Просмотр содержимого документа
«Конспект по учебному предмету "Человек и мир" на тему "Ориентирование по Солнцу и местным природным признакам"»
Тема: Ориентирование по Солнцу и местным природным признакам.
Цели:
Образовательная: способствовать формированию понимания важности умения ориентироваться на местности; дать представление о местных природных признаках, по которым можно ориентироваться; формировать представления о способах ориентирования на местности по солнцу; формировать понимание необходимости учитывать несколько признаков при ориентировании на местности.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать ценностное отношение к собственной жизни.
Основные понятия урока: местный природный признак, ориентирование на местности.
Основные идеи урока:
1-По Солнцу можно ориентироваться в светлую часть суток: Если в полдень встать к Солнцу спиной, наша тень будет направлена на север. У нас за спиной будет юг, справа — восток, слева — запад.
2-При ориентировании на местности использовать сразу несколько признаков.
3-Определить стороны горизонта в пасмурную погоду можно по таким признакам, как: кора и крона одинокостоящего дерева, местоположение мхов и лишайников на стволах деревьев, склоны муравейников, местонахождение муравейников, наличие снега, смолы на деревьях.
Ход урока
I Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сели ровненько, посмотрели на меня. Улыбнулись мне. А теперь улыбнулись соседу по парте. У всех ли всё готово? На местах ли книги и тетради? Ручки и карандаши? Покажите их. Какие молодцы! Кто отсутствует в классе?
-Нашим девизом урока, будет эпиграф: «Не стыдно не знать - стыдно не учиться!» Как вы его понимаете? (Если ты чего-то не знаешь, то обязательно можешь найти ответы на уроках. А если у тебя есть возможность и ты ничего не делаешь – это очень стыдно.)
II Проверка домашнего задания
-Какое было домашнее задание? (Ориентирование по компасу.)
-Будем проверять так, кто получает компас в руки отвечает на вопрос.
-Что называют ориентированием? (Определение своего местоположения на местности относительно сторон горизонта называется ориентированием.)
-Что такое компас? (Компас-Это прибор для определения сторон горизонта.)
-Для чего служит компас? (Для определения сторон горизонта в любую погоду.)
- Как устроен компас? (Намагниченная стрелка с разноцветными концами держится на предохранителе, и это всё находится в коробке.)
-Как работает компас? (Положить его на ровную поверхность и оттянуть предохранитель.)
-Кто должен уметь ориентироваться?( Каждый человек должен уметь ориентироваться на местности.)
-Для чего? (Спасти жизнь.)
-Для каких профессий наиболее важно, умение ориентироваться?( Особенно это важно туристам, геологам, морякам, лётчикам.)
III Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала
-У нас не всегда с собой есть компас. И вам расскажу историю про мальчика. Он пошёл в лес за грибами, чтобы порадовать свою сестрёнку. У него не было с собой компаса, и он не знал как ориентироваться. И вот как бывает, мальчик заблудился. И чтобы его не съели волки и он вернулся домой, нам нужно срочно узнать как ориентироваться.
-Тема нашего урока «Ориентирование по Солнцу и местным природным признакам». Сегодня, на уроке мы узнаем про ориентирование по Солнцу и по местным признакам и научимся этому. (разбор составляющих слов.)
IV Усвоение новых знаний
-Компас помогает людям ориентироваться на местности. Он позволяет точно определить своё местоположение относительно сторон горизонта и различных предметов.
-Как вы думаете как ориентировались люди до появления компаса? (По звёздам, Солнцу, природным признакам.)
-По Солнцу можно ориентироваться в светлую часть суток. (Далее рисуется схема восход-заход солнца.) Утром оно восходит на востоке. Вечером Солнце заходит за горизонт на западе. А в 12 часов дня в Северном полушарии оно всегда светит с южной стороны. В это время тени от предметов всегда указывают направление на север. Если в полдень вы встанете к Солнцу спиной, ваша тень будет направлена на север. У вас за спиной будет юг, справа — восток, слева — запад.
-Определите по рисунку, какой объект природы в полдень находится на севере от девочки. Что от неё на западе и востоке? (Если в полдень встать к Солнцу спиной, наша тень будет направлена на север. У нас за спиной будет юг, справа — восток, слева — запад.)
(Детям предлагается попробовать на практике ориентирование по Солнцу. Выбирается один ученик, Солнце заменяется фонариком. И дети пытаются определить стороны горизонта по тени.)
-Если Солнце закрыто облаками, ориентирами могут служить местные природные признаки. Они помогут вам определить южную и северную стороны горизонта.
-Внимательно, рассмотрите рисунки. (на слайде)
-С какой стороны у одиноко растущей берёзы ветви гуще? (Южной.)
-С какой стороны у берёзы светлее кора? (Южной.)
-Как можно ориентироваться с помощью деревьев. ( У одиноко растущего дерева обычно ветви гуще и длиннее с южной стороны. У берёзы кора светлее с южной стороны.)
-Какой склон муравейника более крутой? (С северной.)
-Какой более пологий? (С южной.)
-Пологий – это более плавный. (рисунок.)
-Как ты думаешь, почему? (Более пологий склон муравейника обычно обращён на юг, а более крутой — на север.)
-С какой стороны дерева находится муравейник? (С южной.)
-Сделай вывод, как можно ориентироваться по муравейнику. (Муравьи строят свои муравейники с южной стороны дерева.)
-С какой стороны стволы деревьев больше зарастают лишайниками и мхами? (С северной.)
-С какой стороны обильнее выступает смола? (Южной.)
-С какой стороны снег быстрее тает? (Южной.)
-С какой стороны снег лежит дольше? (Северной.)
-После дождя стволы деревьев дольше остаются тёмными и влажными, с какой стороны? (С северной стороны.)
-По каким природным признакам должен ориентироваться человек? (Кора и крона одинокостоящего дерева, местоположение мхов и лишайников на стволах деревьев, склоны муравейников, местонахождение муравейников, наличие снега, смолы на деревьях.)
-Давайте, поможем мальчику выбраться из леса и выполним задание.
-На доске записаны две стороны горизонта: север и юг. К ним даны фразы, но их разбросал волшебный ветер по доске. Ваша задача, как можно быстрее соединить фразы со сторонами горизонта.
-Какой ваш ответ. (Север-местоположение мхов и лишайников, крутой склон муравейника, тёмные стволы деревьев. Юг- густая крона и светлая кора дерева, наличие обильной смолы, пологий склон муравейника, быстрее тает снег.)
-Молодцы! Теперь мальчик стал весёлым, и может вернуться к сестрёнке, и накормить её грибным супом.
*Физкультминутка
-Мы сейчас все дружно встанем(Дети встают)
И немножко отдохнем. (Потягиваются)
Вправо, влево повернитесь, (Повороты)
Наклонитесь, поклонитесь! (Наклоны)
Руки вверх и руки вбок, (Движения руками)
И на месте прыг да скок! (Прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку, (Бег на месте)
Молодцы вы, ребятишки!
-Прочитайте, на странице 23 последний абзац.
-По скольким признакам мы должны ориентироваться? (По нескольким.)
-Как выдумаете, почему? (Чтобы была достоверная информация, их нужно использовать вместе.)
-Как мы должны относиться к мхам, лишайникам, муравейникам, деревьям.? (Бережно.)
-Почему? (Они могут спасти чью-то жизнь.)
-Выполним, следующее задание очень трудное и очень интересное. Перед вами 4 картинки. Но там не хватает сторон горизонта и внизу скобки - слова «один или несколько». Добавьте буквы и выберете слово.
-По скольким признакам мы должны ориентироваться? (По нескольким.)
-Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
VI Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
-Запишите в дневники домашнее задание: читать и учить страницы 20-23, отвечать на вопросы, выполнить задания.
-Посмотрите, всё ли вам понятно? (Да.)
-Понятны, ли вам задания из Проверь себя? (Да.)
-Кто захочет может прочитать дополнительную информацию.
VII Подведение итогов
-Что мы узнали нового? (По Солнцу можно ориентироваться в светлую часть суток: Если в полдень встать к Солнцу спиной, наша тень будет направлена на север. У нас за спиной будет юг, справа — восток, слева — запад. При ориентировании на местности использовать сразу несколько признаков. Определить стороны горизонта в пасмурную погоду можно по таким признакам, как: кора и крона одинокостоящего дерева, местоположение мхов и лишайников на стволах деревьев, склоны муравейников, местонахождение муравейников.)
-Чему мы научились? (Ориентироваться по Солнцу и местным природным признакам.)