Организационный момент. Эмоциональный настрой. | 1. Перед началом урока контроль готовности кабинета, оборудования, наличие всего необходимого к уроку у учащихся, рассадка по группам . Слайд№ 1 . 2.Приветствие : - Шумбратадо, эйкакшт. – Ушодтано минь урок? - Мон мизолдан тынянк, тынь мизолдадо монень . Арсян тенк паро важодема.- Классо кие дежурноесь? 3. Кортамонь ливчакадомка:( проводят ученики) Слайд №2 4. Лецтясынек ютазенть..- Зачеркни лишнее слово) работа у доски. Раздели цепочку слов. (слайд №3) .-Ёвтыть иень шкатнень? –Кодамо те иень шкась? (слайд №4) | Ответы детей - Кода леметь? - Зяроце классо тонавтнят? – Зяро иеть? -Косо эрят? -озяз, пиже озяз, тынгай, сярдо -куз, пиче, сеель, килей . Теле. кизэ, тундо. сёксь |
Актуализация знаний и постановка учебной задачи (проблемы). Определение темы, целей урока, плана. 3.Основная часть 5.Прверка домашнего задания. | - Кода лемезэ республиканть? –Зяро республикасо ошт? -Ёвтынк содавикс мокшэрзянь ломантнень? Течи карматано содавиксэкс Сычковонь Ф.В. артовксонзо марто слайд №5. Работа по картине Ф.В.Сычкова. ( слайд № 6 ) -Кого изобразил художник? –Кинь артызе артыцясь? -Мезе сынь теить? - Мейсэ кирякстнить? -Какое настроение создаёт картина.? - -Какие цвета использовал художник ) -Как бы вы называли картину? -А тынь вечктядо кирякстнеме нурдынесэ? -«Катание с гор» картина была написана в 1910 году. -А во что вы любите играть зимой? -О чём будем говорить на уроке?) Тема урока « Телень налксематне» слайд №7 - Какую цель поставим перед собой? -Спланируем наш урок: (слайд № 8 ) -Что нужно сделать на уроке, чтобы реализовать наш план? -А оценку нашей деятельности выразим через цвета светофора. Послушаем стихотворение мордовского поэта И. Кривошеева « Ки икельди» (слайд № 9 )учебник стр 50 упр 1—О чём стих- е ? –Какие слова помогли помочь? Да, кататься с горки нравится всем. Летишь вниз –дух захватывает. Чтение стихотворения «Теле» стр 52 упр 5 Налксетяно налксемасо «Эрси – а эрси» Сёксенть мельга сась якшамо телесь. Тельня пры ашо лов. Тельня эйкакштне пурныть пангот. Сёксня эмеж пиресэ касыть пурькат,. куярт . Тельня эйкакште кирякстнить конькасо.Тельня прыть ожо, якстере лопатне. . Кизна ушосо ливтить нимилявт, морыть нармунть. | 7 ошт. Ф. Сычков. Эйкакшт. Кирякстнить пандо прясто Чувтонь нурдынесэ. Мизолдыть.. Ашо, сёрмав. Вечктяно Ардтнеме сокссо, кирякстеме гнурдынесэ, теемс ловонь баба, кородовкс, налксемс лов покольнесэ Доказать, что зима приносит радость, зимой весело. -Зимние забавы - Природа зимой. -Итог. Описать зиму, составить предложения, перевести предложения. Подготовленный ученик Чтение стих-я учениками. |
6.Основная часть . 7. Закрепление. 8.Конец урока. Рефлексия. 9.Домашнее задание | Работа в тетрадях. Укажите в каком из предложений говорится о зиме.(слайд №10 ) - Лембеденть кармась соламо ловось. Китнень ланга чудить чудикерькст. --Ушосо пси. Ливтить нимилявт.- -Ушодовсть читне , зярдо лисемс ушов пек якшамо . Моли давол. Сёрмадынк тетрадьс валрисьменть. Работа в группах. Составляем предложения со словами, записанные на листочках.( ардтнемс сокссо, кирякстнемс нурдынесэ, теемс ловонь баба, теемс кородовкс, налксемс лов покольнесэ.) Раздать картинки .Назовите предметы, которые изобразил художник на эрзянском языке. Физкультминутка. Слайд №11 Налксема «Лов покольнесэ» Работа с учебником - Ребята, зима это не только зимние забавы, но и зимние заботы: это холод, стужа и голод. - А кто больше всего страдает в это время года? (слайд № 12). –Как можем им помочь? Работа с учебноком стр 51 упр 3(устно) Синквейн «ТЕЛЕ.»слайд№13 -Вы любите зиму? Почему? 1. Возвращение к цели урока. -Что делали для достижения поставленной цели? -Как вы думаете, справились с задачами? -Что нам удалось? -Ребята, а теперь попрошу вас выбрать цвета светофора: слайд № 14 2. Какого цвета больше ? Какой вывод можно сделать по нашей работе в целом Творческая работа: нарисовать рисунок. на тему « Зимние забавы», повторить слова по теме .слайд №15 Вастомазонок. Уледе шумбрат. Слайд№16 | Записывают число, классную работу. - Ушодовсть читне , зярдо лисемс ушов пек якшамо. Моли давол. Тынгай. 1.Якшамо, ловов.2.Кельмевти, сась. 3.Сась якшамо, ловов телесь.4. иень шка. Вечкан кирякстнеме. Артнеме сокссо. И хотя зимой холодно, студено, мы любим зиму. Мы справились |