kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по учебному предмету "Человек и мир" на тему "Ориентирование по Солнцу и местным природным признакам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по учебному предмету "Человек и мир" на тему "Ориентирование по Солнцу и местным природным признакам" для 3 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по учебному предмету "Человек и мир" на тему "Ориентирование по Солнцу и местным природным признакам"»

Тема: Ориентирование по Солнцу и местным природным признакам.

Цели:

Образовательная: способствовать формированию понимания важности умения ориентироваться на местности; дать представление о местных природных признаках, по которым можно ориентироваться; формировать представления о способах ориентирования на местности по солнцу; формировать понимание необходимости учитывать несколько признаков при ориентировании на местности.

Развивающая: развивать речь, логическое мышление, память, наблюдательность.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать ценностное отношение к собственной жизни.

Основные понятия урока: местный природный признак, ориентирование на местности.

Основные идеи урока:

1-По Солнцу можно ориентироваться в светлую часть суток: Если в полдень встать к Солнцу спиной, наша тень будет направлена на север. У нас за спиной будет юг, справа — восток, слева — запад.

2-При ориентировании на местности использовать сразу несколько признаков.

3-Определить стороны горизонта в пасмурную погоду можно по таким признакам, как: кора и крона одинокостоящего дерева, местоположение мхов и лишайников на стволах деревьев, склоны муравейников, местонахождение муравейников, наличие снега, смолы на деревьях.


Ход урока


I Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сели ровненько, посмотрели на меня. Улыбнулись мне. А теперь улыбнулись соседу по парте. У всех ли всё готово? На местах ли книги и тетради? Ручки и карандаши? Покажите их. Какие молодцы! Кто отсутствует в классе?

-Нашим девизом урока, будет эпиграф: «Не стыдно не знать - стыдно не учиться!» Как вы его понимаете? (Если ты чего-то не знаешь, то обязательно можешь найти ответы на уроках. А если у тебя есть возможность и ты ничего не делаешь – это очень стыдно.)


II Проверка домашнего задания

-Какое было домашнее задание? (Ориентирование по компасу.)

-Будем проверять так, кто получает компас в руки отвечает на вопрос.

-Что называют ориентированием? (Определение своего местоположения на местности относительно сторон горизонта называется ориентированием.)

-Что такое компас? (Компас-Это прибор для определения сторон горизонта.)

-Для чего служит компас? (Для определения сторон горизонта в любую погоду.)

- Как устроен компас? (Намагниченная стрелка с разноцветными концами держится на предохранителе, и это всё находится в коробке.)

-Что обозначают буквы С, Ю, В, З? (Стороны горизонта: север, юг, восток, запад.)

-Какие это стороны? (Основные.)

-Как работает компас? (Положить его на ровную поверхность и оттянуть предохранитель.)

-Кто должен уметь ориентироваться?( Каждый человек должен уметь ориентироваться на местности.)

-Для чего? (Спасти жизнь.)

-Для каких профессий наиболее важно, умение ориентироваться?( Особенно это важно туристам, геологам, морякам, лётчикам.)


III Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

-У нас не всегда с собой есть компас. И вам расскажу историю про мальчика. Он пошёл в лес за грибами, чтобы порадовать свою сестрёнку. У него не было с собой компаса, и он не знал как ориентироваться. И вот как бывает, мальчик заблудился. И чтобы его не съели волки и он вернулся домой, нам нужно срочно узнать как ориентироваться.

-Тема нашего урока «Ориентирование по Солнцу и местным природным признакам». Сегодня, на уроке мы узнаем про ориентирование по Солнцу и по местным признакам и научимся этому. (разбор составляющих слов.)


IV Усвоение новых знаний

-Компас помогает людям ориентироваться на местности. Он позволяет точно определить своё местоположение относительно сторон горизонта и различных предметов.


-Как вы думаете как ориентировались люди до появления компаса? (По звёздам, Солнцу, природным признакам.)

-По Солнцу можно ориентироваться в светлую часть суток. (Далее рисуется схема восход-заход солнца.) Утром оно восходит на востоке. Вечером Солнце заходит за горизонт на западе. А в 12 часов дня в Северном полушарии оно всегда светит с южной стороны. В это время тени от предметов всегда указывают направление на север. Если в полдень вы встанете к Солнцу спиной, ваша тень будет направлена на север. У вас за спиной будет юг, справа — восток, слева — запад.


-Определите по рисунку, какой объект природы в полдень находится на севере от девочки. Что от неё на западе и востоке? (Если в полдень встать к Солнцу спиной, наша тень будет направлена на север. У нас за спиной будет юг, справа — восток, слева — запад.)

