Конспект логопедического занятия "Род имен существительных. Согласование прилагательных с существительными.
Конспект логопедического занятия "Род имен существительных. Согласование прилагательных с существительными.
Логопедическое занятие предназначено для обучающихся 2-3 классов с нарушениями речи. Наданном занятии дети познакомятся с родом имен существительных и научаться согласовывать прилагательные в роде и числе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия "Род имен существительных. Согласование прилагательных с существительными.»
Тема. Род существительных. Согласование прилагательных с существительными.
Цели.
Коррекционно- образовательные:
познакомить детей с родом существительных;
закрепить знания детей о согласовании прилагательных с существительными в роде,числе;
развивать навыки согласования.
Коррекционно- развивающие:
учить определять род, окончания существительных, прилагательных;
развивать память.
Коррекционно-воспитывающая:
развивать коммуникативные навыки детей.
Ход занятия.
1.Коррекционная работа по развитию артикуляционного праксиса и мелкой моторики (Комплекс сопряженной гимнастики).
2.Организационный момент.
-Сядет тот, кто от данных существительных образует притяжательные прилагательные.
У медведя-
У кита-
У гуся-
У лисы-
У петуха-
У собаки-
У носорога-
У верблюда-
У волка-
У барсука-
У ежа-
У кошки-
У ужа-
У утки-
У слона-
У льва-
( сообщение темы и цели урока)
-Тема нашего урока: род имён существительных. Сегодня на уроке мы будем учиться определять род имён существительных и согласовывать существительные с прилагательными.
4.Коррекционная работа лексическом, фонетическом уровне.
Задание 1. Найдите лишнее слово, объясните, почему вы так считаете?
Чёрный, пушистый, мягкий, тёплый, белая, новый.
Какое имя сущ. Можно подобрать к этому слову.
Задание 2.Выполнить фонетический разбор слова
ДЕРЕВО-[ д’ э р’и в а] - 6 б., 6 зв.,3 сл..
На доске табличка с местоимением ОНА. Логопед спрашивает:
-Какое сейчас время года? (зима)
–Как можно сказать по-другому? Можно сказать зимняя пора? Соотносится ли слово пора со словом ОНА?
Слово пора записывается на доске. С помощью вопросов дети подбирают к нему нужные прилагательные.
- Пора какая? – Зимняя. Подберите к этому слову, слово противоположное по значению - летняя. И т.д.
-Соотносится ли по смыслу со словом пора или погода?
(Подбираются к слову погода прилагательные)
ОНА
Пора
Зимняя
Летняя
Весенняя
Осенняя
Утренняя
Вечерняя
Погода
Морозая
Сухая
Тёплая
Жаркая
Холодная
Ненастная
-Прочитайте слова первого столбика, чётко произнося окончания. Что общего у всех этих слов? (-яя).
Так же анализируются слова второго столбика. Дети подводятся к выводу, что прилагательные, которые соотносятся со словом ОНА, всегда заканчиваются –ая, -яя.
-Подберите самостоятельно прилагательные женского рода. Запишите слова в два столбика, выделите окончания.
- Логопед читает предложение:
-Волк - лесной житель, зимой носит густой пушистый мех.
Эти слова вывешиваются или записываются на доске. Затем к ним подбираются прилагательные. Далее слова снова анализируются, делается вывод: ОН (какой?)—ый, -ой, -ий.
Задание 3.Выберите из этого предложения имена существительные (волк, житель, мех).
ОН
волк
серый
голодный
сердитый
быстрый
страшный
хитрый
житель
лесной
полевой
земляной
морской
луговой
речной
мех
волчий
заячий
лисий
куний
беличий
медвежий
-Выделяем окончания: -ый, -ой, -ий.
Задание 5. Соотнести имена существительные с местоимениями ОН, ОНА, ОНО.
Путь, боль, медаль, руль, даль, соль, дерево.
-Какое слово лишнее и почему? Придумай и назови существительные среднего рода с окончаниями –Ё, -Е.
ОНО
Дерево
Ветвистое
Сухое
Раскидистое
Полотенце
Пушистое
Мягкое
Новое
Ружьё
Тяжёлое
Железное
Нарезное
Вывод: окончания –ое.
А сейчас, давайте будем подбирать прилагательные к разным предметам. Посмотрим , будут прилагательные изменяться или нет.
Кофта (ОНА)
красная новая красивая нарядная вязаная
пушистая
пуховая
шарф (ОН)
красный
новый
красивый
нарядный
вязаный
пушистый
пуховый
платье (ОНО)
красное
новое
красивое
нарядное
вязаное
пушистое
пуховое
-Прочитайте, какая кофта. Называя только один признак и чётко произнося окончания (кофта красная, новая и т.д.)
На какой вопрос отвечают все эти слова? (какая?) Назовите общую часть слов-признаков столбика(-ая). Можно ли сказать красный кофта? Докажите свой ответ.
Так же анализируются остальные слова. Можно сделать вывод: