "Мальчики"»




Урок литературного чтения в 4 классе по программе УМК "Школа России” на

тему: "А.П. Чехов. "Мальчики"

Цель: проанализировать характер взаимоотношений героев рассказа А.П.Чехова «Мальчики». Определить своё отношение к поступкам героев.

Задачи:

  1. Систематизировать и обобщить содержание прочитанного рассказа.

  2. Выявить общие черты и различия в характерах главных героев.

  3. Защитить творческие проекты.

  4. Сформулировать для себя правило взаимоотношения с миром и людьми. Планируемый результат (УУД):

Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста; знаково - символические действия (моделирование);

Логические УУД: анализ, синтез, установление причинно - следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

Оборудование:

Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 4класс, карточки для проектной деятельности, блок-схемы, компьютер, медиа проектор, мультимедийная презентация, карта России.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Развитие внимания, речи.

Рыдают буквы на каждой строчке От наших букв одни кусочки У всех у нас одно начало,

И, как назло, оно пропало

Но если вы его найдёте, то Сразу все слова прочтёте.

(корм) -ушка (корм) -ит (корм) -илец

  • Что общего у этих слов? (У этих слов общий корень.)

  • Как можно назвать эти слова? (Однокоренными.)

  • Для чего люди делают кормушки для птиц поздней осенью и зимой?

  • А вы помогаете птицам?

  • Давайте попробуем стать поэтами. Нужно подобрать слова, которые подходят по рифме в четверостишье:

Ребята принесли в лукошке

Овёс, гречиху, просо .

Снегирь, синица, воробей Благодарят за корм .

(Прочтите медленно, быстро, по слогам, весело.)

  • Обратите внимание на слово кормилец. Это старинное слово и обозначает оно обеспечивает едой, покровительствует.

  • Как вы думаете, кто для вас является кормильцем?

  • А что делают для вас ваши родители? (Воспитывают, любят.)

  • А вы как должны отвечать на их заботу и любовь? (Не огорчать своих родителей, любить их, не совершать необдуманных поступков.)

  • Я прошу вас всегда помнить об этом. И хочу вам напомнить, что этот год у нас в стране является годом семьи.

  1. Тема и цели урока.

  • На прошлом уроке мы говорили о семье Чечевицыных. Сегодня на уроке мы поговорим о главных героях рассказа А.П.Чехова «Мальчики», оценим их поступок.

  1. Проверка домашнего задания.

  • Давайте вспомним слова над значением, которых работали на прошлом уроке. Чтение хором:

РОЗВАЛЬНИ

(низкие и широкие сани без спинки и сидения)

БАШЛЫК

(суконный тёплый головной убор, надеваемый поверх шапки)

СЮРТУК

(длинный двубортный пиджак)

САМОЕДЫ

(старое название ненцев и некоторых других северных народов)

БИЗОН

(дикий североамериканский бык)

ПАМПАСЫ (южноамериканские степи)

МУСТАНГ

(одичавшая домашняя лошадь)

ЧЕЧЕВИЦА

(растение семейства бобовых)

УРЯДНИК

(чин уездной полиции)

МАЙНРИД (английский писатель)

  • Дома вы делили текст на отдельные эпизоды. Какие эпизоды вы выделили?

  1. Первый приезд Володи.

  2. Действие в столовой.

  3. Действие в детской.

  4. Диалог Чечевицына с Катей.

  5. Девочки подслушивают разговор.

  6. Прощание с родными.

  7. Диалог Чечевицына с Володей.

  8. Поиск мальчиков.

  9. Второй приезд Володи.

  10. Отъезд Чечевицына.

  1. Работа с текстом произведения.

  • Назовите главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын - его друг.)

  1. Характеристика Чечевицына.

  • Как появился Чечевицын в доме Королёвых?

  • Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. (Стр.127-128)

  • Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них показался загадочным, т.к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.)

  • Давайте посмотрим сценку, которую приготовили для нас ребята и ответим на вопрос:

Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.)

  • Как он себя называет? (Монтогимо Ястребиный Коготь)

  • А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? (Не называют, т.к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына.)

  • С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из чечевицы, т.к. для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не Монтогимо Ястребиный Коготь.)

  • Каким казался Чечевицын Кате и Соне? (Стр.134)

  • Почему он казался Кате и Соне героем? (Он был для них неустрашимым человеком,

который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.)

  1. Физминутка.

  1. Характеристика Володи Королёва.

  • А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв.

  • Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега? (Стр.132)

  • Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил.)

  • Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос:

Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?

(Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)

  • Выберете какими чертами характера обладал Володя?

  • А сейчас давайте поговорим об их поступке. Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? (Мальчики собирались бежать в Америку.)

  • Зачитайте план побега. (Стр.129)

  1. Проверка домашней задачи.

  • Давайте посмотрим на карту. Я отметила вам путь, который решили совершить мальчики. Масштаб карты 1см = 470км. До Америки 30см, а от Америки до Коллифорнии ещё 11см. Я вас просила подсчитать, сколько км должны были преодолеть мальчики, чтобы достигнуть намеченной цели? (19 270км)

  • Реален ли был их план, и знали ли дети географию?

  1. Характеристика поступка.

  • Что они приготовили для побега? Зачитайте. (Стр.131)

  • Как вы думаете, достаточно ли этого для их путешествия?

  • Как представлял Чечевицын жизнь в Америке? (Стр.130,131)

  • Могли ли сбыться их мечты?

  • Чем закончился побег мальчиков? (Постыдным возвращением.)

-Как вы думаете, могло ли их путешествие закончиться иначе?

  • Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким?

  • Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?

V.. Закрепление.

Проверочный тест.

  1. Имя одного из главных героев:

А) Чибисов; Б) Черепицын; В) Чечевицын.

  1. Мальчиков встречали:

А) 4 человека и пёс; Б) 6 человек; В) 7 человек и пёс.

  1. Розвальни это:

А) широкие сани; Б) неповоротливые люди; В) развалины избы.

  1. События рассказа происходят накануне:

А) Пасхи; Б) Рождества; В) Крещения.

  1. В Калифорнии вместо чая пьют:

А) компот; Б) кофе; В) джин

  1. Мальчики решили сбежать в :

А) Африку; Б) Америку; В) Австралию.

  1. Пампасы это:

А) Южноамериканские степи; Б) местное население; В) плоды дерева.

  1. В путешествии мальчикам придётся:

А) сражаться с тиграми; Б) поступать в морские разбойники; В) жениться на красавицах.

  1. По мнению Маши это нужно кушать в пост:

А) манную кашу; Б) горох и чечевицу; В)ничего.

  1. Урядник это:

  1. нарядно одетый человек; Б) управляющий хозяйством;

  2. полицейский чин.

  1. Итог урока.

- Чему нас учит рассказ А.П.Чехова « Мальчики»? (Ставить перед собой реальные, выполнимые цели. Беречь родителей и близких людей.

Не подвергать свою жизнь опасности.

Уметь отвечать за свои поступки.)

  1. Домашнее задание.

Пересказ рассказа по плану.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока литературного чтения Чехов "Мальчики"

Автор: Конина Вера Ивановна

Дата: 11.01.2023

Номер свидетельства: 622803

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока литературного чтения "Мир детей и мир взрослых в рассказе А .П. Чехова «Белолобый»" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-mir-dietiei-i-mir-vzroslykh-v-rasskazie-a-p-chiekhova-bielolobyi"
    ["file_id"] => string(6) "187105"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426463459"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока литературного чтения на тему А.П.Чехов "Мальчики""
    ["seo_title"] => string(66) "konspekt_uroka_literaturnogo_chteniia_na_temu_a_p_chekhov_malchiki"
    ["file_id"] => string(6) "481867"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1540323816"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока по литературному чтению "Два мира Ваньки Жукова" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-dva-mira-van-ki-zhukova"
    ["file_id"] => string(6) "118767"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413227962"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "А. П. Чехов «Мальчики» (конспект урока по литературному чтению)"
    ["seo_title"] => string(61) "a_p_chekhov_malchiki_konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu"
    ["file_id"] => string(6) "593253"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638435725"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: «А.П.Чехов «Мальчики».» (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_na_temu_a_p_chekhov_malchiki_"
    ["file_id"] => string(6) "577772"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1617953328"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства