- о чем будем говорить на нашем уроке? Мы сегодня говорим о прилагательном!
3. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы продолжим работать с существительными и прилагательными мужского, женского и среднего рода. Учиться правильно согласовывать прилагательные с существительными. Составлять словосочетания.
(На одной половине доски запись:
красив….
красив…
красив…
красив…)
- У меня записаны слова с пропущенными окончаниями. Какие это могут быть слова? К какой части речи они относятся?
(к именам прилагательным)
- Что необходимо сделать, чтобы дописать нужное окончание?
(подобрать имя существительное)
(Появляется запись на другой половине доски:
Цветок
Природа
Лицо
Картины)
- Как проверить окончание имени прилагательного?
(надо поставить вопрос от имени существительного)
- Поставьте вопрос от существительного цветок.
Цветок (какой?) красивый.
- Какое окончание надо дописать?
(окончание –ый)
(Учитель записывает на доске)
- Определите род и число имени прилагательного.
(м. р., ед. ч.)
(Аналогично разбираются остальные имена прилагательные).
- Какой можно сделать вывод?
(Род и число имени прилагательного зависят от рода и числа имени существительного).
Основная часть
Задание 1
- «Образуйте новые слова, обозначающие признак предмета».
Определите род и число. (определяем род и число, записываю на доске пример, рисую схему)
Птица+гнездо=птичье гнездо (ед.ч, ср.р)
Автобус+билет =автобусный билет (ед.ч., м.р.)
Гриб+суп=грибной суп (ед.ч., м.р)
Море+пена=морская пена (ед.ч., ж.р.)
Зелень + деревья=зелёные деревья (мн.ч., род не опред.)
-А в последнем словосочетании мы можем определить род? (Нет. Во множественном числе у прилагательных род не определяется).
-Просклоняйте самостоятельно одно из словосочетаний в тетради.
Задание 2
— «Послушайте словосочетание и измените число»
Определите число и род.
Я говорю вам в ед.ч., а вы переделываете во множественное число.
Солнечный луч — солнечные лучи
Синее платье — …
Красивая роза -…
Погожий день -…
Новая тетрадь -…
Темное облако -…
Физкультминутка:
Абрикосы, груши, сливы
И полезны, и красивы. (встать, руки влево, вперед, вправо)
Кто же фрукты соберет
На варенье, на компот? (встать, пожать плечами, руки в стороны)
Ну -ка, с ветки доставай
Небывалый урожай! (подняться на носочки и потянуться вверх руками).
Задание 3
– «Опиши предмет» Ученикам раздаётся по 1 предмету. Необходимо задать нужный вопрос и ответить на него. (Например, Яблоко. Яблоко какое? большое, спелое, желтое…) и т.д.
Карточки с изображениями: дом, собака, лимон, тарелка, дерево, солнце.
Задание 4
- «Работа по обогащению словаря антонимов и синонимов».
Вставить прилагательные на листочке.
Задание 5
- Составление предложений
- Прочитай, вместо точек встать подходящие по смыслу прилагательные:
На грядке было много ... моркови.
В магазине продают … сок.
На крыльце лежал … кот.
С дерева упал…лист.
На небе светит …солнце.
Девочка прочитала … книгу.
Задание 6
-Прочитайте текст (запись на карточках), расставьте знаки препинания. Вставьте окончания и у прилагательных укажите число, падеж.
Утро было чудесн… свеж… ветер пушист… снег укрыл землю лес был мохнат…и бел… над ним синело зимн… небо мы шли по тропинке по сторонам стояли стар…сосны они казались совсем бел…за соснами начиналась густ… чаща.
5. Итог занятия.
Сколько у вас получилось предложений? Назовите часть речи, которая обозначает признак предмета? Расскажите все, что вы знаете об этой части речи.
6. Рефлексия. Игра «Словесный калейдоскоп» (Игротека «Ребус»).