(Детям предлагается попробовать на практике ориентирование по Солнцу. Выбирается один ученик, Солнце заменяется фонариком. И дети пытаются определить стороны горизонта по тени.)


-Если Солнце закрыто облаками, ориентирами могут служить местные природные признаки. Они помогут вам определить южную и северную стороны горизонта.

-Внимательно, рассмотрите рисунки. (на слайде)

-С какой стороны у одиноко растущей берёзы ветви гуще? (Южной.)

-С какой стороны у берёзы светлее кора? (Южной.)

-Как можно ориентироваться с помощью деревьев. ( У одиноко растущего дерева обычно ветви гуще и длиннее с южной стороны. У берёзы кора светлее с южной стороны.)

-Какой склон муравейника более крутой? (С северной.)

-Какой более пологий? (С южной.)

-Пологий – это более плавный. (рисунок.)

-Как ты думаешь, почему? (Более пологий склон муравейника обычно обращён на юг, а более крутой — на север.)

-С какой стороны дерева находится муравейник? (С южной.)

-Сделай вывод, как можно ориентироваться по муравейнику. (Муравьи строят свои муравейники с южной стороны дерева.)

-С какой стороны стволы деревьев больше зарастают лишайниками и мхами? (С северной.)

-С какой стороны обильнее выступает смола? (Южной.)

-С какой стороны снег быстрее тает? (Южной.)

-С какой стороны снег лежит дольше? (Северной.)

-После дождя стволы деревьев дольше остаются тёмными и влажными, с какой стороны? (С северной стороны.)

-По каким природным признакам должен ориентироваться человек? (Кора и крона одинокостоящего дерева, местоположение мхов и лишайников на стволах деревьев, склоны муравейников, местонахождение муравейников, наличие снега, смолы на деревьях.)


-Давайте, поможем мальчику выбраться из леса и выполним задание.

-На доске записаны две стороны горизонта: север и юг. К ним даны фразы, но их разбросал волшебный ветер по доске. Ваша задача, как можно быстрее соединить фразы со сторонами горизонта.

-Какой ваш ответ. (Север-местоположение мхов и лишайников, крутой склон муравейника, тёмные стволы деревьев. Юг- густая крона и светлая кора дерева, наличие обильной смолы, пологий склон муравейника, быстрее тает снег.)

-Молодцы! Теперь мальчик стал весёлым, и может вернуться к сестрёнке, и накормить её грибным супом.

*Физкультминутка

-Мы сейчас все дружно встанем(Дети встают)

И немножко отдохнем. (Потягиваются)

Вправо, влево повернитесь, (Повороты)

Наклонитесь, поклонитесь! (Наклоны)

Руки вверх и руки вбок, (Движения руками)

И на месте прыг да скок! (Прыжки на месте)

А теперь бегом вприпрыжку, (Бег на месте)

Молодцы вы, ребятишки!


-Прочитайте, на странице 23 последний абзац.

-По скольким признакам мы должны ориентироваться? (По нескольким.)

-Как выдумаете, почему? (Чтобы была достоверная информация, их нужно использовать вместе.)

-Как мы должны относиться к мхам, лишайникам, муравейникам, деревьям.? (Бережно.)

-Почему? (Они могут спасти чью-то жизнь.)


-Выполним, следующее задание очень трудное и очень интересное. Перед вами 4 картинки. Но там не хватает сторон горизонта и внизу скобки - слова «один или несколько». Добавьте буквы и выберете слово.

-По скольким признакам мы должны ориентироваться? (По нескольким.)

-Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.


VI Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

-Запишите в дневники домашнее задание: читать и учить страницы 20-23, отвечать на вопросы, выполнить задания.

-Посмотрите, всё ли вам понятно? (Да.)

-Понятны, ли вам задания из Проверь себя? (Да.)

-Кто захочет может прочитать дополнительную информацию.

VII Подведение итогов

-Что мы узнали нового? (По Солнцу можно ориентироваться в светлую часть суток: Если в полдень встать к Солнцу спиной, наша тень будет направлена на север. У нас за спиной будет юг, справа — восток, слева — запад. При ориентировании на местности использовать сразу несколько признаков. Определить стороны горизонта в пасмурную погоду можно по таким признакам, как: кора и крона одинокостоящего дерева, местоположение мхов и лишайников на стволах деревьев, склоны муравейников, местонахождение муравейников.)

-Чему мы научились? (Ориентироваться по Солнцу и местным природным признакам.)

VIII Выставление отметок

Детям выставляются отметки.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Шайдо Анастасия Геннадьевна

Дата: 17.01.2023

Номер свидетельства: 623379

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования "
    ["seo_title"] => string(81) "pravila-poviedieniia-v-usloviiakh-vynuzhdiennogho-avtonomnogho-sushchiestvovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "127250"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415285813"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства