Демонстрационный материал: материал для проведения рефлексивного приема «Солнышко», «Солнышко и облака»; корзинка и предметные картинки: яблоко, груша, земляника, красная смородина, малина, крыжовник; предметная картинка «ястреб».
Раздаточный материал: карточка №1 с пропущенными гласными в словах; шерстяные нитки и лист бархатной бумаги; печатный лист с крупным шрифтом для корректурной пробы; буквы для работы в парах: В И Ш Н Я;
Карточка № 2 с пропущенной буквой Я в словах.
Ход занятия
1. Организационный момент
Сядет тот, кто определит количество гласных в своём имени.
Упражнение на активизацию внимания: нажать большим пальцем правой руки на середину ладони левой руки, где находится точка внимания (10 сек.). То же выполнить и для правой руки.
- Послушайте стихотворение. Назовите букву, которая часто повторяется в словах:
Яше снятся якоря, снятся яхты и моря.
Яша маленький пока,
Подрастёт – служить на флот обязательно пойдёт.
4. Сформулировать тему занятия. Запись числа и темы занятия.
Актуализация знаний учащихся о букве гласных звуков.
5. Развитие графического образа буквы Я
- Выложите из ниток букву Я.
- Корректурная проба: найти и обвести букву Я в тексте (работа с печатным текстом).
6. Звукобуквенный анализ на уровне слова.
- Назовите первые буквы каждой строки и составьте слово:
Я по лесу шёл
Гостинец нашёл
Очень-очень отличный
До самых краёв
Корзинка полна
И свеж аромат земляничный (ягодка)
- Рассмотрите корзинку. На какие две группы можно разделить все слова?(ягоды и фрукты: яблоко, груша, земляника, красная смородина, малина, крыжовник). Назовите ягоды и фрукты, в названии которых есть буква я.
- Составьте слово из букв, и вы еще вспомните одну ягоду (вишня). Выполнить звуко-буквенный анализ слова (дети выполняют работу в парах).
8. Физминутка.
По ягоды
Мы шли-шли-шли, (маршируют по кругу, держа руки на поясе) Много клюквы нашли. (наклоняются, правой рукой достают носок левой ноги, не сгибая колен) Раз, два, три, четыре, пять, (опять идут по кругу) Мы опять идем искать. (наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен).
Глазодвигательные упражнения.
Быстро поморгать, зарыть глаза, считая до 5. Повторить 4-5 раз.
9. Развитие слогового анализа.
– Вставьте букву Я в слова. Карточка № 2: яма, яблоко, земля, яхта, ясень, як, ястреб, коляска, язь, яйцо, поляна. Запишите в тетрадь слова, которые состоят из двух слогов.
10. Работа на уровне предложения. Развитие связной речи. Пересказ «Ястреб».
- Отгадайте загадку.
Птица сверху налетает И цыплят внизу хватает. (Ястреб).
- Где в слове ястреб стоит буква Я?
- Послушайте рассказ.
Ястреб-хищная птица. Он охотится на птиц, белок, зайцев.
Ястреб живёт в лесу. Гнездо делает высоко на дереве. У ястреба глаза жёлтые, у птенцов – чёрные. Глаза – сигнал: хочу есть! Если птенец сыт – он поворачивается спиной к матери. Чёрные бусинки не видны и для мамы это сигнал – хватит кормить!
Люди называют ястреба разбойником.
Вопросы:
- На кого охотится ястреб?
- Как называют таких птиц?
- Где живет ястреб?
- Составим схему этого предложения. Запись предложения под диктовку в тетрадь. Подчеркнуть букву нашего занятия.
- Как мама понимает, что её птенец сыт?
- Почему люди называют ястреба разбойником? (дети выполняют пересказ)
11. Итог занятия.
- С какой буквой мы сегодня познакомились на занятии?
- Назовите слова, в которых пишется буква Я?
- Какие виды заданий вам понравилось выполнять?
Рефлексивный прием «Солнышко и облака». На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку в случае, если понравилось занятие, получил много интересной информации; облаками закрыть солнышко, если занятие неинтересное, было мало полезной информации.