- В какой стране мы живём? Как она называется? (Ответы детей) -Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами с рождения. Мы – граждане России. СЛАЙД 2 -У каждого взрослого человека есть документ, подтверждающий гражданство – паспорт. А у вас пока - свидетельство о рождении. - Наша страна широко протянулась с запада на восток. - На этой огромной территории России живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи, волос и глаз. -Чтобы люди не ссорились, чтобы всем жилось хорошо, государство приняло важные законы: «Конституцию Российской Федерации» и «Декларацию прав человека». СЛАЙД 3 - Они дают каждому человеку право пользоваться очень нужными благами, без которых человек не сможет обойтись, в равной степени, независимо от цвета кожи, разреза глаз, национальности и т.д. - Ребята, а вы знаете, что такое право и какие права есть у вас? 2.Знакомство с правами: -В толковом словаре русского языка написано, что ПРАВО – это охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять. - Наши права – охраняются государством - их нельзя отобрать. - Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом. СЛАЙД 4 Найди такое благо, без которого может обойтись человек: - труд - жизнь - прислуга - отдых (Дети отвечают, что можно обойтись без прислуги). - А что самое важное среди остальных благ? (Жизнь) -Жизнь человеку дана чтобы научиться радоваться и радовать близких. СЛАЙД 5 «Жизнь дана на добрые дела» - гласит народная мудрость. -Кому приходилось скучать при расставании с близкими и радоваться при встрече? - Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором. - А зачем человеку труд? - Если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Всё создано трудом. В мире слов разнообразных, Что блестят, горят и жгут, - Золотых, стальных, алмазных, - Нет священней слова: "Труд!" Все, что пьем мы полной чашей, В прошлом создано трудом: Все довольство жизни нашей, Все, чем красен каждый дом. Новой лампы свет победный, Бег моторов, поездов, Монопланов лет бесследный, Все - наследие трудов!... -Вы тоже в будущем мечтаете трудиться? -Кем вы хотите стать? (Опрос детей. Дети по очереди отвечают) -Что приносит счастье – труд или безделье? - Если мы будем целыми днями лениться и ничего не делать, будем ли счастливы? (Ответ детей) - Конечно, нет. СЛАЙД 6 - Найди концовку пословиц среди записей на доске: «Труд кормит, а лень - портит». Старание и труд к счастью ведут». «Хочешь есть калачи, не лежи на печи» (Проверка - СЛАЙДЫ 7, 8, 9.) - Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд. СЛАЙД 10 Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором. - Ребята, а для чего человеку отдых? - Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не сидим без работы и устаём. - БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. Гласит народная пословица. - Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ - Как называется ежегодный отдых родителей? ОТПУСК - Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА - Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ - Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до 15 часов в день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд. - Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей. - Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых. СЛАЙД 11 Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором. - Ребята, а было ли нарушено право на отдых в сказке «Золушка»? СЛАЙД 12 -Мы рассмотрели только некоторые права людей, самые главные. -А обладают ли этими правами дети? (Ответы детей) (Прикрепляю изображение ребёнка в центр цветка.) 3.Анализ ситуаций: - Конечно, дети имеют много прав. СЛАЙД 13 Очень много стран на свете, это знает каждый. Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент, Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент. Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок, Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок! - Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны (20 ноября 1989) подписали «Конвенцию о правах ребенка». СЛАЙД 14 - О каких же ещё правах в ней говорится? Хотите узнать ещё? Тогда слушайте дальше… Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки – Каждый день рождаются девчонки и мальчишки, Пользуются с первых дней правами своими – Ведь с пелёнок человек получает имя. СЛАЙД 15 - Каждый ребёнок имеет право на имя. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором. - Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода. - Что такое род, спросите вы? Послушайте стихотворение, и вы всё поймете. Прадеды Кем был твой прадед на Руси – Свою фамилию спроси. Есть в каждом классе Кузнецов. Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов, Отец отца отцова. С пилою Пильщиков дружил, Мял Кожемякин кожи. В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже. Звучат, как музыка, как стих, Фамилии простые. Вглядись – и ты увидишь в них Историю России. - Узнайте от родителей происхождение вашей фамилии и значение имени. - Дерево сильно корнями, а человек семьёй или родом. - Каждый из вас должен знать свою родословную и хранить и беречь память о своих прародителях. Потому что это…. корни и сила человека! 4. Игра: - Отчество передается детям от отца, поэтому оно так и называется ОТЧЕСТВО. Наши мальчики – будущие отцы. - Мальчики, встаньте и назовите по цепочке, какие отчества получат ваши дети? - Почему товарищам нельзя давать кличку или прозвище? - Потому что у них тоже есть право на имя. - Отстаивая свои права, не забывайте, что у других людей тоже есть такие же права, как и ваши. Уважайте чужие права! СЛАЙД 16 Малыш, что остался один в целом свете, Нормально не сможет жить и расти. Взрослые, те, что за детство в ответе, Ребёнку семью помогут найти. - Дети имеют право жить с родителями и право на их заботу. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором. - Ребята, а должны ли дети заботиться о родителях? (ответы детей) - Конечно, ведь кроме прав у каждого есть и обязанности. - Забота о родителях – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять! 5.Физминутка: - Ребята, какие обязанности по дому выполняете вы? - Покажем пантомимой (под музыку «Антошка».), как мы… - моем посуду, - пылесосим, - стираем, - чистим картошку, - поливаем цветы, - вытираем пыль, - ходим в магазин за хлебом. 6. Изучаем следующие права детей СЛАЙД 17 Заходите в первый класс, Не шагайте мимо. Здесь всему научат вас, Что необходимо. - Дети имеют право на обучение. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором. Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звезд, Управлять машиной в поле, Иль вести ракету ввысь, Хорошо работай в школе - Добросовестно учись. - А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания? (Ответы детей) - Правильно! Без знаний человек не освоит профессию. А ещё когда человек много знает, с ним интересно общаться. СЛАЙД 18 - Опять наши пословицы рассыпались. Необходимо собрать их. Народная мудрость гласит: Больше узнаешь -…. сильнее станешь. Кто любит науки, ….тот не знает скуки. Ученье – свет, … а неученье – тьма. (Дети находят концовку пословиц среди записей на доске) Проверка - СЛАЙД 19,20,21 СЛАЙД 22 -Что сделал папа Карло, чтобы Буратино мог учиться? (ответы детей) -Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы. -Ваша обязанность – стараться хорошо учиться. 7. Стихотворение С.Я Маршака СЛАЙД 23 «Кот и лодыри» Собирались лодыри На урок, А попали лодыри На каток. Толстый ранец с книжками На спине, А коньки под мышками На ремне. Видят, видят лодыри: Из ворот Хмурый и ободранный Кот идёт. Спрашивают лодыри У него: - Ты чего нахмурился, Отчего? Замяукал жалобно Серый кот: - Мне, коту усатому, Скоро год. И красив я, лодыри, И умён, А письму и грамоте Не учён. Школа не построена Для котят. Научить нас грамоте Не хотят. А теперь без грамоты Пропадёшь, Далеко без грамоты Не уйдёшь. Ни попить без грамоты, Ни поесть, На воротах номера Не прочесть! Отвечают лодыри: - Милый кот, Нам пойдёт двенадцатый Скоро год. Учат нас и грамоте И письму, А не могут выучить Ничему. Нам учиться, лодырям, Что-то лень. На коньках катаемся Целый день. Мы не пишем грифелем На доске, А коньками пишем мы На катке! Отвечает лодырям Серый кот: - Мне, коту усатому, Скоро год. Много знал я лодырей Вроде вас, А с такими встретился В первый раз! - Какое право есть у лодырей и нет у кота?(Право на образование) - Можно ли совсем не учиться? (Нет) - Нет, учёба – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять! Берегись болезнь любая: Грипп, ангина и бронхит. Всех на бой вас вызывает Славный доктор ….(Айболит) - О каком праве пойдёт речь? (О праве на медицинскую помощь.) СЛАЙД 24 -У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором. - Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору? - Здоровье – главная ценность человека. Здоровье надо беречь. - А вы обязаны заботиться о своём здоровье? - Что надо для этого делать? СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ДНЯ - Итак, забота о собственном здоровье – это и ваша обязанность. 8. «Сказочная» страница. СЛАЙД 25 - Вы узнали сказку? - Что сделал волк с домами поросят? - Он нарушает право на жильё и его неприкосновенность. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором. - Отгадайте сказку, в которой также было нарушено право на жильё? Лисий дом был изо льда. Солнце вышло — вмиг вода. Из домишки лубяного Лисичка выгнала косого. (Заюшкина избушка) СЛАЙД 26 9. Работа с выставкой книг: - Ребята, к нам в гости пришли сказки. (Выставка книг) (Картинки из сказок на СЛАЙДЕ 27) - Дети также имеют право на охрану и защиту от похищения. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором. - В какой сказке было нарушено это право? (Дюймовочка, Г уси-лебеди) - Дети имеют право на охрану и защиту от жестокого обращения. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором. В какой сказке было нарушено это право? (Буратино) - Дети во всем мире имеют право на охрану и защиту от эксплуатации и неволи. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором. -В какой сказке было нарушено это право? (Крошечка-хаврошечка, Золушка, Маша и медведь) СЛАЙД 21 (20 ноября – Всемирный день ребенка) 10. Игра «Разрешается – запрещается» (разрешается – хлопаем или запрещается – топаем) С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить – Это… (разрешается). Если кто того не знает: Мать с ребенком разлучает. Это… (запрещается). Слушать мнение ребенка…. (разрешается). Бить, наказывать ребенка…. (запрещается) Рисовать и петь учиться, Если заболел – лечиться Это –…. (разрешается). Если трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа…. (запрещается). Вместе дружно в мире жить, с разными детьми дружить – Это….. (разрешается). Этот слабый горбит спину, Перед сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго…. (запрещается) |