kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по литературе "Поэтическая тетрадь «Поэзии прекрасные страницы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление  усвоенного материла раздела

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературе "Поэтическая тетрадь «Поэзии прекрасные страницы»»

Тема урока

Поэтическая тетрадь «Поэзии прекрасные страницы»

Место урока в разделе

2 полугодие

Тип урока

Обобщение

Цели урока

закрепление усвоенного материла раздела

Задачи урока

Образовательные:

-создать условия для обобщения знаний по разделу «Поэтическая тетрадь»; прививать интерес к чтению, к слову.

Развивающие:

-способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, мышления;

Воспитательные:

-способствовать воспитанию патриотизма, толерантности, желания работать в коллективе, быть ответственным за себя и за своих товарищей.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащийся научится:

  • использовать различные виды чтения;

  • оценивать содержание и языковые особенности текста;

  • понимать литературоведческие понятия;

  • правильно называть поэтов (ФИО).


Учащийся научится:

  • договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Познавательные УУД

Учащийся получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации;

  • преобразовывать информацию.

Регулятивные УУД

Учащийся получит возможность научиться:

  • формулировать учебные задачи урока;

  • принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные УУД

Учащийся получит возможность научиться:

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • контролировать действия партнёра.

Учащийся получит возможность:

  • проявлять интерес к учебному сотрудничеству;

  • проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное;

  • высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.



Основные понятия

Форма урока

Технология

Пастернак, Клычков, Кедрин, Рубцов, Есенин

Фронтальная (выразительное чтение текста)

Методы: беседа, работа с книгой, практические задания

Приемы: чтение вслух

Оборудование

Компьютер, интер.доска, листы А4, презентация, аудиофрагмент

Этапы урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.Мотивация к учебной деятельности

Время: 1 мин


- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок чтения. Давайте создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка- это залог хорошего настроения. Давайте будем дарить друг другу здоровье и радость. Садитесь.

Руки? На месте.

Ноги? На месте.

Локти? У края.

Спина? Прямая.



2. Основной

Время: 15 мин


-Сегодня мы проведем необычный урок. С каждым годом, ребята, вы взрослеете, учитесь жить; я надеюсь, что каждый из вас стремится к тому, чтобы стать хорошим, деловым, успешным  человеком. Чтобы стать таким, нужно планировать свою деятельность, свою жизнь, ставить перед собой цель, искать все выходы, чтобы достичь её, добиться высоких результатов.

- Сегодня на уроке мы будем этому учиться, но с начала вспомним:

- Над каким разделом мы работаем с вами сейчас?

- Творчество каких поэтов мы уже изучили?

Задача сегодняшнего урока – обобщить творчество поэтов Бориса Леонидовича Пастернака, Сергея Антоновича Клычкова, Дмитрия Борисовича Кедрина, Николая Михайловича Рубцова. Мы должны выявить основные особенности в творчестве данных писателей, и ещё раз на примере стихотворений закрепить их. (Слайд 1: фото поэтов)

Чтение и анализ стихотворения Б.Л.Пастернака «Золотая осень»

-чтение стихотворения

Беседа после чтения

-О чем пишет поэт?

-В какой части произведения автор дает высокую оценку Осени, как художнице? Зачитайте








-С чем он сравнивает осень?

-Вы знаете, что такое четог?

-Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Ребята, а как передает образ осени в представлении Пастернака картина Виктора Борисова – Мусатова? (слайд 2: картина)

-Выразительное чтение стихотворения



Чтение и анализ стихотворения С.А.Клычкова «Весна в лесу»


- чтение стихотворения

Беседа после чтения

- Какие картины изображает поэт?









-Как ему удается показать, что наступает весна и природа оживает?








-Какими поэт видит лесных птиц и зверей?

-Выразительное чтение стихотворения


Чтение и анализ стихотворения Д.Б.Кедрина «Бабье лето»


- Вспомним, что такое «бабье лето»?

-Чтение стихотворения

Беседа после чтения




-Как поэту удается показать, что осень скоро уступит место зиме?


-Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении?



-Если бы вам нужно было бы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, какие краски вы использовали бы?

-Выразительное чтение стихотворения


Чтение и анализ стихотворения Н.М.Рубцова «Сентябрь»

-Чтение стихотворения

Беседа после чтения

- Ваши впечатления от стихотворения. Что представляли, когда слушали стихотворение?

- Какое настроение у поэта?


-С чем сравнивает поэт осень?



- Меняется ли настроение автора , почему?




- Какова главная мысль стихотворения?

-Выразительное чтение стихотворения.




Чтение и анализ стихотворения С.А.Есенина «Лебедушка»

-Чтение стихотворения

Беседа после чтения

-Какое настроение, какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?


- Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит?

«Авторы»

У меня на столе портреты писателей, чьи стихи мы читали. На основе прочитанных произведений и портретных особенностей подготовьте рассказ о поэте.(по рядам) Борис Леонидович Пастернак, Сергей Александрович Есенин, Николай Михайлович Рубцов.

Пример: Сергей Антонович Клычков жил давно. Он писал стихи о природе. У него были усы, длинные волосы и густые брови. Сергей Антонович Клычков –знаменитый писатель 20 века. Кедрин Дмитрий Борисович был очень добродушным и любил писать о природе ,наблюдать и сравнивать.









- (поэтическая тетрадь)

-Пастернак, Клычков, Кедрин, Рубцов, Есенин









-(о золотой осени)

-(в начале, многократным повтором существительного множественного числа «залы», поэт подчеркивает величие )

-(со сказочным чертогом, с дворцом)

-(богатое помещение)

-(автор восторгается, восхищается осенью)

-(данная картина передает настроение автора)




-(Автор описывает приход весны: в сосновом бору тает снег, рано гаснут звезды — день становится длиннее, на проталинах собираются груды зайцев, вылезает из берлоп медведь, слышен стук дятла. В глубоком заросшем овраге поют сойки и кружатся глухари, а перед бором гуляет странник со свирелью)

-(Снег оттаял под сосною, 
И тепло на мягком мху, 
Рано з утренник весною 
Над опушкою лесною 
Гаснут звезды наверху)

-(Это Лель, именно таким он изображается в художественных и литературных произведениях.)


-Бабьим летом именуют период времени, когда на улице теплая, ясная и сухая погода в преддверии холодной осени.

-(«Завтра хлынет дождик быстры, Тучей солнце заслоняя»)

-(Радости и понимания того, что скоро осень уступит место зиме)

-(Мы использовали бы жёлтые, зелёные, оранжевые, красные цвета)





-(Солнце ярко светит. Листья шуршат под ногами. Лёгкая паутинка летит. Птицы прощаются и кружат)

-(восторг, восхищение)

-(с праздником, со сказочным чертогом, дворцом)

-( в последнем четверостишии говорится о грусти октября, о приближающейся зиме)

-( надо научиться радоваться, восхищаться всем добрым началам, что вокруг тебя, несмотря на тяготы жизни) 



-( Чувство грусти, печали, горести, страха и восхищения).

-(Называет их ласково, с любовью.)




3. Физминутка (2 мин)

(на экране воспроизводится видеофрагмент физминутки)



4. Первичное закрепление

Время: 5-10 мин

Вариант 1

А1. Укажи автора стихотворения «Лебёдушка»?

1) Н.М.Рубцов  2) С.А.Есенин

 3) С.А Клычков  4) Б.Л.Пастернак

А2. Отметь стихотворение Д.Б.Кедрина

 1) «Золотая осень»  2) «Сентябрь»

 3) «Весна в лесу»  4) «Бабье лето»

В 1. Отметь, каким настроением проникнуто стихотворение С.А.Клычкова «Весна в лесу»?

 1) грустным  2) тревожным

 3) радостным 4) равнодушным

В 2. Определи верное толкование слова каталог.

 1) список предметов  2) явление природы

 3) вид транспорта 4) наука

С1. Укажи какие деревья не описывает Б.Л. Пастернак в стихотворении «Золотая осень»?

 1) берёзы  2) липы

 3) тополя 4) клёны

Вариант 2

А1. Укажи автора стихотворения «Сентябрь»?

1) Н.М.Рубцов  2) С.А.Есенин

 3) С.А Клычков  4) Б.Л.Пастернак

А2. Отметь стихотворение С.А.Клычкова.

 1) «Золотая осень»  2) «Сентябрь»

 3) «Весна в лесу»  4) «Бабье лето»

В 1. Отметь, каким настроением проникнуто стихотворение Л.Б.Кедрина «Бабье лето»?

 1) грустным  2) тревожным

 3) радостным 4) равнодушным

В 2. Определи верное толкование слова чертог

 1) линия  2) дворец

 3) скала 4) рассказ

С1. Укажи какие деревья не описывает Б.Л. Пастернак в стихотворении «Золотая осень»?

 1) рябины  2) липы

 3) берёзы 4) клёны

Выполняют тест

Раздаточный материал

5. Закрепление (рефлексия)

Время: 10 мин

- Какая главная тема этих стихотворений?

-Да, ребята , вот таким образом , с помощью рифмы, с помощью стихотворений поэты передали свое отношение к природе, свои чувства, эмоции к временам года.

-Как ещё можно передать свои чувства к природе?

- Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины? Как думаете, какие чувства вложили художники, рисуя картины природы, изображая времена года?

- Как еще можно выразить свое настроение к временам года?

-Молодцы!!! Сейчас послушаем музыку, возможно кто-то из вас ее уже даже слышал (звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)


После прослушивания музыки

-Что вы представили, слушая данную музыку?

-Какое настроение у вас, когда вы слышите данную музыку?


Вывод: вот сейчас мы с вами проследили, как можно передать чувства, эмоции, настроение к природе.

-Ребята, каково ваше отношение к временам года? Есть ли у вас любимое время года? Какое ? А может быть, вы не любите какое – то время года? Расскажите об этом.


-Подумаем над этим , и попробуем создать проект на тему: «Времена года».

-Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (план, замысел)


     Запомните,  проект- дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: сочинения, стихотворения, картины, музыка, песни, частушка.

-Я предлагаю вам нарисовать рисунок на тему: «Времена года», время года выберите сами, то которое вам больше нравится, передайте в нем свое настроение. Данный рисунок и будет являться нашим проектом, затем каждый ряд по очереди выйдет и каждый из вас расскажет нам о своем рисунке. (включается музыка Чайковского, времени на рисунок 5 мин)

Рефлексия:

Я могу себя похвалить за ….

Мне было трудно …

-( тема природы – времена года)



-(через краски)




-(с помощью музыки)






Высказывают свое мнение

































Ответы учащихся

Раздаточный материал (листы А4)






Подпись учителя: ____________________________________ Дата ____

Подпись методиста:__________________________________ Дата ____


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект по литературе "Поэтическая тетрадь «Поэзии прекрасные страницы»

Автор: Пономарева Анастасия Алексеевна

Дата: 04.05.2022

Номер свидетельства: 606175

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему "Картины природы в музыке и поэзии" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kartiny-prirody-v-muzykie-i-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "108797"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403862277"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства