Конспект открытого урока окружающего мира по теме: " Берегите воду!".3 класс. УМК " Школа России"
Конспект открытого урока окружающего мира по теме: " Берегите воду!".3 класс. УМК " Школа России"
Урок разработан в соответствии с ФГОС.Соответствует возрастным и психологическим возможностям обучающихся( обучение по адаптированной общеобразовательной программе с ЗПР. Вариант 7.1)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: доказать необходимость бережного отношения к воде как источнику жизни и здоровья человека.
Задачи: ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить
бережно относиться к воде и экономить воду.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД:
1)формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей;
2) умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Коммуникативные УУД:
1)развивать умения работать в парах, группах
2)внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой,
3)умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД:
формулировать тему урока;
искать и выделять необходимую информацию;
адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;
рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы обучения:
1) индивидуальная работа
2) групповая работа
3)фронтальная работа
4)работа в парах
Методы:
1) объяснительно-иллюстративный
2) продуктивный
3) репродуктивный
Технологии:
1)здоровьесберегающая
2)технология игровых методов обучения
3)проблемное обучение
4) информационо-коммуникативные
Оборудование:
-Большая капля
-материал для самооценки « Необычная радуга»
-рисунок реки с источниками загрязнения
-схема «Круговорот воды в природе»
-карта ( глобус)
-презентация
-Карточки для обучающихся
-РТ, учебник
Ход урока:
1. Организационный момент
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмѐмся,
И друг другу улыбнѐмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придет успех!
2.Мотивация учебной деятельности обучающихся
- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)
- Что делать, если что-то не знаете?
Будем стараться узнавать новое.
- Сейчас я прочитаю стихотворение, после чего вы должны ответить:
Без чего невозможна жизнь на Земле?
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без….(воды).
-Без чего невозможна жизнь на Земле?
- Почему? (Без воды погибнут растения и животные, вода нужна людям, животным, растениям)
3. Актуализация знаний
1.Проверка домашнего задания
1.-На прошлом уроке мы познакомились с удивительными превращениями
воды, узнали о ее путешествиях. Сейчас проверим, что вы знаете о воде.
Трое обучающихся будут работать по карточкам, а остальные выполнят тест
Тест
1) Лед и снег-это вода..
А) в твердом состоянии;
Б) в жидком состоянии;
В) в газообразном состоянии.
2) Что происходит с водой при нагревании?
А) при нагревании вода сжимается;
Б) при нагревании вода расширяется;
В) изменений с водой при нагревании не происходит.
3) Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
А) вода впиталась в поверхность пола;
Б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
В) вода с поверхности пола испарилась;
4) Пар- это
А) вода в жидком состоянии
Б) вода в газообразном состоянии.
В) вода в твердом состоянии;
5) За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы ?
А) вода, превращаясь в лед, расширяется;
Б) вода, превращаясь в лед, сжимается;
В) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
Проверка выполнения теста. Самооценка ( объявить критерии)
2.Индивидуальная работа по карточкам
Карточка №1
В каком случае основные свойства воды указаны верно.
имеет синий цвет, без запаха, прозрачная;
бесцветная, без запаха, без вкуса, прозрачная.
Что происходит с водой при нагревании
при нагревании вода сжимается
при нагревании вода расширяется
Вода является растворителем
Да
Нет
Карточка № 2
Подчеркни свойства воды:
Без вкуса, без запаха, текучесть, бесцветность, испаряемость, горючесть, растворитель.
Где можно наблюдать воду в различных состояниях?. Используя слова для справок, заполни таблицу.
Слова для справок: ручей, сосулька, пар, океан, айсберг, туман.
Состояния воды
твёрдое
жидкое
газообразное
Карточка№3
Вставь слова:
Вода при нагревании _______________, а при охлаждении _______________. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший _______________. Воду можно очистить с помощью _________.
Слова для справок: сжимается, расширяется, фильтр, растворитель
2.Работа со схемой «Круговорот воды в природе»
- Расскажите, пользуясь схемой, как в природе происходит круговорот воды в природе?
4. Целеполагание.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде.
Тему урока вы сможете определить сами, послушав мою сказку.
В одном царстве жило-было Красивое озеро. И много в нем водилось рыбы.
Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой озера, другие – купались в его водах, третьи - ловили рыбу. Но случилось так, что каждый, кто приходил в гости к озеру, оставлял там много мусора. Обиделось оно на людей и спрятало всю рыбу под своим обрывистым берегом, а само покрылось густой тиной. Пришли утром люди к озеру и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Взмолились они, стали просить у озера прощения, стали ухаживать за ним. Простило людей озеро, выпустило рыбу, очистило свои воды. И стали люди жить с ним в мире и согласии.
-Так о чем же мы будем говорить? Какая проблема стоит перед человечеством?
(Воду нужно беречь, не загрязнять)
-Итак, тема урока: «Берегите воду!»
- Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос:
Почему нужно беречь и охранять воду? Почему вода находится в опасности?
-А какие задачи мы должны решить на этом уроке? Чему должны научиться?
Прочитайте, они записаны на доске
1) Узнать причины загрязнения водоемов;
2) Научиться бережно относиться к воде и экономить воду.
У.- Чтобы выполнить данные задачи, нам нужно ответить на вопросы, которые принесла наша гостья -Капелька из сказочного Красивого озера.
КАПЕЛЬКА появляется на доске( вывешивается картинка)
Вопросы:
1.Где на планете встречается вода?
2.Для чего человеку нужна вода?
3.Почему чистой воды становится меньше?
4.Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?
5.Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоемах?
Что вы видите?( рисунок реки с источниками загрязнения)
-Что вы можете сказать про эту речку?
- Какие источники загрязнения воды существуют у нас в стране, в мире?
- Давайте поможем Капельке очистить речку от источников загрязнения.
5.Первичное усвоение новых знаний.Первичная проверка понимания.
У:
-Очень-очень давно, много миллионов лет назад, еще до появления
динозавров, вся поверхность земли была покрыта водой.
Затем в результате вулканических извержений, некоторые участки суши стали подниматься, а некоторые наоборот опускаться ниже уровня воды.
Современные ученые пришли к выводу, что первая частица жизни зародилась в воде. Значит вода- мать всего живого на земле.
Вопрос 1: Где на планете встречается вода?
Читаем 1 абзац, с. 59 учебник
(Обучающиеся читают текст учебника, выбирают главное, отвечают на вопрос)
МАША сделает вывод по прочитанному.
- Вода встречается везде. Если посмотрим на глобус (модель Земли) воды
много в морях и океанах.
Но морская вода соленая, она непригодна для питья, для полива полей, для
нужд фабрик и заводов. Человеку нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные ее запасы сосредоточены в полярных льдах. Но запасы пресной воды сокращаются из-за их загрязнения.
Знаете ли вы, где у нас в стране самые большие запасы пресной воды. Об этом нам расскажет Настя
Сообщение о Байкале( Исайкина Н.)
- Мы сделали первый шаг по очистке воды в реке. (Убирается первый
источник загрязнения с рисунка )На месте источника загрязнения зазеленел кустик.
Вопрос 2: Для чего человеку нужна вода?
Читаем 2 абзац
МАКСИМ делает обобщение:
- А вы знаете, для того чтобы получить одну тонну стали, необходимо
израсходовать 150 тонн воды, а для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн воды.
Учитель:-А кто еще нуждается в воде? (Животные, растения)
Н-р: Слону в сутки необходимо 90 литров воды.
Вывод: Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни.
- Мы сделали второй шаг по очистке воды в реке. (Убирается второй
источник загрязнения).
6.Физкультминутка
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
У:
- Многие люди посвятили воде песни, стихотворения, пословицы.
На доске:
"Нет на земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды." Василий
Михайлович Песков.
- Вы согласны с его словами? Объясните (возможность в любую минуту утолить жажду.)
У:Работаем в группах ( напомнить правила работы в группах)
-Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает
столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.
- Мы сделали третий шаг по очистке воды в реке. (Убирается третий
источник загрязнения).
Вопрос 4: Чем опасна загрязненная вода и для кого она опасна?
АЛЕНА делает вывод:
От загрязненной воды гибнут растения и животные в реках, озерах,
морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек.
Учитель: можно ли пить воду из реки, озера, пруда?
-Нельзя, В ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии)
Знаете ли вы , что …
- более 5млн. людей ежегодно умирают от болезней, вызванных употреблением плохой воды.
- Мы сделали четвертый шаг по очистке воды в реке. (Убирается четвертый источник загрязнения).
- Капелька благодарит вас за ответы.
- Продолжаем работу по очистки реки
Вопрос 5: Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в
водоемах?
Читаем в учебнике, с.60, 1 абзац.
Никита обобщает:
У.- Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод.
Загрязненную воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду.
- Как вы думаете, нужны людям такие предприятия?
- Мы сделали пятый шаг по очистке воды в реке. (Убирается пятый источник
загрязнения).
Вопрос 6: Что значит «экономно расходовать воду»?
Поработайте в паре
На партах лежат картинки, пользуясь ими назовите, как необходимо экономить воду в быту.
- Мы сделали шестой шаг по очистке воды в реке. (Убирается шестой
источник загрязнения).
-На все вопросы ответили?
Капелька благодарит нас.
7.Первичное закрепление
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ В РТ: задания№ 1,2
7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока
– Наш урок подходит к концу.
-Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили? ( открываю задачи)
-Проверим, как усвоили новый материал
2.Тест (обучающиеся фронтально отвечают на вопросы теста)
1. Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?
а) крахмал
б) воду
в) соль
2.Какая вода нужна людям?
а) прозрачная
б) бесцветная
в) чистая
3.От чего загрязняется вода в реках и озерах?
а) от использования воды в быту
б) от слива без фильтрации сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм
в) от использования воды на производстве
4.Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?
а) фильтры
б) пластиковые трубы
в) кислоты
-Почему мы говорим, что вода находится в опасности? (Люди загрязняют воду, ее становится меньше)
- Чем опасно загрязнение воды? (От загрязнения воды страдает всѐ живое.)
- Какой сделаем вывод? (Воду нужно беречь)
У.- А беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы.
8. Самоанализ и самооценка ученика
1.«Необычная радуга»
У вас на парте лежит картинка с изображением радуги, эта радуга необычная. Во-первых, она черно- белая, а во- вторых, у нее только 3 дуги. Предлагаю оживить радугу.
-Я все понял, могу объяснить – зеленая полоска
- Я понял – желтая полоска
- Я не все понял – красная полоска.
Выставление оценок за урок.
9. Информация о домашнем задании
1. - Нарисовать экологический знак «Берегите воду!»
2.- «Проверь себя» стр.63 в учебнике.
Выполнить задания в ТПО по теме урока
Пояснительная записка
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный стандарт второго поколения (ФГОС).Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.
Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Это способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они дети учатся мыслить, творчески усваивать знания.
В качестве организационного принципа проблемного урока выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой и индивидуальный метод обучения с элементами обсуждения и игры.
Наряду с этим на уроке использовались элементы таких современных технологий, как система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, документ-камера, ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), иллюстративный материал, что немаловажно для учащихся младших классов.
Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass – это инструмент для проведения текущего, урочного и итогового контроля знаний и мониторинга образования с системой PROClass, преподаватель может представить вопрос всему классу, и все ученики могут отвечать и участвовать в обсуждении. Если преподаватель видит, что большинство ответов неправильны, то он может повторно объяснить соответствующую тему. Если большинство ответов верны, то можно переходить к следующей теме. Система PROClass способствует тому, что вопросы преподавателя адресованы всему классу (а не только отличникам) и позволяет получить немедленную индикацию понимания 100% аудитории. Темп обучения задается в соответствии с потребностями большинства учеников. По окончании занятия, система автоматический создаст подробный отчет для преподавателя – полную таблицу результатов с именами и фамилиями всех учеников класса, а также ответов на все вопросы урока. Таким образом, преподаватель может определить, кому из учеников было трудно усвоить материал на уроке, и оказать дополнительную помощь для отельных учащихся. С помощью этой функции, преподаватель может проводить интерактивный урок не подготовив заранее презентацию с помощью системы. Более того, всегда можно использовать предпочитаемый вариант подачи материала – на доске, на бумаге, прямо с веб-сайтов. Система проверяет ответы на вопросы, представленные на листе или в файле WORD, за учителя и выдает оценку автоматически. Успешные результаты использования системы, выражаются в характере проводимых занятий, а также в общей атмосфере в классе во время проведения урока с помощью системы PROClass. Во всех школах, использующих систему PROClass, наблюдается повышенный интерес к интерактивным занятиям со стороны учеников, а также к изучаемым на них предметам.
Документ-камера
• помогает транслировать изображения плоских или объёмных предметов на экран для всеобщего обозрения (цветок, яркая картинка);
• позволяет рассмотреть мелкие детали плоского или объёмного изображения, которые плохо различимы при реальном просмотре;
• облегчает работу с учебником или альбомом с иллюстрациями, когда требуется обращаться по ходу демонстрации к различным частям документа;
• помогает найти определённую информацию, слова или словосочетания, выделить фрагменты текста по определённым признакам;
• позволяет сохранять увеличенные изображения в виде файлов изображений и видеофайлов с целью их последующей демонстрации и изучения обучающимся.
Данная разработка урока включает в себя поэтапный план занятия с учетом временной реализации и урока.
Для мотивации к учебной деятельности урок начинается с проблемного вопроса : « Без чего невозможна жизнь на Земле? Почему?»
Тема урока не объявляется учителем , а обучающиеся определяют сами, послушав сказку. Послушав сказку определяют какая проблема стоит перед человечеством и формулируют тему урока.
На уроке используются различные формы и методы с целью удержания внимания и интереса к изучаемой теме.
Таким образом, творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. А проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний. Благодаря принципу проблемности, реализованном на уроке, ученики открывают знания, а не получают их в готовом виде.